Логоритмика как здоровьесберегающая технология
Жиркевич Юлия Сергеевна
Дошкольный возраст один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладывается основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека
В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью.
Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По слова известного педагога Э. Жака-Далькроза, «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма». Все в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Поэтому в детском саду необходимо проводить занятия игровая логоритмика и ритмопластика.
Логоритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, алалия, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр. Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной.
Сущность метода коррекционного пения:
-
Максимальная активизации процесса слухового восприятия и контроля за счет опоры на двигательную и зрительную анализаторные системы
-
Работа над просодикой в единстве с разнообразными движениями рук при активном зрительном контроле.
-
Согласование дирижерского жеста и пения позволяет добиваться мышечной раскрепощенности детей в звукоизвлечении и в движении рук (кистей и пальцев), воспитывает вокальные навыки.
-
Дети учатся "говорить" руками. При этом тело, руки, артикуляция и голос становятся единым, требующим хорошей слаженности действия отдельных частей, "инструментом".
Правила метода коррекционного пения:
-
Правило первое: Во всех песенках дети только «допевают» и выполняют минимальную вокальную и речевую задачу: Это способствует тому, что внимание ребенка сосредоточено только на артикуляции сложных труднопроизносимых звуков.
-
Правило второе: При разучивании необходимо начинать с проговаривания текста с одновременным «простукиванием», «протопыванием», «щелканием» и другими звучащими жестами ритмического рисунка текста. По-логопедически это называется выстукивание слоговой структуры слова, что является основным условием логоритмики.
-
Правило третье: использование приема «Танцующие руки» (артикуляторный, зхвуковысотный и дирижерский жесты)
-
Правило четвертое: использование приема «Веселый оркестр» позволяет воспитывать навыки активного слушания и подготавливает к коммуникации.
-
Правило пятое: использование приема «Музыкальный карандаш», способствует максимальной активизации слухового внимания.
Сущность метода коррекционного аудирования
-
В применении метода пластического моделирования. Это один из методов превращения (преобразования) эмоционального содержания музыкального произведения в «психохудожественную» визуальную модель субъективного переживания .
-
Для воспитания эмпатии и развития креативности использование цветового моделирования, который дает возможность визуализировать свое эмоциональное состояние в цвете при прослушивании музыкального произведения.
-
Метод графическое моделирования (линеограммы)позволяет фиксировать динамические характеристики эмоционального переживания.