Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Трудности в социальной адаптации детей с ОВЗ

Лучкина Любовь Владимировна,
учитель класса «Особый ребенок»
ГБОУ школы-интерната № 16
Пушкинского района Санкт- Петербурга
Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в жизнь общества актуальна во всём мире.  Основная задача обучения и воспитания детей с ОВЗ поиск и развитие индивидуальных возможностей и познавательных способностей детей, подготовка и включение в социальную среду в качестве полноправных членов общества. Проблемы социальной адаптации умственно отсталых учащихся решаются в последние годы все труднее, хотя ее цели и задачи всегда учитывались при определении сути коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми. Оказание помощи таким детям всегда было важнейшим аспектом социальной политики государства.
Дети, находящиеся в школе-интернате, в какой-то степени, теряют возможность адаптироваться к окружающему социуму через домашнее общение и быт, ничто не может заменить заботу родителей на воспитание в государственном учреждении. Школа-интернат берет на себя заботу о создании необходимых бытовых условий в период проживания и обучения и воспитания ребенка в таком учреждении и на этапе выпуска; государство предоставляет льготы, обеспечивающие возможность получения профессионального образования доступного уровня; в школе-интернате создается домашняя психологической обстановка. Но заменить родителей детям на период их отсутствия является сложной задачей. Как показала практика, эта стратегия менее неэффективна, чем та при которой ребенка забирают домой в семью ежедневно. Опыт общения с такими детьми и их родителями показывают, что общее физическое, психическое развитие детей, остающихся на режиме интерната, без родителей, отличается от развития сверстников, ежедневно возвращающихся в семьи. Воспитание в условиях интерната не обеспечивает, в должной мере, формирования необходимых в самостоятельной жизни личностных качеств, знаний и умений, и приводит к недостаточной успешности детей с ОВЗ в решении задач независимой жизнедеятельности.  
Недостатки физического или психического здоровья еще больше затрудняют процесс адаптации в социуме. Такое нарушение психического развития как умственная отсталость снижает возможности ребенка в приобретении им социального опыта и подготовке к самостоятельной жизни. Достаточно часто умственно отсталые выпускники плохо владеют необходимыми для самостоятельной жизни житейскими знаниями и навыками. Сложившаяся практика обучения и воспитания детей с интеллектуальными проблемами не всегда отвечает задаче приобретения необходимых в жизни личностных качеств, таких как: 
-  самостоятельность
-  самообслуживание
-  коммуникабельность
-  трудолюбие
Достаточно трудно определить их жизненную перспективу. В настоящее время остро стоит вопрос о повышении эффективности адаптации и последующей интеграции в современном обществе детей с ОВЗ. Интеллектуальный потенциал детей с ОВЗ, в сравнении с нормально развивающимися сверстниками, не дает возможности для усвоения и самостоятельного использования всех социальных, общественных и других форм жизни. Необходимо глубоко изучить факторы и условия, которые обеспечивают успех процессов адаптации и социализации, разработать формы и пути коррекционной работы по организации социальной поддержки и помощи учащимся. 
Очень помогает в решении выше указанных задач методика- «Карта наблюдений» Е.А.Петровой, Л.А.Нисневич, Т.А. Зинкевич ,Е.Ю. Евстигнеева, которая представляет собой диагностику, включающую - оценивание уровня развития ребенка. «Карта наблюдений» ведется в течении всего периода обучения ребенка в коррекционной школе-интернате №16 (8 вида). По результатам диагностики составляется психолого-педагогический профиль на момент обследования. Поскольку возможности и потенциал ребенка с ОВЗ трудно оценить за несколько занятий, то необходимо, для заполнения психолого-педагогического профиля, длительно наблюдать его силами нескольких специалистов. В процессе наблюдений принимают участие – учитель - дефектолог, воспитатель, логопед, психолог. Каждый эксперт выполняет свой профиль на ребенка, а затем, при совместном обсуждении, составляется единый профиль. проводится отслеживание уровня развития ребенка экспертами- специалистами, работающими с ним два раза в год- в начале года и в конце года.
На основании анализа психолого-педагогического профиля составляется заключение, отражающее индивидуальные психологические особенности  развития ребенка, сильные стороны личности ребенка, его компенсаторные возможности, виды и характер выявленных нарушений, предполагаемые возможности реабилитации. При обследовании ребенка производится не только анализ динамики его развития, но и дается оценка эффективности используемых методов, осуществляется планирование и корректировка дальнейшей системы работы с ребенком. Педагогическим работникам эта диагностика поможет определить :
- сильные стороны личности ребенка;
- сохранные механизмы психики;
- индивидуальные особенности восприятия, двигательной сферы;
-особенности развития основных психических процессов и речевого развития;
- зону «ближайшего продвижения ребенка»;
Таким образом, необходимо помогать каждому ребенку коррекционной школы-интерната воспитывать в себе симпатию по отношению к другим детям, взрослым и формировать привычки, позволяющие в будущем хорошо заботиться о себе и об окружающих. При этом взрослым необходимо быть терпеливыми и спокойными. Ребёнок хочет видеть уверенность, что он не одинок в новых условиях, у него рядом есть взрослые, которые его поймут и помогут. Необходимо брать детей с ОВЗ в театр, кино, цирк и т.д., тем самым, помогать перейти барьер изоляции от общества. В последнее время родители детей  налаживают между собой контакты в школьном объединении «Ручеек», где делятся своими проблемами и помогают их решать. А чтобы добиться наилучших результатов, педагогам необходимо знать и изучить адаптационные возможности детей с отклонениями в развитии.
 
                      Список использованной литературы:
 1.Голубева A.B. Социальная адаптация детей-инвалидов: воспитание и обучение детей-инвалидов. Социальная адаптация. Правовые вопросы социальной защиты детей-инвалидов // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2004.  
2.Загуменнов Ю.Л. Инклюзивное образование: создание равных возможностей для всех учащихся // Минская школа сегодня. 2008. 
3. Е.А.Петрова, Л.А.Нисневич, Т.А. Зинкевич, Е.Ю. Евстигнеева Методика «Карта наблюдений» 2000 г.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»