Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие фонематических процессов
как способ профилактики дисграфии

Ростовщикова Анастасия Александровна
Что же такое дисграфия? Дисграфия – это частичное нарушение письма, которое в каждом отдельном случае связано с разного рода причинами.
На самом деле, чтобы овладеть навыком грамотного письма, недостаточно просто видеть окружающий мир, просто слышать звуки. Важно ещё и обладать речевым слухом, а значит различать звуки речи. Также важно обладать особым зрением на буквы, а значит запоминать и правильно воспроизводить их начертание.
Поэтому у детей, имеющих речевые нарушения, важно выработать предпосылки для становления письма. При проведении занятий, направленных на предупреждение дисграфических ошибок, важно соблюдать некоторые рекомендации.
Рекомендации по проведению занятий с ребенком:
1. Для правильной работы мозга при письме важен массаж подушечек пальцев. Поэтому перед выполнением письменных упражнений используйте приемы самомассажа (с помощью карандаша с гранями, массажных шариков, прищепок, щеток и т.д.).
Для письма можно использовать ручку, покрытую «рёбрышками» и «пупырышками», а также карандаш с гранями для опоры трёх держащих пальцев.
2. Для выработки правильного и красивого написания букв, слов и т.д. систематически применяйте прописи в соответствии с возрастом ребенка. Работа с прописями поможет ребенку скоординировать движения руки, выработать тонкие дифференцированные движения пальцев рук, необходимые для процесса письма, выработать кинетический образ различных букв и т.д.
В первом полугодии 1-го класса можно использовать специальные прописи для дошкольников (младших школьников), в которых необходимо прописывать (прорисовывать) различные элементы, орнаменты, узоры и т.д.  
- При работе с прописями ребенок должен быть в хорошем самочувствии, отдохнувшим и спокойным.
- Объем и сложность прописываемых элементов, букв, слов необходимо наращивать постепенно в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями ребенка.
- Хвалите ребенка даже за незначительные успехи. Если элемент, буква или слово написано аккуратнее, чем предыдущее, то не скупитесь на похвалу, отметьте успех ребенка.
3. Важным аспектом в профилактике дисграфии является также тренировка речевого слуха. Остановимся подробнее на данном аспекте. Ведь одним из наиболее распространённых видов дисграфии является дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания (акустическая), в основе которой лежат трудности слуховой дифференциации звуков речи.
Для профилактики данного типа дисграфии, важно выработать у ребенка навык слуховой дифференциации акустически близких звуков (сходных на слух), фонематического анализа слов.
Для выработки данных навыков рекомендуется повторение слов, скороговорок, текстов на заданный звук, звуко-буквенный анализ слов (анализ последовательности звуков и букв в слове, определение места заданного звука в слове, его «соседей» и т.д.), выполнение следующих видов заданий и упражнений:
1) «Поймай звук»
Предложите ребенку хлопать в ладоши (или топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх, приседать и т.д.), когда он услышит слово, в котором есть заданный звук.
2) «Какое слово задумано?»
Взрослый показывает детям картинки и называет их, пропуская первый звук (…омашка), а ребенок произносит слово, выделяя пропущенный звук (ррромашка).
3) «Подскажи звук»
Взрослый предлагает детям договаривать последний звук (На солнышке грелся черноухий котено…К).
4) «Какой звук есть во всех словах?»
Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
5) «Назови первый звук»
Взрослый произносит слово с интонационным выделением первого звука и кидает мяч ребенку, а тот называет первый звук в слове и перебрасывает мяч взрослому (Аня, азбука, арбуз, Ира, индюк, изюм, Оля, осень, утка, улица …).
6) «Сложи звук»
Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова, например: [м][а] – «ма»; [н][о][с] – «нос».
7) «Скажи наоборот»
Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.
8) «Определи первый гласный звук»
Произносите ребёнку слова, выделяя голосом первый гласный звук и попросите ребёнка назвать этот звук.
9) «Зоркий глаз»
Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук.
10) «Что лишнее?»
Взрослый произносит ряды слогов: «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа»… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
11) «Чистоговорки»
Взрослый начинает, а ребёнок договаривает последний слог.
Ба-бо-ба - у дороги два стол... (ба).
За-зу-за - уходи домой, ко... (за).
Ти-ди-ти - на Луну ле... (ти).
Де-де-те - сядем в темно... (те).
Лю-лу-лю - лук зеленый я по... (лю).
Фе-ве-фе - посижу я на со... (фе).
12) «Назови слова»
Взрослый предлагает ребёнку вспомнить и назвать слова на заданный звук.
Существует множество заданий и упражнений данного типа. Но самое важное – выполнять их регулярно, включая в каждое занятие с ребенком по 1-2 аналогичных упражнения. Если ребенок испытывает затруднения при выполнении данного задания или упражнения, необходимо показать ему образец выполнения и уточнить, верно ли ребенок понял задачу и суть данного упражнения.
В процессе занятий с ребенком всегда важно поддерживать и подбадривать его, даже в случае неуспеха.
Ваша совместная систематическая работа, терпение и усидчивость – залог успешного обучения ребенка, его мотивации к обучению!
Успехов, терпения и взаимопонимания Вам и Вашим детям!

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»