Социальная адаптация подростков и молодых людей
с умеренной умственной отсталостью, как средство подготовки
к вступлению в жизнь
учитель/воспитатель класса «Особый ребенок»,
ГБОУ школа 231, Санкт-Петербург
E-mail: Iri1966@rambler.ru
Расширение кругозора данной категории обучающихся, умение на доступном для них уровне ориентироваться в условиях большого города, в быту позволит им интегрироваться в современный мир. Эти задачи решаются с учетом индивидуально-типологических особенностей и психофизических возможностей подростков и молодых людей с умеренной умственной отсталостью.
Важнейшие направления социальной адаптации обучающихся –социально-бытовая ориентировка, трудовое обучение, в том числе, хозяйственно-бытовой (обслуживающий) труд. Цель обучения которых – освоение воспитанниками системы социально значимых практических умений и навыков, обеспечивающих адекватное поведение в реальной жизни; подготовка обучающихся к взрослой жизни через овладение навыками обслуживания себя (по возможности, окружающих), общения, приспособление к жизни в обществе, воспитание у них максимально возможного уровня самостоятельности.
Предмет «Социально-бытовая ориентировка (СБО)» включает следующие разделы: «Одежда и обувь», «Питание», «Жилище», «Культура поведения», «Транспорт», «Семья», «Торговля», «Средства связи», «Учреждения и организации». СБО – практико-ориентированный предмет, в ходе которого организуются дидактические игры и упражнения, ролевые игры, практические упражнения и экскурсии.
Возможности СБО расширяются благодаря «Хозяйственно-бытовому труду», в ходе которого отрабатываются необходимые в повседневной жизни навыки ухода за одеждой и обувью, уборки жилища, ухода за комнатными растениями, приготовления простых блюд, правил хранения продуктов, сервировки стола, мытья посуды, работы с бытовой техникой, соблюдения техники безопасности при работе с электроприборами, горячими жидкостями, режущими предметами, бытовой химией, соблюдения санитарно-гигиенических правил и т.д.
Уроки организуются на интегративной основе. Выбирается тема («Жилище», «Одежда», «Обувь», «Питание» и др.), которая проводится через предметы образовательного цикла.
Тема «Одежда». Уточняется представление об одежде и белье, их использовании, видах и средствах ухода (бытовой химии), составляется список средств и подсчет денег, необходимый для покупки. Организуется экскурсия в универсам «Покупка средств для стирки белья». После экскурсии, рассматриваем и рассказываем, что купили, в каком отделе универсама.
На уроках хозяйственно-бытового труда ребята выполняют ручную стирку и стирку одежды и белья в стиральной машине-автомат, используя необходимые средства, утюжат, сушат, учатся правильно хранить одежду и белье, упражняются в работе с электроприборами и бытовой химией. В ходе СБО, математики, развития речи в ролевых и дидактических играх уточняются профессии продавца, кассира, покупателя, проигрываются их действия и диалоги. На уроках альтернативного чтения рассматриваются на электронном (бумажном) носителях фотографии о ходе экскурсии.
Так же организуется ролевые игры «Прачечная», «Ателье», на основе ознакомления с профессией работник прачечной, швея.
Тема «Обувь». Акцентируется трудовая и социальная деятельность. Подростки учатся следить за своим внешним видом, практикуясь в уходе за обувью: мытье, сушке, чистке, ремонте и хранении. Организуется экскурсия в «Обувную мастерскую», в ходе которой узнают о профессиях (приемщик обуви, обувщик). Ребята учатся подготавливать и сдавать обувь в ремонт, учатся пользоваться деньгами и получать квитанцию и сдачу.
Тема «Питание». Обучающиеся практикуются в выборе продуктов в универсаме, в соответствии с составленным меню, приготовлении простых блюд с использованием электроприборов (микроволновая печь, электроплита, миксер, электрочайник), сервировке стола, мытье посуды.
Тема «Жилище» интегрировано изучается на всех уроках. Особое внимание уделяется отработке умения выполнять уборку помещений в квартире, уходу за мебелью, бытовой техникой, покупке и использованию инвентаря и средств для уборки, работе с бытовой химией и электроприборами. Молодые люди упражняются в выполнении элементарных действий по созданию уюта в доме, используют для украшения интерьера изделия собственного изготовления.
Темы «Одежда», «Обувь», «Питание», «Жилище» тесно связаны с темой «Торговля».Обучающиеся учатся различать магазины по видам, отделы в универсаме, делают элементарные покупки для приготовления пищи и ухода за собой, жилищем, для стирки белья и одежды.
Тема «Культура поведения».Отрабатываются элементарные правила поведения в классе, дома, в транспорте, в общественных местах, правила общения со взрослыми и сверстниками, а также – культура приема пищи, ношения одежды и обуви.
Тема «Семья». В ходе занятий изучается состав семьи, умение рассказывать о ее членах, умение писать письма и поздравительные открытки, изготовленные своими руками. Молодые люди обучаются поведению в семье во время совместной деятельности (уборка, отдых, прием пищи, встреча гостей и пр.). Создаются учебные ситуации и ролевые игры для отработки правил поведения в различных ситуациях. Например, «Заболела мама» (др. члены семьи): бережное отношение к больному, элементарный уход.
Тема «Средства связи». Развивается умение пользования телефоном для экстренных вызовов (набор номера, называние фамилии, имени, адреса), для звонка родным.
Тема«Транспорт». Изучаются виды транспорта, их дифференциация, отображение в продуктивных видах деятельности, рассказывание по картинкам. Важная задача – отработка самостоятельного проезда в городском транспорте под наблюдением взрослого в заданном направлении (в магазин, в парк, в школу и т.д.).
Решая вопрос социальной адаптации подростков и молодых людей с умеренной умственной отсталостью, приоритетными становятся социокультурные задачи, интегрировано решающиеся на всех предметах образовательного цикла:
- развитие практических умений самостоятельной жизни (умение работать аккуратно, сосредоточенно, по возможности, самостоятельно, доводить начатое дело до конца, быть исполнительным);
- развитие коммуникативной функции речи (умение задать вопрос, спросить об информации, участвовать в диалоге);
- формирование правил социального поведения в местах общественного и культурного назначения (транспорт, магазин, ремонтные мастерские, музей и др.). Решается задача в ходе совместного чтения литературы, газет, рассматривания картинок и картин (на бумажном и электронном носителях), проговаривания и записывания вежливых слов, обращений, правил поведения, составления предложений, небольших рассказов из личного опыта и по картинкам, отработки правил поведения при создании учебных ситуаций, в ходе экскурсий, в ролевых играх.
Подготовка подростков и молодых людейс умеренной умственной отсталостью к вступлению в жизнь, приспособление к самостоятельной практической деятельности вызывает у них большие трудности. Социальная адаптация обучающихсяневозможна без взаимодействия с родителями, их постояннойподдержки, помощи и контроля, т.к. выполнение освоенных в школе умений возможно только при многократных упражнениях, заинтересованности родителей.
Таким образом, в ходе постоянной учебно-воспитательной работы создаются условия для участия наших воспитанников в практической деятельности, включения их в социальную среду, адаптации к ней, приобретения трудовых и социальных умений, необходимых для повседневной жизни, обслуживания себя и окружающих.
Литература:
1. Дюринская А. В., Степанова И. Г. Программа обучения хозяйственно-бытовому труду подростков (16-21года) с умеренной умственной отсталостью (как средство успешной адаптации человека в условиях современного мира). Адаптация человека в условиях многообразия современного мира. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – СПб, 2011.
5. Степанова И. Г. «Программавоспитания и социализации обучающихся «Обслуживающий труд». «АНОО «Центр ДПО «АНЭКС». Электронный журнал «Экстернат. РФ», 09.01.2020. – 16 стр.