Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Проектная деятельность индивидуальной
работы 
в работе с детьми с ОВЗ

(из опыта работы учителя – логопеда)
Тришина Татьяна  Григорьевна,
учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 11
компенсирующего вида
Калининского района  Санкт-Петербурга
Индивидуальная работа позволяет более тщательно подходить к проблемам каждого ребенка. Задачи и содержание  индивидуальной работы определяются исходя из логопедического заключения,  степени выраженности речевого нарушения у детей, их индивидуально-психологических особенностей и в соответствии с традиционными логопедическими методиками, которые позволяют устранить выявленные в ходе логопедического обследования нарушения речевой деятельности и пробелы в знаниях, умениях, навыках ребенка.
Основная задача индивидуальных логопедических занятий — формирование звуковой стороны речи и при необходимости проводится работа по формированию лексико-грамматического строя речи, связного высказывания, а также по развитию мелкой моторики.
План индивидуальной работы учитель-логопед составляет ежедневно на каждого ребенка с учетом структуры речевого дефекта.
Основные направления индивидуальной работы учителя-логопеда по формирование звуковой стороны речи с детьми:
  1. Развитие артикуляционного аппарата:
    • общая и специальная артикуляционная гимнастика, направленная на развитие подвижности губ, языка, мягкого неба;
    • логопедический массаж (расслабляющий, активирующий, I лицевой мускулатуры, точечный).
  2. Развитие физиологического дыхания с помощью специальных упражнений.
  3. Развитие общей, тонкой моторики.
  4. Развитие динамической стороны речи (темп, ритм, интонация).
  5. Развитие голоса (сила, высота, тембр).
  6. Постановка и автоматизация звуков в слогах, словах, фразах, предложениях, связной речи.
Одним из наиболее эффективных и актуальных методов в индивидуальной работе является - проектный. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым готовит его к успешному обучению в школе. Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты; сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.
Логопедический проект представляется как способ организации коррекционного процесса, основанный на взаимодействии учителя-логопеда, ребенка, родителей.
Мной разработан мини-проект «Свистушка», направленный на подготовку артикуляционного аппарата к постановке свистящих звуков у ребенка 5 лет.
Тип проекта: познавательно-обучающий.
Длительность проекта: краткосрочный.
Участники проекта: учитель – логопед, ребенок и его родители.
Проблема: неправильное произношение свистящих звуков.
Актуальность проекта: Неправильное произнесение звуков может препятствовать речевому общению ребёнка с окружающими и привести к снижению успеваемости в школе.
Цель проектной деятельности: формировать правильные артикуляторные уклады свистящих звуков.
Задачи проектной деятельности:
  1. Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи. Повысить мотивацию, интерес к логопедическим занятиям.
  2. Подготовить речевой аппарат к правильному артукладу для постановки свистящих звуков.
  3. Развить у ребенка правильное физиологическое и речевое дыхание. 
  4. Развить у ребёнка слуховое внимание, память, фонематическое восприятие в играх и специальных упражнениях.
  5. Привлечь родителей к совместной работе по коррекции нарушений свистящих звуков.
Ожидаемый результат:
  1. У ребёнка появилась заинтересованность к логопедическим занятиям и желания выполнять артикуляционные упражнения и игры.
  2. Подготовлен артикуляционный аппарат для постановки свистящих звуков.
  3. Сформирован правильный выдох воздушной струи.
  4. У родителей появилась заинтересованность не только в результатах, но и в самом процессе коррекционной работы.
  5. Улучшилось слуховое внимание, память, фонематическое восприятие.
План проведения мини проекта: «Свистушка».
I. Подготовительный этап (информационно-аналитический).
  1. Рассказать родителям ребёнка о мини-проекте по постановки свистящих звуков.
  2. Провести консультацию для родителей: «Артикуляционная гимнастика – основа правильного звукопроизношения».
  3. Дать рекомендации и показать на практическом материале выполнение артикуляционной гимнастики для правильной постановки свистящих звуков.
  4. Объяснить родителям о необходимости ежедневного выполнения артикуляционной гимнастики.
  5. Предложить ребенку аудиозапись с коротким текстом (произносимых с искаженными свистящими звуками и правильным произношением  Соловьём – Разбойником). Обратить внимание на правильное и неправильное звукопроизношение свистящих.
II. Основной этап реализации проектов (практический):
  1. Рассказать ребёнку сказку: «Веселый язычок», чтобы вызвать интерес к артикуляционной гимнастике.
  2. Показать упражнения для губ, для языка и предложить ребенку дать названия этим упражнениям.
  3. Предложить ребенку с родителями нарисовать в альбоме «рисунки – упражнения», для ежедневного выполнения артикуляционной гимнастики.
  4. Показать упражнения для выработки (плавной длительной) воздушной струи. Вспомнить, на что можно подуть.
  5. Предложить родителям сделать с ребёнком пособия для воздушной струи.
  6. Ежедневно выполнять артикуляционные упражнения.
III. Заключительный этап реализации проекта (итоговый):
Предложить ребенку поиграть в игры: с целью для закрепления фонематического восприятия звука.
Игра «Хлопни в ладоши, когда услышишь «С» (из ряда звуков, слогов).  Логопед называет звуки, слоги, услышав «С» ребёнок должен хлопнуть в ладоши.
«Выбери картинку для Сони» Логопед предлагает из ряда картинок выбрать те, в названии которых есть «С».
Таким образом, проектная деятельность в настоящее время – является перспективной формой работы, содержащая в себе большие потенциальные возможности и способствует качественным изменениям в развитии речевых способностей детей дошкольного возраста. 
Использование данного метода приводит к положительной динамике речемыслительной деятельности у дошкольников, обеспечивает условия для формирования гармонично развитой личности, позволяет в совместной работе учителя-логопеда и родителей решать важные задачи речевого, социального и интеллектуального развития дошкольников.
Литература
1. Перегудова Т. С, Османова Г. А. Вводим звуки в речь. СПб.: КАРО, 2007 С.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»