Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Здоровьесберегающие технологии при обучении детей с ОВЗ

Блонская Анжелика Игоревна
Здоровьесберегающие технологии - это система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, осуществляющихся в процессе взаимодействия ребёнка и учителя.
Цель здоровьесберегающих технологий – предоставить каждому обучающемуся с ОВЗ возможность приобретения умений, знаний, навыков, необходимых для здорового образа жизни.
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Динамические паузы способствуют снижению утомляемости у детей между двумя видами непосредственной образовательной деятельности. В результате активизируется мышление и повышается умственная работоспособность. Можно использовать с элементами дыхательной гимнастики.
Физкультминутки проводятся во время организованной образовательной деятельности, их длительность составляет 3-5 минуты; они проводятся в форме разнообразных комплексов физических упражнений (6-8 упражнений) с выходом из-за столов.
Подвижные и спортивные игры являются важнейшим ежедневным занятием с детьми с ОВЗ. Игры способствуют не только развитию игровых навыков ребенка, но и служат формированию здоровья детей.
Релаксация – специальный метод, направлен на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально подобранных техник. Способствует снятию 
Пальчиковая гимнастика направлена на повышение работоспособности коры головного мозга, развитие активной речи ребенка. Рекомендуются детям с речевыми проблемами.
Выделяют следующие виды пальчиковой гимнастики.
1) Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.
2) Игры с природным, бросовым материалом (горох, фасоль и т.д.).
3) Игры с пособиями (игры-шнуровки, игрушки с прищепками, пальчиковый театр).Развитие мелкой моторики проводятся ежедневно.
Артикуляционная гимнастика. Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков. 
Упражнения для глаз проводятся с целью:
- укрепления глазных мышц нарушений зрения, переутомления;
- снятия напряжения;
- общего оздоровления зрительного аппарата.
Используется в любое свободное время, во время занятий для снятия зрительной нагрузки. Длительность 2 — 4 мин.
Остановимся подробнее на проведении гимнастики для глаз.
У обучающихся с ОВЗ  часто наблюдается  ухудшение  зрения. Для профилактики глазных заболеваний и улучшения зрения на уроках рекомендуется проводить  гимнастику для глаз, которая способствует улучшению кровоснабжения, нормализует тонус глазодвигательных мышц, способствует снятию зрительного утомления. Одним из  наиболее эффективных тренажёров для глаз считается тренажёр  В. Ф. Базарнова.
В. Ф. Базарный - русский учёный, врач и педагог – новатор. Его разработки признаны научным открытием, защищены патентами, одобрены Минздравом, утверждены Правительством. Дают гарантированный результат улучшения и повышения уровня успеваемости и эффективности учебного процесса. Для снятия зрительной утомляемости на занятиях были разработаны специальные тренажёры. 
К основным методам и приёмам В. Ф. Базарного относятся: 
1. Режим динамической смены поз;
 2. Упражнения на зрительную координацию;
 3. Зрительно – координаторные тренажи с помощью опорных зрительно – двигательных траекторий.
 4. Упражнения на мышечно – телесную координацию. 
Сегодня я остановлюсь на зрительно – координаторном тренажёре  В.Ф.Базарного  в виде диаграммы с цветными контурами. Он должен располагаться на потолке или высоко на стене. Дети водят глазами по цветным линиям горизонтали и вертикали. Цвета: наружный овал – красный: внутренний – синий; крест - жёлтый; восьмёрка – зелёная. Каждый цвет выполняет свою функцию: красный - активизирует психический процесс, согревает, если холодно, вырабатывает интерферон. Зелёный – цвет гармонии, равновесия, успокаивает. Жёлтый – цвет радости, оптимизации, поднимает настроение, активизирует все функциональные процессы. Синий цвет тормозит все функциональные процессы, но активизирует химические. Если в течение нескольких минут смотреть на цветные фигуры, то легко снижается переутомление и активизируется работа мозга. Чтобы детям было интересно многократно выполнять упражнения, можно придумать разные сказки. Например: Жили – были 3 друга, 3 карандаша – красный, синий и зелёный…
 Методика работы с тренажёром. 
Детям предлагается проследить глазами по указанным направлениям по стрелкам. Эффект снятия зрительного напряжения объясняется тем, что напряжённая моторика глаз переводится в успокаивающий режим при плавном перемещении взгляда вдоль зрительных траекторий. - «обход» взглядом фигур на тренажёре можно производить в двух режимах: 1. Только глазами при неподвижной голове и туловище. 2. С помощью движения головы и туловища в нужном направлении, когда глаза неподвижны. 3. Рекомендуется делать по 10 – 12 движений по каждой траектории. 4. В случае долгой концентрации взгляда в близкой точке (рисование, чтение и пр.) следует выполнять упражнения  через каждые 15 – 20 мин.  
 
Примеры упражнений для зрительной гимнастики.
 
«Письмо носом» Это упражнение можно выполнять в любом положении, но, конечно, удобнее и правильнее всего – в сидячем. Сядьте поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте, что кончик вашего носа – это карандаш или ручка. По своему усмотрению выберите, что хотите изобразить и медленно выполняйте. Это даёт глазам отдых. 
Диаграмма для разгрузки зрения Такие диаграммы, в которых дети прослеживают путь от одного предмета к другому. Это прекрасно снимает напряжение с глаз , снижает психологическую утомляемость.
 
Гимнастика для глаз: 1. Расслабиться, подвигать зрачками слева – направо и наоборот (повторить 3 раза). 
 2. Медленно переводить взгляд вверх – вниз, затем наоборот (3 раза).                                                                                                                                 
3. Представить вращающийся обод велосипедного колеса и, наметив на нём определённую точку, следить за вращением этой точки – сначала в одну сторону, затем в другую (3раза).     
4. Можно провести весёлую  физминутку для глаз в стихах.
Глазки вправо, глазки влево,
И по кругу проведем.
Быстро – быстро поморгаем
И немножечко потрем.
Посмотри на кончик носа
И в «межбровье» посмотри.
Круг, квадрат и треугольник
По три раза повтори.
Глазки закрываем,
Медленно вдыхаем.
А на выдохе опять
Глазки заставляй моргать.
А сейчас расслабились
На места отправились.
4. Положить ладони одна на другую так, чтобы образовался треугольник. Закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, какая описана выше. Глаза под ладонями должны быть открыты, но ладони не плотно лежащие на глазницах, не должны пропускать свет. Все эти упражнения способствуют тренировке мышц глаз, повышению работоспособности, внимательности, активности. 
Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий при обучении детей с ОВЗ способствует:
• повышению работоспособности; 
• повышению внимательности;
• развитию психических процессов;
• развитию общей и мелкой моторики;
• способствует социальной адаптации детей с ОВЗ;
• у детей повышается самоконтроль


You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»