Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Особенности развития мелкой моторики школьников
с нарушением интеллекта, в том числе у детей
с расстройством аутистического спектра 

Осипова Наталия Викторовна
Процесс обучения требует от учащихся умение произвольно организовать свою деятельность, определенную сформированность основных мыслительных операций и достаточный уровень развития мелкой моторики рук.
Л.В. Занков, А.Р. Лурия, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева и другие специалисты считают, что нарушения в развитии мелкой моторики является одним из характерных симптомов умственной отсталости. Данные специалисты отмечают, что движения пальцев рук у умственно отсталых школьников неуклюжи, нескоординированные, их точность и темп нарушены. 
У учащихся с нарушением интеллекта проявляются недоразвития мелкой моторики рук, недостаточная координированность и целенаправленность движений. Школьников затрудняет удержание шаблона в процессе работы, наблюдается его соскальзывание. Линейка также меняет свое исходное положение, часто не проходит через намеченные точки, вместо намеченной линии получается «ступенчатая». Не происходит точное совпадение следа и сгиба бумаги с линиями разметки карандашом. Многие дети неверно держат карандаш, сильно нажимают им на бумагу. 
Большие трудности обнаруживаются у учащихся при работе с ножницами. Они не знают и не придерживаются основных правил этой работы (у большинства наблюдается неправильная хватка ножниц), не умеют правильно резать бумагу по намеченным линиям разметки, часто минуют ее, закрывают лезвие ножниц в процессе резания, не соблюдая правила безопасности работы.
Недостаточность ручных умений и навыков у учащихся проявляются в работе с красками и кисточкой. Ученики берут на кисточку много краски, наносят краску большим слоем. Пользование кистью неумелое – не могут рисовать концом, всей кистью, свободно двигать ею в разных направлениях, не могут ориентироваться на листе бумаги, тяготение к ритмическим, повторным движениям, не соблюдение равномерности узоров по величине форм, по расстоянию между ними, давать симметрическое расположение узора. Не могут находить красивые сочетания красок в зависимости от фона.
Т.М. Головина пришла к выводу, что характерным у учащихся с нарушением интеллекта является нарушение мелких движений, что проявляется в их слабости, недостаточной координированности и взаимозаменяемости.
Приступая к новому заданию, по мнению Л.В. Занкова, ребенок долго не может сосредоточиться на последовательности выполнении операций. Его  движения неловки, суетливы, хаотичны, пальцы рук непослушны; правая рука, как правило, опережает действия левой, что приводит к несогласованности движений. 
Как считает Б.И. Пинский  отставание в физическом развитии проявляется при выполнении действий и заданий, требующих точности, силы, быстроты, меткости и пластичности движений.
По данным исследованиям И.А. Грошенкова, нарушение моторики у умственно отсталых учащихся при выполнении работы требует от ребенка ловких действий, и если вначале неточным движениям руки он нередко повреждает изделие, то впоследствии, в процессе, систематической работы, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Всё это способствует к развитию руки для письма, и соответственно к учебной деятельности.
По мнению Т.А. Власовой, М.С. Певзнер данное нарушение связано с неумением координировать работу обеих рук, сочетать их движения с движениями корпуса, управлять сложными движениями. Затруднения вызывает дифференциация, быстрота, плавность включения в движение, переключение с одного движения на другое. 
Пинский Б.И. отмечает, что учащимся с интеллектуальной недостаточностью трудно избрать оптимальный темп рабочих движений. Одни начинают работу в ускоренном темпе, что приводит к снижению её качества, к закреплению неправильных движений; другие и после длительной тренировки работают медленно. В исследованиях педагогов было отмечено, что многие учащиеся не могут выполнять такие движения, которые сочетаются с пространственными представлениями и ориентацией.
На начальном этапе обучения изобразительной деятельности учащиеся выполняют любые движения, связанные с мелкой моторикой рук с большим трудом. Ульенкова У.В. отмечает, что руки и пальцы их напряжены, движения угловаты, неловки и неритмичны. Выполнив, одну операцию ребенок долго думает, как действовать дальше. Ему приходилось обращать внимание не только на процесс выполнения задания, но и на выбор приёмов, способов работы, форм, контроль над качествам работы. Это сказывается на конечном результате творчества и вызывает преждевременное утомление. После нескольких упражнений ребенок теряет интерес к дальнейшей работе.
Как считает С.Д. Забрамная, при поступлении в специальное учебное заведение школьники с нарушением интеллекта обнаруживают крайнюю неумелость, их пальцы вялы, не удерживают мелких предметов, они не могут осуществлять соотносящих, сопоставительных движений.
Т.Н. Головина пришла к выводу, что особые затруднения ребята испытывают при необходимости использовать самые простые предметы – орудия. Большинство детей действуют одной рукой, а другая беспомощна и не участвует в работе .
Дети с РАС также испытывают трудности с развитием моторных навыков.
Проблемы с моторикой у детей с РАС возможно диагностировать уже в раннем возрасте.
В своей диагностической карте Лебединская К.Л. отмечает, что у детей с РАС уже в раннем возрасте можно заметить следующие проблемы:
Нарушение мышечного тонуса на первом году жизни. Гипертонус. Гипотонус.
Моторный облик: двигательная заторможенность, вялость или рас-торможенность, возбудимость.
Медлительность, угловатость, порывистость, марионеточность движений. Неуклюжесть, мешковатость. Необычные фациозность, плавность движений, ловкость при лазанье, балансировании.
Задержка в формировании навыка жевания.
Слабость реакции на помощь взрослого при формировании навыков сидения, ползания, вставания.
Задержка в развитии ходьбы (длительный интервал между ползанием и началом ходьбы). "Внезапность" перехода к ходьбе. Активность в ходьбе. Страх ходьбы. Начало бега одновременно с началом ходьбы.
Особенности бега: импульсивность, особый ритм, стереотипное пе-ремежение в застываниями. Бег с широко расставленными руками, на цыпочках. Особенности походки: "деревянность" (на негнущихся ногах), порывистость, некоординированность, по типу "заводной игрушки" и т. д.
Разница моторной ловкости в привычной обстановке и вне ее.
Двигательные стереотипии: раскачивания в колыбели, однообразные повороты головы. Ритмические сгибания и разгибания пальцев рук. Упорное, длительное раскачивание: стенки манежа, на игрушечной лошадке, качалке. Кружение вокруг своей оси. Машущие движения пальцами либо всей кистью. Разряды прыжков и т. д. Вычурный рисунок двигательных стереотипий.
Отсутствие указательных жестов, движений головой, означающих либо отрицание, либо утверждение, жестов приветствия или прощания.
Затруднения в имитации движений взрослого. Сопротивление в принятии помощи при обучении двигательным навыкам.
Мимика (в том числе по фотографиям в данном возрасте). Бедность мимических комплексов (улыбки, испуга, плача и т. д.). Напряженность, неадекватные гримасы.
Ученые до недавнего времени оставались в неведении, связаны ли эти проблемы с развитием моторных навыков с семейной генетикой или с аутизмом.
Исследование, проведенное в Университете Вашингтона в Сент-Луисе, указывает на то, что возникновение подобных трудностей связано именно с наличием у детей аутизма. Результаты данного исследования были опубликованы в журнале «Аутизм». Главный автор Клаудиа Лист Хилтон, кандидат медицинских наук, доцент трудотерапии и инструктор психиатрии отметила, что исходя из результатов исследования ее команды видно, что нарушения моторики могут быть частью диагноза аутизм, а не генетическим признаком, носителем которого является семья. Клаудиа Лист Хилтон отметила также, что нарушения моторки являются одной из основных черт этого диагноза.   
Исследователи изучили 144 ребенка из 67 семей, в которых по меньшей мере одному ребенку был установлен диагноз расстройство аутистического спектра, и в которых есть по меньшей мере еще один ребенок той же возрастной группы. Из данного количества семей, в исследовании приняло участие 29 семей, в которых диагноз расстройство аутистического спектра был установлен двоим детям, включая шестерых близнецов, и 48 семей, в которых было по одному аутичному ребенку.
За детьми наблюдали в ходе выполнения ими заданий на демонстрацию моторных навыков, например, резка ножницами, копирование форм, имитация движений, бег, броски мяча, отжимания и т.д. Исследователи использовали стандартизированную систему оценки моторных навыков, широко используемую в случае детей с ограниченными возможностями, которая измеряет уровень развития мелкой моторики рук, координацию движений рук, координацию тела, силу и ловкость. Исследование Университета Вашингтона стало первым исследованием, оценившим нарушения моторики у аутичных детей и у их нормотипичных биологических братьев и сестер.
Доктор Хилтон вместе с соавтором исследования Джоном Константино также исследовали связь между моторными нарушениями и тяжестью расстройства аутистического спектра.
Тестирование показало, что уровень развития моторных навыков у 83% аутичных детей находится ниже среднего уровня. Моторика у их биологических братьев и сестер, которым не был установлен диагноз аутизм, в основном находилась в пределах нормы, за исключением 6% детей с уровнем развития моторных навыков ниже среднего. 
Результаты тестов у близнецов были практически идентичными. Родные братья и сестры, не являющиеся близнецами, но также имеющие диагноз расстройства аутистического спектра, тоже продемонстрировали очень похожие результаты. В случае, когда среди братьев и сестер в семье только один ребенок был аутичным, результаты детей очень отличались.
 Эти данные показывают, что гены играют роль в нарушениях моторики у людей с расстройствами аутистического спектра, что является еще одним доказательством того, что расстройство аутистического спектра является в значительной степени генетическим заболеванием.
Соавтор исследования Константино, профессор психиатрии, считает возможным тот факт, что процессы развития в мозге, которые обуславливают моторную координацию и способность к социальным реакциям, являются общими для обоих систем. Это могло бы объяснить их связь при аутизме и предоставить новые идеи о стратегиях вмешательств для помощи таким детям, например, инновационные методики содействия развитию моторных навыков. 
Кроме того, исследование показало, что чем ниже показатель уровня развития моторики у аутичного ребенка, тем выше степень у его социальных нарушений и тяжести заболевания.
Доктор Хилтон отметила, что дети, которые испытывают трудности с моторикой, могут иметь проблемы с простыми вещами, такими как чистка зубов, застегивание пуговиц, застегивание застежек, т.е с вещами, которые так важны для независимости, но которые могут  вызывать дополнительные проблемы в школе.
Учитывая все эти факторы, мы приходим к выводу, что коррекция мелкой моторики рук у детей с РАС является  чрезвычайно важной задачей для педагогов школы.
Необходимо подобрать такие методы коррекции, которые оказывали бы благотворное действие как на детей, нуждающихся в коррекции эмоционально-личностной сферы, так и на детей с отставанием в умственном развитии.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»