Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Социальная адаптация подростков и молодых людей
 с умеренной умственной отсталостью, как средство подготовки 

к вступлению в жизнь

(из опыта работы)
 
Степанова Ирина Геннадьевна,
учитель/воспитатель класса «Особый ребенок», 
ГБОУ школа 231, Санкт-Петербург
E-mailIri1966@rambler.ru
 
   На современном этапе развития образования в России особая роль отводится социальной адаптации и интеграции в обществодетейс ограниченными возможностями  здоровья, в том числе, подростков и молодых людей с умеренной отсталостью, формирования у них жизненно необходимых навыков.  Цель обучения - социально-трудовая адаптация, реабилитация и облегчение процесса интеграции их в общество (Н.Н.Малофеев, Л.М. Шипицына).
    Расширение кругозора данной категории обучающихся, умение на доступном для них уровне ориентироваться в условиях большого города, в быту позволит им интегрироваться в современный мир. Эти задачи решаются с учетом индивидуально-типологических особенностей и психофизических возможностей подростков и молодых людей с умеренной умственной отсталостью.
 Важнейшие направления социальной адаптации обучающихся –социально-бытовая ориентировка, трудовое обучение, в том числе, хозяйственно-бытовой (обслуживающий) труд. Цель обучения которых – освоение воспитанниками системы социально значимых практических умений и навыков, обеспечивающих адекватное поведение в реальной жизни; подготовка обучающихся к взрослой жизни через овладение навыками обслуживания себя (по возможности, окружающих), общения, приспособление к жизни в обществе, воспитание у них максимально возможного уровня самостоятельности.
   Предмет «Социально-бытовая ориентировка (СБО)» включает следующие разделы: «Одежда и обувь», «Питание», «Жилище», «Культура поведения», «Транспорт», «Семья», «Торговля», «Средства связи», «Учреждения и организации». СБО – практико-ориентированный предмет, в ходе которого организуются дидактические игры и упражнения, ролевые игры, практические упражнения и экскурсии.
  Возможности СБО  расширяются благодаря «Хозяйственно-бытовому труду»,  в ходе которого отрабатываются необходимые   в повседневной жизни навыки ухода за одеждой и обувью, уборки жилища, ухода  за комнатными растениями, приготовления простых блюд, правил хранения продуктов, сервировки стола, мытья посуды, работы с бытовой техникой, соблюдения техники безопасности при работе с  электроприборами, горячими жидкостями, режущими предметами, бытовой химией, соблюдения санитарно-гигиенических правил и т.д.
   Уроки организуются на интегративной основе. Выбирается тема («Жилище», «Одежда», «Обувь», «Питание» и др.), которая проводится через предметы образовательного цикла. 
     Тема «Одежда». Уточняется представление об одежде и белье, их использовании, видах и средствах ухода (бытовой химии), составляется список средств и подсчет денег, необходимый для покупки. Организуется экскурсия в универсам «Покупка средств для стирки белья». После экскурсии, рассматриваем и рассказываем, что купили, в каком отделе универсама. 
    На уроках хозяйственно-бытового труда ребята выполняют ручную стирку и стирку одежды и белья в стиральной машине-автомат, используя необходимые средства, утюжат, сушат, учатся правильно хранить одежду и белье, упражняются в работе с электроприборами и бытовой химией. В ходе СБО, математики, развития речи в ролевых и дидактических играх уточняются профессии продавца, кассира, покупателя, проигрываются их действия и диалоги. На уроках альтернативного чтения рассматриваются на электронном (бумажном) носителях фотографии о ходе экскурсии. 
   Так же организуется ролевые игры «Прачечная», «Ателье», на основе ознакомления с профессией работник прачечной, швея.
   Тема «Обувь». Акцентируется трудовая и социальная деятельность. Подростки учатся следить за своим внешним видом, практикуясь в уходе   за обувью: мытье, сушке, чистке, ремонте и хранении.  Организуется экскурсия в «Обувную мастерскую», в ходе которой узнают о профессиях (приемщик обуви, обувщик). Ребята учатся подготавливать и сдавать обувь в ремонт, учатся пользоваться деньгами и получать квитанцию и сдачу.
   Тема «Питание». Обучающиеся практикуются в выборе продуктов в универсаме, в соответствии   с составленным меню, приготовлении простых блюд с использованием электроприборов (микроволновая печь, электроплита, миксер, электрочайник), сервировке стола, мытье посуды.
   Тема «Жилище» интегрировано изучается на всех уроках. Особое внимание уделяется отработке умения выполнять уборку помещений в квартире, уходу за мебелью, бытовой техникой, покупке и использованию инвентаря и средств для уборки, работе с бытовой химией и электроприборами. Молодые люди упражняются в выполнении элементарных действий по созданию уюта в доме, используют для украшения интерьера изделия собственного изготовления.
 Темы «Одежда», «Обувь», «Питание», «Жилище» тесно связаны с темой «Торговля».Обучающиеся учатся различать магазины по видам, отделы                       в универсаме, делают элементарные покупки для приготовления пищи и ухода за собой, жилищем, для стирки белья и одежды.
   Тема «Культура поведения».Отрабатываются элементарные правила поведения в классе, дома, в транспорте, в общественных местах, правила общения со взрослыми и сверстниками, а также – культура приема пищи, ношения одежды и обуви.
   Тема «Семья».  В ходе занятий изучается состав семьи, умение рассказывать о ее членах, умение писать письма и поздравительные открытки, изготовленные своими руками. Молодые люди обучаются поведению в семье во время совместной деятельности (уборка, отдых, прием пищи, встреча гостей и пр.). Создаются учебные ситуации и ролевые игры для отработки правил поведения в различных ситуациях. Например, «Заболела мама» (др. члены семьи): бережное отношение к больному, элементарный уход. 
   Тема «Средства связи». Развивается умение пользования телефоном для экстренных вызовов (набор номера, называние фамилии, имени, адреса), для звонка родным. 
 Тема«Транспорт». Изучаются виды транспорта, их дифференциация, отображение в продуктивных видах деятельности, рассказывание по картинкам. Важная задача – отработка самостоятельного проезда в городском транспорте под наблюдением взрослого в заданном направлении (в магазин, в парк, в школу и т.д.). 
    Решая вопрос социальной адаптации подростков и молодых людей   с умеренной умственной отсталостью, приоритетными становятся социокультурные задачи, интегрировано решающиеся на всех предметах образовательного цикла:
- развитие практических умений самостоятельной жизни (умение работать аккуратно, сосредоточенно, по возможности, самостоятельно, доводить начатое дело до конца, быть исполнительным);
- развитие коммуникативной функции речи (умение задать вопрос, спросить об информации, участвовать в диалоге);
- формирование правил социального поведения в местах общественного и культурного назначения (транспорт, магазин, ремонтные мастерские, музей и др.). Решается задача в ходе совместного чтения литературы, газет, рассматривания картинок и картин (на бумажном и электронном носителях), проговаривания и записывания вежливых слов, обращений, правил поведения, составления предложений, небольших рассказов из личного опыта и по картинкам, отработки правил поведения при создании учебных ситуаций, в ходе экскурсий, в ролевых играх. 
    Подготовка подростков и молодых людейс умеренной умственной отсталостью к вступлению в жизнь, приспособление к самостоятельной практической деятельности вызывает у них большие трудности.  Социальная адаптация обучающихсяневозможна без взаимодействия с родителями, их постояннойподдержки, помощи и контроля, т.к. выполнение освоенных в школе умений возможно только при многократных упражнениях, заинтересованности родителей.
    Таким образом, в ходе постоянной учебно-воспитательной работы создаются условия для участия наших воспитанников   в практической деятельности, включения их в социальную среду, адаптации к ней, приобретения трудовых и социальных умений, необходимых для повседневной жизни, обслуживания себя и окружающих.
 
Литература:

1. Дюринская А. В., Степанова И. Г. Программа обучения хозяйственно-бытовому труду подростков (16-21года) с умеренной умственной отсталостью (как средство успешной адаптации человека в условиях современного мира). Адаптация человека в условиях многообразия современного мира. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – СПб, 2011.

2.  Маллер А.Р. Дети с нарушением интеллекта: социально-трудовая адаптация: учеб.-методич. пособие /А.Р. Маллер, под ред.  Е.Ю. Головинской. – Самара: Современные образовательные технологии, 2012.- 208 с. (Образование через всю жизнь). 
3. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью/Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под ред.    Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011.–480 с.
4.    Степанова И.Г. Дипломная работа: особенности навыков хозяйственно-бытового труда у лиц с умеренной умственной отсталостью. Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, Институтдетства. Кафедра специальной (коррекционной) педагогики. 2011.
5.    Степанова И. Г. «Программавоспитания и социализации обучающихся «Обслуживающий труд». «АНОО «Центр ДПО «АНЭКС». Электронный журнал «Экстернат. РФ», 09.01.2020. – 16 стр.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»