Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Интеграция элементов альтернативной дополнительной коммуникации
в развитие предметно-практической деятельности
у детей с тяжелыми множественными
нарушениями развития

Александрова Надежда Валерьевна,
воспитатель СПб ГБСУСО «Дом–интернат для детей-инвалидов
и инвалидов с детства с нарушениями умственного развития № 1»
Комитета по социальной политике
Основная задача в работе с умственно отсталыми детьми - максимально адаптировать их в процесс социальной интеграции, и овладение коммуникативными навыками - является важнейшей составляющей в этом процессе.
По мнению Л.С.Выготского, ограниченность представлений об окружающем мире, слабость речевых контактов, незрелость интересов, снижение потребности в речевом общении представляют собой значимые факторы, обуславливающие замедленное и аномальное развитие коммуникативных умений у умственно отсталых детей.
Я работаю воспитателем в детском доме-интернате. Контингент моей группы – дети с тяжелыми множественными нарушениями развития Состав группы неоднороден. В нее входят дети с нарушением слуха, зрения, различными нарушениями общей и мелкой моторики, опорно-двигательного аппарата, умственной отсталостью, ДЦП. Что же является общим для всех детей? Отсутствие или снижение мотивации к общению, неумение ориентироваться в ситуации, повышенная эмоциональная истощаемость. Все это мешает полноценному развитию и взаимодействию ребенка с окружающим миром.
Несмотря на наличие других жизненно важных навыков, без сенсорного развития ребенок не может положительно развиваться. По сравнению с другими чувствами, чувство прикосновения очень трудно изолировать, так как тактильная сенсорная информация поступает в нервную систему от каждой части тела, и мозг постоянно реагирует на касания. Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития в еще большей мере, чем нормально развивающиеся, нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии взрослого.
У многих детей с ТМНР нарушена тактильная чувствительность. Ощущения от касания кончиками пальцев какого-либо предмета у них нечеткие, они сравнимы с впечатлениями, которые испытывает человек, когда берет предмет в плотных перчатках. Необходимы специальные игры-упражнения на тренировку тактильных ощущений.
Поэтому в развитии предметно-практической деятельности я уделяю особое внимание играм с природным материалом, упражнениям, направленным на обогащение чувственного опыта, в частности, ощупыванию поверхностей различной фактуры. Ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывая различные по фактуре материалы, поверхности различных по величине и форме предметов, гладит игрушки, обнимает близких ему людей. В процессе восприятия ребенок накапливает осязательные, зрительные, слуховые образы. При этом необходимо, чтобы свойства и отношения предметов были соединены - обозначены словом, картинкой, что помогает закрепить в представлении образы предметов, сделать их более стойкими, четкими. Если образы восприятия закреплены в слове, изображении, их можно вызвать в представлении ребенка и тогда, когда от момента восприятия прошло некоторое время, а объект восприятия уже отсутствует в поле зрения. Для этого достаточно произнести соответствующее слово-название, продемонстрировать картинку. Таким образом, именно при помощи слова и изображения удается закрепить полученные образы восприятия, формируя на их основе представления.
В качестве примера предлагаю рассмотреть, как возможно развивать тактильные ощущения и одновременно использовать альтернативную дополнительную коммуникацию на занятиях предметной практической деятельностью.
Тема занятия: «Домики для трех поросят».
Цель занятия: знакомство с различными природными материалами.
Задачи занятия:
1) учить обследовать различные природные материалы (солома, ветки, сухие листья, камешки); выполнять различные обследовательские действия - сминать, сгибать, подбрасывать, выкладывать на поверхность;
2) развивать познавательные функции рук: захватывать предмет, удерживать его, приближать к себе для рассматривания; развивать зрительно-двигательное восприятие;
3) воспитывать активность, обеспечивать успешность каждого ребенка на занятии; воспитывать желание действовать совместно с воспитателем.
Методы организации образовательно-воспитательного процесса - словесные, наглядные, практические.
Методическое и техническое обеспечение занятия: технические средства (фен, музыкальный проигрыватель, MP3-записи, коммуникатор GoTalk 4+, компьютер);
Методические средства: бутылочка с холодной водой, игрушки-персонажи сказки «Три поросенка», солома, ветки, листья, камешки, коммуникативная доска, карточки, фотографии детей и педагога, передвижная доска-мольберт, плакат «Три поросенка», заготовки с силуэтами домиков.
Начинается занятие с организационного момента - приветствия. Проводится отработка жеста приветствия, развитие невербальных способов общения. Обучение идентификации себя (работа с фотографией). Далее - работа с коммуникативной доской, коммуникативной карточкой. Отработка жеста «заниматься» , развитие невербальных способов общения.
Далее – мотивация образовательной деятельности. Коммуникация на основе установления зрительного, телесного и эмоционального контакта. Дети реагируют на тактильный стимул – поглаживание. Зрительный контакт - ответная эмоциональная реакция.
Следующее - пропедевтические упражнения, направленные на сенсомоторное развитие. Работа с карточкой «осень». Развитие зрительного и тактильного восприятия Игра «Ветер…» (коммуникативная и тактильная стимуляция), Развитие эмоциональной сферы, тактильной чувствительности рук. Каждый ребенок выполняет действия с карточкой – рассматривает, ощупывает предмет. Дети выполняют движения упражнений в соответствии со своими возможностями). Ответная эмоциональная реакция.
В основной части отрабатывается актуализация имеющихся знаний. Детям демонстрируются игрушки, поросята, их домики. Отрабатывается жест «приветствие». Игра с игрушкой (зрительно- слуховая и тактильная стимуляция). Педагог побуждает детей к выполнению движений с игрушкой. Дети смотрят на игрушку. Реагируют на тактильный контакт - поглаживание игрушки. Ответная эмоциональная реакция на тактильный контакт. Выполняют движения поглаживания с прямой помощью. Также обращается внимание детей на материалы, из которых сделаны домики поросят.
В рамках данного занятия по предметно-практической деятельности детям предлагаются следующие материалы: солома, ветки и прутья, камешки. Все названное - это материалы для постройки домиков для поросят из сказки. Все это, в какой-то мере, знакомо детям, но недостаточно часто используется в повседневной жизни. Действия с соломой, листьями, ветками. Выполнение простых обследовательских действий с помощью педагога. Детям нужно дать возможность ощупывать, мять, держать в руке различные материалы.
В качестве первичной проверки понимания материала используются карточки. Делается упор на развитие невербальных способов общения. Активно используется указательный жест. Если ребенок затрудняется, педагог использует прием «рука в руке». Используются карточки «Соломенный дом», «Дом из веток и листьев», «Каменный домик».
В качестве закрепления нового материала используется выполнение практических действий с помощью педагога. Составление целого из частей. Педагог помогает детям выкладывать готовый блок на заготовку. Далее используется коммуникационное устройство GoTalk 4+. Педагог стимулирует у детей развитие невербальных способов общения.
Предлагаю ознакомиться со схемой, которую я использовала в своей работе с детьми:
• Предварительная работа: дети знакомятся с героями сказки, рассматривают иллюстрации, слушают песенки из сказки,
• Демонстрация материалов для постройки домиков поросят, знакомство с внешним видом материалов.
• Практические действия с материалами - ощупывание, знакомство с особенностями: солома легкая, ломается; прутья гнутся; камни тяжелые, гладкие. Можно предложить разные действия: подуть на солому, на ветки, на камни, бросить материалы в тазик с водой, попытаться сжать в кулаке поочередно. Это самая важная часть во всем процессе ознакомления с природными материалами, т.к. все действия направлены на обогащение тактильного опыта, развитие координации рук. При этом используются различные методы обучения: практические, словесные, наглядные.
• Знакомство с карточкой-изображением материала. То есть, обучение умению соотносить предмет и его изображение. Важная деталь: для детей, имеющих нарушения в зрении, можно изготовить карточки с различной фактурой - наклеить соломку, прутики, мелкие камешки.
• Следующий шаг - использование коммуникационного устройства. Использование указательного жеста и прослушивание картинки на коммуникаторе. Демонстрирую материал (камушек) - ребенок нажимает на картинку с изображением камешка - получает камешек.
• Возможен (зависит от уровня развития конкретного ребенка, следовательно, доступен не всем детям моей группы) еще один, большой и важный этап, когда ребенку предлагают выбрать один из нескольких предложенных материалов. Ребенку предлагается несколько изображений в коммуникаторе, затем озвучивается и уточняется его выбор, ребенок получает предмет.
Такой алгоритм можно использовать для ознакомления не только с различными природными материалами и фактурными поверхностями. Использование его может помочь в формировании и закреплении знаний о предметах быта, игрушках, учебных принадлежностях и т.д.
Литература:
1. «Развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития» Информационно-методический сборник для специалистов под редакцией А.Л. Битовой, директора РБОО «Центр лечебной педагогики», О.С.Бояршиновой;
2. Козлова С. А., Куликова Т. А., «Дошкольная психология» 2007 год.
3. Шокурова, Н. Ю. Развитие тактильных ощущений у детей / Н. Ю. Шокурова. — Текст : непосредственный //Инновационные педагогические технологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.).
4. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.— СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2003.
5. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя.––М.: «БУК-МАСТЕР», 1993.– 191 с: ил.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»