Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 Реализация программы «Экономический практикум»
как основа профориентационной деятельности учителя

Панасюк Ольга Викторовна
В динамично развивающемся обществе, особо остро стоит вопрос об освоении детьми гибких навыков для дальнейшей жизни. Особенно явно эта проблема возникает у детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, а именно с умственной отсталостью. Решать эту проблему помогает предмет, напрямую связанный с жизненными компетенциями – экономический практикум.
Умственно отсталый обучающийся имеет определенные психолого-педагогические особенности. Оказывается дефектной уже первая ступень познания – восприятие. Замедленный темп, узость восприятия, трудности восприятия времени и пространства неотвратимо ведет к нарушению мышления. Если воспринимать только внешние стороны учебного материала, не останавливаясь на внутренних зависимостях, то понимание, усвоение и выполнение задания окажется затруднённым. Еще одной важной отличительной чертой мышления обучающихся с умственной отсталостью является не критичность, невозможность самостоятельно правильно оценить свою работу, не замечают своих ошибок. Основные процессы памяти у обучающихся с умственной отсталостью имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития. У умственно отсталых страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Отмечаются различные виды расстройства письма, трудности овладения техникой чтения, снижена потребность в речевом общении. Умственная отсталость проявляется не только в несформированности познавательной деятельности, но и в нарушении эмоционально-волевой сферы, которая имеет ряд особенностей. Присутствует недоразвитие эмоций, неустойчивость эмоций, нет оттенков переживаний. Эмоционально лабильны. У некоторых умственно отсталых эмоциональные реакции не адекватны источнику.
Предмет «экономический практикум» имеет следующую цель: системная, планомерная подача экономических понятий учащимся с отклонениями в развитии, позволяющая сформировать элементарный уровень функциональной экономической грамотности учащихся и выработать адекватные представления о повседневной экономической действительности, обрести опыт в анализе конкретных ситуаций, освоить первоначальные практические навыки грамотного потребительского поведения, знания основ потребительской культуры. Написанная мною программа по данному предмету предусматривает 34 часа в году, 1 час в неделю.
Обучение основам экономической грамотности способствует формированию системы знаний об экономической сфере в жизни общества как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства, пониманию сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества, пониманию значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности людей и общества. Одним из важных аспектов является развитие уважительного отношения к чужой собственности. Это является профилактикой девиаций поведения в отношении экономических правонарушений. У обучающихся формируется экономическое мышление, т.е. умение принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом.  Что немаловажно, данный курс формирует у обучающихся умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей.
Одной из важнейших сторон реализации программы «Экономический практикум» является профессиональная ориентация обучающихся с умственной отсталостью. У старшеклассников формируется представление о разных видах труда, об условиях и особенностях профессий, воспитывается уважение к умственному и физическому труду, к разным профессиям, уважительное отношение к чужому труду. Школьники учатся определять свое место и роль в экономическом пространстве, овладевают этикой трудовых отношений.
В предлагаемом обязательном (минимальном) компоненте предметной программы выделено 20 базовых учебных элементов. Они же входят в тематическое планирование "Экономического практикума"
  1. Экономика как хозяйство. Дает основные понятия: экономика, хозяйство, безграничные потребности, ограниченные возможности, выбор, цена выбора, средства производства, экономические объекты, натуральное хозяйство, натуральный обмен (бартер), товар, разделение труда (специализация), товарное хозяйство, выгода, производительность труда.
  2. Экономическая система. Дает понятия о типах экономических систем: традиционная, плановая (командная), рыночная, смешанная. О достоинствах и недостатках плановой экономики, рыночной экономики. Об общественной (государственной) и частной (приватной) собственности, свободе выбора, конкуренции, монополисте, бизнесмене, предпринимательстве, виде рынков, приватизации, рынки жилья, агентствах недвижимости.
  3. Фирма. Дает понятия об отраслях производства, видах современных фирм, прибыли.
  4. Ценные бумаги. Акции. Облигации. Рынок ценных бумаг.
  5. Заработная плата. Дает понятия о повременной, сдельной и реальной заработной плате.
  6. Бедность и богатство. Дает понятия о минимальной заработной плате, прожиточном минимуме. Черта бедности. Богатство страны. Личное богатство. Зависимость богатства от доходов семьи и от расхода полученных денег.
  7. Инфляция. Дает понятия о причинах инфляции, опасности инфляционной психологии, уроне производству в результате инфляции. О не благоприятных воздействиях инфляции на экономику семьи.
  8. Безработица. Дает понятия о безработных и неработающих. Причина возникновения безработицы и её социальные последствия. О правилах постановки на учет в службу занятости.
  9. Условия труда. Охрана труда. Профсоюзы, функции профсоюзов. Льготы.
  10. Торговля. Дает понятия обмен, торговля, виды торговли, виды товаров, кредит, экономическое поведение продавца и покупателя, экспорт, импорт.
  11. Деньги. Дает понятия о видах современных денег, фазах денежного оборота, причинах стоимости отечественного и зарубежного товара.
  12. Цены. Дает понятия о видах цен и их зависимости от спроса и предложения товаров.
  13. Семейная экономика. Дает понятия об основных статьях доходов и расходов семейного бюджета, влияние инфляции на благосостояние семьи.
  14. Потребительская культура. Даст понятия потребность, потребитель, потребление, социальные отрасли экономики.
  15. Права потребителя. Дает понятия об основных правах потребителя (права на безопасность товаров, информацию, надлежащие качество товаров, работ, услуг на бесплатный ремонт, уценку, замену, возврат, на судебную защиту). Закон «О защите прав потребителей».
  16. Банковские услуги. Дает понятия о банке как финансовом учреждении. Виды банков. Виды вариантов хранения денежных средств. Об условиях выдачи банковского кредита.
  17. Страховые услуги. О страховании, как о разновидности финансовых услуг. Об обязательном и добровольном страховании. О суммах выплат.
  18. Нотариальные и платные медицинские услуги. Дает понятия о нотариальных сделках. Бесплатные и платные виды медицинских услуг.
  19. Налоги. Дает понятия о налоге» как об установленном государством обязательном сборе. О видах налогов, декларации доходов, о целях взимания налогов.
  20. Социальная защита населения. Дает понятия о жизни человека в рыночных условиях. Социальные службы.   
 
Работа с обучающимися на курсе «Экономический практикум» показывает уверенную динамику овладения старшими школьниками знаниями о современной мировой экономике, умения ориентироваться в текущих экономических событиях и, что самое важное, умения оценивать собственные силы, собственные умения и навыки для дальнейшего существования в экономическом пространстве страны.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»