Особенности организации дистанционного
обучению обучающихся с ОВЗ
Дадыкина Татьяна Валентиновна,
учитель школы № 502 Санкт-Петербурга
Дети с ограниченными возможностями здоровья согласно Федеральному закону «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья» получают образование на базе специальных образовательных учреждений или образовательных учреждений интегрированного типа. Однако среди таких детей имеется отдельная группа лиц, кто не может посещать образовательное учреждение в силу ограничений по состоянию здоровья, и которая часто лишена возможности получить качественное образование. В связи с этим приоритетной задачей российской образовательной системы было и остаётся предоставление широким слоям населения эффективного, качественного и доступного образования. В настоящее время в концепции модернизации российского образования заявлен принцип равного доступа обучающихся к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания и состояния здоровья. Одним из направлений реализации данного требования является внедрение новых моделей содержания образования и его организации. В настоящее время во многих субъектах Российской Федерации проводится работа по организации дистанционной формы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, которые по своему состоянию здоровья не могут систематически посещать образовательные учреждения и нуждаются в обучении на дому.учитель школы № 502 Санкт-Петербурга
Ценность дистанционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в том, что «дистант» -это порой единственная возможность реализовать себя, возможность быть успешным в жизни наравне со здоровыми сверстниками. Переход к новым аудиовизуальным, мультимедийным технологиям в обучении обеспечивает учащимся с тяжёлыми нарушениями развития равные возможности в обучении. Развитие глобальных сетей создало принципиально новые условия для получения образования. Занимаясь с помощью компьютера, ребенок перестает быть инвалидом, ограниченным пространственными и временными рамками — у него появляется связь буквально со всем миром. Он может учиться, не выходя из дома, по индивидуальному расписанию и в удобном для себя темпе, что позволяет адаптировать учебный процесс к нуждам отдельного человека. Он может активно виртуально общаться с учителями и сверстниками в режиме онлайн. Таким образом, посредством современных информационных технологий происходит интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в общество.
Под дистанционным обучением понимается особая форма обучения, которая имеет место в случае территориальной удаленности обучающегося от педагога и при наличии особых технических средств коммуникации. На сегодняшний день дистанционное обучение детей-инвалидов можно считать одной из самых главных инноваций современной школы в Российской Федерации. Внедрение дистанционного обучения как инновационной технологии выявило ряд преимуществ и проблем, требующих своего разрешения. К достоинствам дистанционной формы обучения детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития можно отнести доступ детей-инвалидов к образовательным и иным информационным ресурсам; социализация и интеграция детей с ОВЗ в общество; широкий охват аудитории обучающихся; учет индивидуальных особенностей детей; интерактивность обучения; пространственная и временная безграничность обучения; постоянное технологическое совершенствование, качественное образование детей с ОВЗ; поддержка семьям детей-инвалидов.
Трудности в ходе реализации дистанционного обучения учащихся связаны с высокими материальными затратами на техническую основу обучения (обеспечение оборудованием, высокоскоростным интернетом); технологической готовностью участников образовательного процесса; готовностью участников образовательного процесса к коммуникации в сети; педагогической и методической готовностью педагогов; обеспечением технической поддержки и обслуживания каналов связи и комплектов оборудования. Однако, не смотря на все те трудности, которые возникают в ходе реализации дистанционного обучения, необходимо помнить, что в системе образования дистанционное обучение отвечает важнейшему принципу гуманистичности, согласно которому никто не должен быть лишен возможности учиться по причине временной изолированности, социальной незащищенности или невозможности посещать образовательные учреждения в силу физических недостатков. Гуманистический принцип дистанционного обучения означает направленность обучения и образовательного процесса к личности; создание максимально благоприятных условий для овладения обучающимися знаниями, для развития и проявления творческой индивидуальности, гражданских, нравственных и интеллектуальных качеств.
Организация дистанционного и электронного обучения в школе основана на следующих принципах:
- доступность – предоставление всем обучающимся возможности освоения программ общего и дополнительного образования непосредственно по месту пребывания;
- персонализация – создание условий для реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося;
- интерактивность – возможности систематического взаимодействия всех участников образовательного процесса с помощью информационно - образовательной среды;
- адаптивность – использование современных интерпретаций учебных материалов, содержащих цифровые образовательные ресурсы;
- гибкость – возможности учащимся работать в комфортном для них режиме;
- учитель осуществляет содержательную подготовку к уроку и самостоятельно определяет его технологию с учетом особенностей обучающихся.
Видеть цель. Для этого нужно ориентироваться на себя и на ФГОС. С одной стороны, в стандарте описаны результаты, которых могут достичь дети с ОВЗ. С другой стороны, вам виднее, может ли ваш ребёнок достичь их через месяц или через год.
Двигаться малыми шагами. Соблюдайте правильный темп: если ребёнок устаёт, меняйте задание или отдыхайте. Главная цель любого обучения — адаптироваться к жизни, а не стать гением. Это касается всех детей: если занятия мешают обычной жизни, их нужно остановить.
Учитывать особенности ребенка. Слушайте ребёнка, как и чем он хочет заниматься. Трудности возникают только при обучении детей аутистического спектра: они могут выбирать занятия, которые кажутся неадекватными, но и здесь нельзя давит на ребёнка: нужно научить его другим способам и занятиям, а не искоренить те, что есть.
Игнорировать нежелательное поведение. Не нужно наказывать за то, что вам не нравится, нужно это не поощрять. Но сначала — показать ребёнку миллион занятий, которыми стоит заняться. Если они будут действительно интересными и полезными, ребёнок постепенно к ним привыкнет.
Исходя из имеющегося опыта, можно утверждать, что дистанционные технологии активизируют познавательную деятельность обучения, формируют и развивают навыки самостоятельной работы, стимулируют самообразование и саморазвитие, а в целом приводят к повышению ключевых компетенций образования. Кроме того, дистанционная форма обучения способствует созданию безбарьерной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Нет сомнения в том, что дистанционное обучение детей с ОВЗ открывает новые возможности в обучении и самообучении, значительно расширяя и информационное пространство, и информационную сферу обучения.
Список литературы:
- Джалиашвили З.О. Средства дистанционного обучения: методика, технология, инструментарий. СПб: БХВ-Петербург, 2003
- Лебедева М.Б. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов. СПб: БХВ-Петербург, 2010
- Никитина Л.Н. Дистанционное обучение детей с множественными нарушениями развития. СПб: НОУ «Институт специальной педагогики и психологии», 2012
- Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе. СПб, 2002