Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Применение игровых технологий в процессе
воспитательной деятельности для детей
с умеренной умственной отсталостью

Щемелева Лариса Анатольевна,
воспитатель ГБОУ школа № 502
Кировского района Санкт-Петербурга 
Применение игровых технологий в процессе воспитательной деятельности для детей с умеренной умственной отсталостью
     1. Краткая аннотация работы:
Эта работа может представлять интерес для педагогов работающих по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
    Особая роль в развитии личности ребенка принадлежит игре. Игра - вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе. Именно игра для ребенка — самый желанный и незаменимый вид деятельности. В игре ребенок может выразить себя, проявить свою индивидуальность и творческое начало. Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы, сопровождает человека на протяжении всей жизни и является неотъемлемой частью человеческой культуры.
     2. Содержание:
      2.1. Ведение:
Игровые технологии – это современные образовательные (педагогические) технологии, основанные на активизации и интенсификации деятельности учащихся.
     Игровые технологии, применяемые на уроках и во внеурочной деятельности, обладают существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
     Цель использования технологии: Расширение образовательного пространства, развитие мотивационных процессов, познавательной активности, усиление работоспособности учащихся.  
      Результат использования технологии: Преодоление трудностей в усвоении знаний. Повышение мотивации и познавательного интереса к предмету, активизация познавательных процессов, развитие коммуникационных процессов.
     Особенности игровых технологий. Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности  не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс. Игра представляет собой «цепочку» проблемных ситуаций познавательного, практического характера. Она является психологическим эквивалентом творческой деятельности, а, следовательно, формирует индивидуальный опыт такой деятельности. Существенно также и то, что игра является средством развития умений и навыков коллективной мыслительной деятельности умений продуктивно сотрудничать. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
2.2. Формирование личностных универсальных учебных действий
   Личностные УУД – проявление инициативы в оказании помощи одноклассникам.
Виды игр:
     Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли. Формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности.
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
  2.3. Формирование регулятивных универсальных учебных действий
   Регулятивные УУД - контролирование своей деятельности по ходу дидактической игры через результат выполнения задания, формирование умения оценивать свои действия.
Виды игр:
     Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
     Дидактические игры могут проводиться, как с игрушками, предметами и картинками так и без наглядного материала, в форме словесных игр. Действуя с предметами и познавая через игру обучающиеся учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Школьники знакомятся со свойствами предметов, решают задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности. По мере овладения учениками новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: они упражняются в определении предмета по какому - либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку, что очень важно для развития отвлеченного логического мышления. В процессе игр с природным материалом формируются мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, классификация) и наряду с этим воспитывается любовь к природе бережное отношение к ней. Настольно-печатные игры - способствуют упорядочению деятельности, стимулируют формирование мышления, внимания, работоспособности, развивают память.
          Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления. Умение сравнивать, сопоставлять, находить аналогии. Развивать воображение, фантазию, творческие способности, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
2.4. Формирование познавательных универсальных учебных действий
  Познавательные УУД: выполнение действий по определенному порядку.
Виды игр:
           Словесные игры учат играющих опираясь на имеющиеся представления о предметах, использовать приобретенных ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети должны самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывать по описанию, находить сходства и различия, алогизмы и суждения. Эти игры развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ на поставленный вопрос, применять знания в соответствии поставленной задачей. С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легче.
При отборе игры для того или иного занятия необходимо опираться на следующие принципы.
• Доступность содержания детям.
• Познавательная значимость игры.
• Возможность формирования коммуникативных навыков.
• Моделирование системы социальных отношений в наглядно – действенной форме в особых игровых условиях, исследование их ребенком и ориентировка в этих отношениях;
• Изменение позиции ребенка в направлении преодоления познавательного и личностного эгоцентризма и последовательной децентрации, благодаря чему происходит осознание собственного «Я» и возрастает мера социальной компетентности и способности к разрешению проблемных ситуаций;
• Стимулирование интереса к познанию, развитие внимания, памяти;
• Организация поэтапной отработки в игре новых способов ориентировки ребенка в учебных и жизненных ситуациях, их усвоение;
• Организация ориентировки ребенка на выделение переживаемых им эмоциональных состояний, обеспечение их осознания, смысла проблемной ситуации и формирование ее новых значений;
2.5. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий
Коммуникативные УУД - развитие умения работать в паре
Виды игр:
      Подвижные игры используются в качестве динамических пауз на уроке, во внеурочной деятельности, на переменах, прогулках. Способствуют сплочению детского коллектива, взаимовыручке, помощи товарищам.
       Компьютерные учебные игры позволяют в увлекательной форме осваивать навыки чтения и счета. Ребенок, попадая в занимательные ситуации, при каждом успехе получает мощное эмоциональное подкрепление. При этом у него формируется устойчивая установка на самостоятельный поиск, критическое отношение к окружающему и самому себе, на желание узнать новое, лежащее в основе установки на учение.
2.6. Заключение
       Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к совместной деятельности.
     Я пришла к выводу, что в основе обучения и воспитания детей игровые технологии неотъемлемый метод взаимодействия педагога и ученика. Игра ставит детей в условия поиска, пробуждает интерес к учебе, и внеклассной деятельности. Она учит стремиться к победе, быть быстрым, собранным, уметь четко выполнять задания, соблюдая правила игры. Под влиянием познавательного интереса деятельность становиться продуктивней, появляется интерес ко всему процессу обучения и воспитания.  
 Во внеурочной деятельности игровые технологии носят развлекательной характер. Дети в процессе отдыха и игры получают необходимый им опыт общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
3. Список литературы:
Шапкова Л.В. «Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии» / Под общей ред. проф. Шапковой Л.В – М.: Советский спорт, 2002.
А.А. Катаева, Е.А. Стребелева «Дидактические игры и упражнения» Москва, «Просвещение» 1991г.
Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Р.И. Говорова, Л.И. Цеханская «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» Москва, «Просвещение» 1989 г.
А.М. Шипицына «Развитие навыков общения лиц с нарушением интеллекта» Санкт-Петербург, 2000

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»