Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Эффективные методы и приемы развития
навыка чтения на уровне буквы, слога
и слова у детей с легкой УО

Жакун Марина Геннадьевна
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня мы хотим поделиться с вами своими приемами работы над развитием навыка чтения на уровне буквы, слога и слова у детей  легкой УО. Данные приемы работы мы используем для учащихся начальной школы. Работа над развитием навыка чтения проводится от простого к сложному, а именно: на уровне буквы,  слога и  слова.
 2 СЛ.  «Характеристика детей с легкой УО»
Умственная отсталость — это не просто «малое количество ума», это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая атипия развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Такой диффузный характер патологического развития умственно отсталых детей вытекает из особенностей их высшей нервной деятельности.
Для детей  легкой УО характерно:
1. Недоразвитие познавательных интересов.
У умственно отсталых на всех этапах процесса познания имеют место элементы недоразвития, а в некоторых случаях атипичное развитие психических функций. В результате эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем. Их опыт крайне беден. 
2. Нарушение восприятия.
 Известно, что при умственном недоразвитии оказывается дефектной уже первая ступень познания — восприятие. Часто восприятие умственно отсталых страдает из-за снижения у них слуха, зрения, недоразвития речи. По и в тех случаях, когда анализаторы сохранны, восприятие этих детей отличается рядом особенностей. На это указывают исследования психологов (К. А. Вересотская, В. Г. Петрова, Ж. И. Шиф). Главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия, отмечается его замедленный темп по сравнению с нормальными детьми. Детям  требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину, текст и т. п.). Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за умственного недоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. Поэтому восприятие их отличается и меньшей дифференцированностью. Эти особенности при обучении проявляются в замедленном темпе узнавания, а также в том, что учащиеся часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова . Отмечается также узость объема восприятия. Умственно отсталые выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материал. Кроме того, характерным является нарушение избирательности восприятия.
Для умственно отсталых характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем.
3. Нарушение мышления.
Мышление является главным инструментом познания. Оно протекает в форме таких операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Как показывают исследования (В. Г. Петрова, Б. И. Пинский, И. М. Соловьев, Н. М. Стадненко, Ж. И. Шиф и др.), все эти операции у умственно отсталых недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты.
4. Нарушение памяти.
5. Нарушение воображения.
6. Нарушение внимания.
Выраженные недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения внимания, замедленная переключаемость. При олигофрении сильно страдает непроизвольное внимание, однако преимущественно недоразвита именно его произвольная сторона (И. Л. Баскакова). Это связано с тем, что умственно отсталые дети при возникновении трудностей не пытаются их преодолевать. Они, как правило, в этом случае бросают работу. Однако, если работа интересна и посильна, она поддерживает внимание детей, не требуя от них большого напряжения. Слабость произвольного внимания проявляется и в том, что в процессе обучения отмечается частая смена объектов внимания, невозможность сосредоточиться на каком-то одном объекте или одном виде деятельности.
7. Нарушение речи.
У умственно отсталых страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Отмечаются трудности звуко-буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи. В результате наблюдаются различные виды расстройства письма, трудности овладения техникой чтения, снижена потребность в речевом общении.
8. Нарушение эмоционально- волевой  сферы.
Отмечаются недоразвитие эмоций, нет оттенков переживаний. Характерной чертой является неустойчивость эмоций. Состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех — слезами и т. п. Переживания их неглубокие, поверхностные. У некоторых умственно отсталых эмоциональные реакции не адекватны источнику. Имеют место случаи то повышенной эмоциональной возбудимости, то выраженного эмоционального спада (патологические эмоциональные состояния — эйфория, дисфория, апатия).
9. Несформированность навыков учебной деятельности.
10. Нарушение высшей нервной деятельности.
3 СЛ. « Специфические ошибки при чтение у детей с легкой УО»
Процесс овладения чтением детьми протекает замедленно, характеризуется качественным своеобразием и определенными трудностями. Все ошибки чтения у этих детей можно разделить на 5 групп:
1) Неусвоение букв. У детей с ограниченными возможностями здоровья отмечается неусвоение букв разной степени выраженности: от неусвоения нескольких букв до неусвоения 20-25 букв. 
2) Побуквенное чтение. В одних случаях дети не могут слить даже отдельные слоги, называя буквы поочередно. В других - дети после изолированного называния букв произносят слог слитно. 
З) Искажение звуковой и слоговой структуры слова. Отмечаются многочисленные искажения звуко-слоговой структуры слова, разнообразные по характеру: а)пропуски согласных при стечении (скамейка- намека); 
б) пропуски согласных и гласных при отсутствии стечения (паровоз- парвоз);
в) добавлеше звуков(под дождём- поддождием); 
г) перестановка звуков (лопата - лотапа); 
д)пропуски, перестановки слогов(канава- кавана). 
4) Нарушения понимания прочитанного. 
5) Аграмматизмы проявляются у школьников на этапе синтетических приемов чтения, особенно начиная со 2-го класса коррекционной школы. Они проявляются в нарушении морфологической структуры слова, в заменах префиксов, суффиксов, окончаний, в нарушении их понимания и употребления в процессе чтения (захотел –«хотел», голубь - “голубка”).
4 Сл. «Найди гласные»
Учащемуся предлагается лист с алфавитом. Учащемуся дается инструкция «найди все гласные и обведи их в кружок».
На первом этапе развития навыка чтения учащийся вспоминает все гласные буквы и выделяет их на письме.
После усвоения гласных букв переходим к повторению и закреплению согласных букв.
5 Сл. «Найди согласные»
Аналогично предлагается выполнить задание с согласными буквами. Здесь учащийся закрепляет знание согласных букв и выделяет их на письме.
6 Сл. «Найди букву»
Учащемуся предлагается лист с набором букв. Инструкция: «Найди букву А в первой строчке и подчеркни ее». Затем, задание усложняется «подчеркни букву А синим фломастером, букву В -  зеленым». Если учащийся справился с заданием, то можно усложнить задание «выдели 3 буквы».
Идет развитие над зрительным вниманием и памятью.
 
Вставить слайд. Параллельно можно работать над скоростью чтения. Учащемуся предлагается на выдохе прочитать ряд гласных плавное соединяя их между собой.
7 Сл. «Вставь гласную»
Следующим этапом развития навыка чтения является работа над слогом.
Перед ребенком кладется лист со слогами и палочки с гласными буквами. В каждом слоге пропущена гласная буква. Инструкция: «Вставь гласную букву и прочитай полученный слог». Вначале даются прямые слоги, прочитываются слоги с каждой гласной. Далее обратные слоги так же прочитываются с каждой гласной.
Учащемуся предлагается составить слог по инструкции логопеда. «Составь слог КУ ОП» и прочитай их.
8 СЛ. «Допиши слог»
Учащемуся предлагается самостоятельно вставить любые гласные и прочитать их, далее задание усложняется предлагается дописать букву в слог ОП УШ и тд. Идет работы над развитием внимания, памяти, плавным слиянием букв в слоги.
9 – 10 СЛ. «Вставь согласную» и «Допиши слог»
Аналогично проводится работа с согласными буквами. Инструкция «вставь согласную букву в прямые и обратные слоги». Далее отрабатывается на слогах со стечением согласных.
11 Сл. «Найди слог»
Следующим этапом развития навыка чтения является работа над словом. На стол кладутся ряды слов. Учащемуся предлагается «Найди в словах слог ША и КА». Идет работа над развитием внимания и слоговой структуры слова.
12 сл. «Заберись и прокатись с горки»
После овладения учащимся навыкам чтения на уровне слога, переходим на уровень работы над словом.
Следующий прием работы «Заберись и прокатись с горки». Учащемуся предлагается провести рукой по горке «поднимаемся на горку – читаем медленно, спускаемся с горки – читаем быстро». Далее закрепить понимание прочитанных слогов «Какие слоги ты прочитал?».
Далее даются двухсложные слова, разбитые на слоги на две горки, спускаясь со второй получается новое слово. Например, КА КА КА и ША ША ША = КАША.
13 СЛ. «Найди одинаковые слова»
Учащемуся предлагается лист со словами. Инструкция: «Найди одинаковые слова, положи на слова камешки и прочитай их». Можно предложить обвести в кружок, подчеркнуть или просто назвать.
14 СЛ. «Ответь на вопросы»
Мы хотим предложить фрагмент урока по развитию навыка чтения на уровне слова. Здесь ребенку предлагается ответить на вопросы, найти ответ среди слов и обозначить их.
15 СЛ. «Найди названия овощей, транспорта и профессий»
Учащемуся предлагается лист со словами. Инструкция: «Найди все овощи и подчеркни цветным фломастером». По окончанию нахождения слов учащийся их прочитывает. Далее предлагается найти все виды транспорта, профессии по аналогии.
16 - 18 СЛ. «Получи новое слово»
Учащемуся предлагается набор слов . Инструкция "Замени первую букву на предложенную  и прочитай полученное слово, запиши его". Далее  предлагается заменить букву в середине слова, в конце , прочитать и записать.
19 СЛ. « Слово закружилось»
Учащемуся предлагается круг со словом. Он прочитывает слово не зная , какая буква в этом слове первая, а какая последняя. Учащейся должен прочитать слово быстро, начав с любой буквы. Только тогда "всплывет и само слово"
20 СЛ. «Поля слов»
Учащемуся предлагается набор неразделенных слов. Читая слова ребенок находит их и разделяет маркером. Этот прием работы развивает зрительное восприятие слова, формирует  представление о целом слове.
21 СЛ. « Прятки»
Далее  учащемуся предлагается строка букв и лов неразделенных между собой . Ребенку предлагается найти слово и подчеркнуть его.
Данные приемы работы помогают учащимся  развить и закрепить навык чтения на уровне буквы ,слога и слова и способствуют  овладению техникой чтения и дальнейшей  успешной  учебной деятельности учащихся.
 
 
 
 
 
 
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»