Проектная деятельность индивидуальной
работы в работе с детьми с ОВЗ
(из опыта работы учителя – логопеда)
Тришина Татьяна Григорьевна,
учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 11
компенсирующего вида
Калининского района Санкт-Петербурга
Индивидуальная работа позволяет более тщательно подходить к проблемам каждого ребенка. Задачи и содержание индивидуальной работы определяются исходя из логопедического заключения, степени выраженности речевого нарушения у детей, их индивидуально-психологических особенностей и в соответствии с традиционными логопедическими методиками, которые позволяют устранить выявленные в ходе логопедического обследования нарушения речевой деятельности и пробелы в знаниях, умениях, навыках ребенка.учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 11
компенсирующего вида
Калининского района Санкт-Петербурга
Основная задача индивидуальных логопедических занятий — формирование звуковой стороны речи и при необходимости проводится работа по формированию лексико-грамматического строя речи, связного высказывания, а также по развитию мелкой моторики.
План индивидуальной работы учитель-логопед составляет ежедневно на каждого ребенка с учетом структуры речевого дефекта.
Основные направления индивидуальной работы учителя-логопеда по формирование звуковой стороны речи с детьми:
- Развитие артикуляционного аппарата:
- общая и специальная артикуляционная гимнастика, направленная на развитие подвижности губ, языка, мягкого неба;
- логопедический массаж (расслабляющий, активирующий, I лицевой мускулатуры, точечный).
- Развитие физиологического дыхания с помощью специальных упражнений.
- Развитие общей, тонкой моторики.
- Развитие динамической стороны речи (темп, ритм, интонация).
- Развитие голоса (сила, высота, тембр).
- Постановка и автоматизация звуков в слогах, словах, фразах, предложениях, связной речи.
Логопедический проект представляется как способ организации коррекционного процесса, основанный на взаимодействии учителя-логопеда, ребенка, родителей.
Мной разработан мини-проект «Свистушка», направленный на подготовку артикуляционного аппарата к постановке свистящих звуков у ребенка 5 лет.
Тип проекта: познавательно-обучающий.
Длительность проекта: краткосрочный.
Участники проекта: учитель – логопед, ребенок и его родители.
Проблема: неправильное произношение свистящих звуков.
Актуальность проекта: Неправильное произнесение звуков может препятствовать речевому общению ребёнка с окружающими и привести к снижению успеваемости в школе.
Цель проектной деятельности: формировать правильные артикуляторные уклады свистящих звуков.
Задачи проектной деятельности:
- Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи. Повысить мотивацию, интерес к логопедическим занятиям.
- Подготовить речевой аппарат к правильному артукладу для постановки свистящих звуков.
- Развить у ребенка правильное физиологическое и речевое дыхание.
- Развить у ребёнка слуховое внимание, память, фонематическое восприятие в играх и специальных упражнениях.
- Привлечь родителей к совместной работе по коррекции нарушений свистящих звуков.
- У ребёнка появилась заинтересованность к логопедическим занятиям и желания выполнять артикуляционные упражнения и игры.
- Подготовлен артикуляционный аппарат для постановки свистящих звуков.
- Сформирован правильный выдох воздушной струи.
- У родителей появилась заинтересованность не только в результатах, но и в самом процессе коррекционной работы.
- Улучшилось слуховое внимание, память, фонематическое восприятие.
I. Подготовительный этап (информационно-аналитический).
- Рассказать родителям ребёнка о мини-проекте по постановки свистящих звуков.
- Провести консультацию для родителей: «Артикуляционная гимнастика – основа правильного звукопроизношения».
- Дать рекомендации и показать на практическом материале выполнение артикуляционной гимнастики для правильной постановки свистящих звуков.
- Объяснить родителям о необходимости ежедневного выполнения артикуляционной гимнастики.
- Предложить ребенку аудиозапись с коротким текстом (произносимых с искаженными свистящими звуками и правильным произношением Соловьём – Разбойником). Обратить внимание на правильное и неправильное звукопроизношение свистящих.
- Рассказать ребёнку сказку: «Веселый язычок», чтобы вызвать интерес к артикуляционной гимнастике.
- Показать упражнения для губ, для языка и предложить ребенку дать названия этим упражнениям.
- Предложить ребенку с родителями нарисовать в альбоме «рисунки – упражнения», для ежедневного выполнения артикуляционной гимнастики.
- Показать упражнения для выработки (плавной длительной) воздушной струи. Вспомнить, на что можно подуть.
- Предложить родителям сделать с ребёнком пособия для воздушной струи.
- Ежедневно выполнять артикуляционные упражнения.
Предложить ребенку поиграть в игры: с целью для закрепления фонематического восприятия звука.
Игра «Хлопни в ладоши, когда услышишь «С» (из ряда звуков, слогов). Логопед называет звуки, слоги, услышав «С» ребёнок должен хлопнуть в ладоши.
«Выбери картинку для Сони» Логопед предлагает из ряда картинок выбрать те, в названии которых есть «С».
Таким образом, проектная деятельность в настоящее время – является перспективной формой работы, содержащая в себе большие потенциальные возможности и способствует качественным изменениям в развитии речевых способностей детей дошкольного возраста.
Использование данного метода приводит к положительной динамике речемыслительной деятельности у дошкольников, обеспечивает условия для формирования гармонично развитой личности, позволяет в совместной работе учителя-логопеда и родителей решать важные задачи речевого, социального и интеллектуального развития дошкольников.
Литература
1. Перегудова Т. С, Османова Г. А. Вводим звуки в речь. СПб.: КАРО, 2007 С.