Предупреждение дисграфии у детей дошкольного возраста
Волошенко Наталия Владимировна
Постановка проблемы и ее актуальность: выявление даже самых незначительных отклонений в речевом развитии ребенка и исправление их до начала обучения в школе, так как любую патологию легче предупредить, чем устранить.Основные направления работы по устранению предпосылок артикуляторно - акустической дисграфии, акустической дисграфии, дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, оптической дисграфии, аграмматической дисграфии.
Большинство авторов, глубоко изучавших проблему специфических нарушений письменной речи (Р.И. Лалаева; Р.Е. Левина; Л.Н. Ефименкова, А.Н. Корнев, И.Н. Садовникова и др.), подчеркивают, что в основе нарушений чтения и письма лежат общие закономерности нарушения устной речи, в особенности неполноценность фонематического восприятия, недостатки произношения, препятствующие овладению звуковым составом письма. Авторы указывают на разнообразие нарушений письменной речи. Анализ научно-методического материала и практический опыт работы показал, что обозначенная проблема давно интересовала как ученых, так и практиков, но, несмотря на массу публикаций, еще недостаточно полно раскрыт вопрос профилактики нарушений письменной речи.
С каждым годом возрастает неуспеваемость учащихся по русскому языку. При дисграфии дети в младшей школе с трудом овладевают письмом, их работы содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, пропускают буквы, слоги, у них ужасный подчерк, отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве, имеют недописанные элементы. У многих детей наблюдается не резко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте может не привлекать к себе особого внимания, но в дальнейшем приводит к появлению этих специфических ошибок на уроках русского языка.
Работа с детьми дошкольного возраста проводится в соответствии с выявленными предпосылками дисграфии. Для этого в нашем дошкольном образовательном учреждении проводятся систематические занятия, направленные на развитие фонематического слуха, обучение звуко-буквенному анализу слова, анализу предложения. Дети знакомятся с элементами грамоты – буквами, слияние их в слоги и слова. Проводится работа по развитию мелкой моторики для подготовки руки к письму, обучение детей ориентированию в схеме своего тела, а также на листе бумаги в клетку. Соответствующим образом формируется развивающая среда в группе. Создается эмоционально положительный настрой у детей.
Основные направления работы по устранению предпосылок
артикуляторно - акустической дисграфии
В основе артикуляторно – акустической дисграфии лежит неправильное произношение ребенком звуков речи.
Овладение правильным звукопроизношением до начала обучения в школе очень важно, так как на начальном этапе овладения грамотой ребенок проговаривает вслух каждое записываемое им слово. Произнося звуки неправильно, ребенок пишет так, как произносит. Поэтому звуковые замены в речи должны быть устранены до начала обучения его грамоте.
Основные направления работы по устранению предпосылок
акустической дисграфии
Акустическая дисграфия связана с недостаточно четкой слуховой дифференциацией ребенком акустически близких речевых звуков и выражается в соответствующих буквенных заменах на письме.
Игры и упражнения, направленные на развитие слухового восприятия и речевого слуха приучают ребенка слышать и дифференцировать разнообразные звуки.
- «Угадай, чья песенка». Взрослый просит ребенка внимательно послушать и запомнить, как поет водичка (произносит отчетливо звук «С»: ссс… и как поет комарик «З»: ззз…). Затем взрослый произносит то звук «С», то звук «З» и предлагает ребенку угадывать, когда поет водичка, а когда комарик. Аналогично песенка змеи «Ш» и песенка жука «Ж» и т.д.
Далее проводятся специальные упражнения, направленные на выработку у ребенка умения безошибочно определять каждый из смешиваемых звуков в составе слов.
- «Хлопни в ладоши». Взрослый последовательно произносит ряд слов, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, если услышит заданный звук и показать соответствующую букву.
- «Покажи картинку» Названия картинок, отличающихся одним звуком, произносятся в именительном падеже с экранизацией лица (мишка – миска, козы – косы и т. д.).
- «Подбери слова». Ребенку предлагается назвать несколько слов с заданным звуком.
дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
В основе данного вида дисграфии лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза, проявляющееся на письме в искажениях звукобуквенной и слоговой структуры слов и предложений. Наблюдаются пропуски гласных букв, согласных при стечении в слове, перестановки букв, добавления букв. Так же наблюдаются перестановки, пропуски и добавления слогов в словах. В предложениях дети часто пишут слова слитно друг с другом (особенно предлоги), не видят границы слов, раздельно пишут приставки.
Предупреждение этого вида дисграфии состоит в том, чтобы сформировать у ребенка различные виды анализа и синтеза. Для этой цели используются различные упражнения.
- «Узнавание звука на фоне слова». Ребенок должен уметь определить есть ли заданный звук в слове.
- «Определение местоположения звука в слове»:
- какой первый звук в слове? Какой последний звук в слове?
- «Определение последовательности и количества звуков в слове»:
- между какими звуками находится заданный звук;
- составь слово из первых звуков слов;
- подбери слова, в которых 3, 4, 5 звуков;
- найди картинки, в названии которых 3, 4, 5 звуков;
- подбери картинку к заданной схеме.
- «Определение количества слогов в слове»:
- составление слов из первых слогов слов, из последних слогов.
Основные направления работы по устранению предпосылок
оптической дисграфии
В основе этого вида дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно – пространственных представлений (то есть представлений о форме и величине предметов и об их расположении в пространстве по отношению друг к другу) и зрительного анализа и синтеза. Это проявляется в недописывании элементов букв, в добавлении лишних элементов, в неправильном расположении элементов буквы в пространстве по отношению друг к другу, зеркальное изображение.
Работу начинаем с решения простых зрительных задач.
- Формирование зрительного гнозиса:
- распределить предметы по величине;
-соотнесение предметных картинок с геометрической фигурой;
-срисовывание изображений, состоящих из фигур и стрелок;
- дорисовывание незаконченных контуров и симметричных изображений;
- составление разрезных картинок, дорисуй чего не хватает и т. д.
- Развитие зрительной памяти:
- зрительные диктанты «Продолжи строку»;
- «Фотографирование» - посмотри, запомни, нарисуй (начиная с 3-4 фигур), постепенно увеличивая их количество.
- Формирование буквенного гнозиса:
- сравнить одни и те же буквы, но написанные разным шрифтом;
-назвать (написать) буквы, перечеркнутые дополнительными линиями, выделить наложенные буквы друг на друга;
- определить букву в неправильном положении;
- обвести контур буквы, заштриховать ее;
- дописать букву;
-конструирование печатных букв из разных элементов: палочек, шнурка, пластилина, различного бросового материала;
- найти в тексте и подчеркнуть заданную букву.
- Формирование зрительно – пространственного восприятия:
- с опорой на картинки рассказать, что где находится;
- определить место соседа по отношению к себе: справа от меня…;
- работа над пространственными предлогами.
- Уточнение пространственного расположения букв:
- найти букву в ряду сходных: ШЩ ЦЩ ОЮ СО ЬЫ ВЗ т. д.;
- реконструировать (преобразовывать) букву: Ы-Ь-Ъ Б-В -З;
- достраивание буквы или дописывание недостающих элементов;
- соотносить зрительный образ буквы с каким-либо сходным предметом: О –обруч, Ж – жук …;
- тактильное ощупывание, узнавание рельефных букв (из наждачной бумаги, картона, семян, круп);
- срисовывание, вырезание буквы, лепка из пластилина, обведение контура буквы, письмо в воздухе.
Основные направления работы по устранению предпосылок
аграмматической дисграфии
Аграмматическая форма дисграфии появляется у детей на почве общего недоразвития речи. В основе ее лежит несформированность у ребенка грамматического строя устной речи. Это выражается в неточности употребления слов, неправильном написании окончаний, в неумении согласовывать слова в предложении, неверном употреблении предлогов.
Для формирования грамматического строя речи проводится следующая работа.
- Работа над словоизменением:
- согласование прилагательных с существительными;
- согласование существительных с числительными.
- Работа над предлогами.
- Работа над словообразованием:
- образование глаголов при помощи приставок;
- образование относительных прилагательных;
- образование притяжательных прилагательных;
- образование названий детенышей животных.
- Обогащение словарного запаса.
Список литературы:
- Безруких М.М., Ефимова С.П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму. М., 1991.
- Городилов В.И., Кудрявцев М.З. Чтение и письмо. Сборник упражнений по преодолению недостатков письма и чтения. М., 1995.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся массовой школы М., 1991.
- Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. М., 1961.
- Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. СПб., 1995.
- Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей.- СПб.: Издательство «Союз», 2001.
- Поваляева М.А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи: Ростов н/Д:,Феникс, 2006.
- Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. – М., 1983.