Особенные дети!
Петрова Ольга Александровна
От того, кто будет воспитывать ребёнка, зависит его будущее,
его мировоззрение, вся его жизнь. Воспитатель детского сада –
это состояние души. Он дарит детям тепло своего сердца.
Работа воспитателя – не просто труд.
Это, прежде всего, способность к отречению, умение отдать
всего себя, без остатка, видеть в этом свет.
От того, кто будет воспитывать ребёнка, зависит его будущее,
его мировоззрение, вся его жизнь. Воспитатель детского сада –
это состояние души. Он дарит детям тепло своего сердца.
Работа воспитателя – не просто труд.
Это, прежде всего, способность к отречению, умение отдать
всего себя, без остатка, видеть в этом свет.
Закон об образовании предусматривает две категории обучающихся с особыми образовательными потребностями — дети-инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Условия признания ребенка инвалидом и лицом с ОВЗ различаются, различны и меры поддержки, которые им предоставляются. Оба термина упоминаются в текстах законов, но статус ребенка-инвалида и ребенка с ОВЗ вовсе не обязательно будут у одного лица. Законы учитывают разницу между понятиями «ОВЗ» и «инвалид».
Обучающийся с ОВЗ — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 ФЗ-273).
Статус ребенка с ОВЗ присваивается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).
В ПМПК входят: учитель-дефектолог (сурдопедагог, тифлопедагог), учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, врач-психиатр, врач-невролог. ПМПК принимает решение о выдаче заключения коллегиально, с учетом особых образовательных потребностей, обучающихся и индивидуальной ситуации развития.
К группе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79 ФЗ-273) относятся дети с нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, умственной отсталостью и другие. Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, нет.
Категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа — ПМПК.
Для педагога, готовящийся работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья, важно иметь достаточно высокий уровень эмпатии. Поскольку, чем выше уровень эмпатии, тем более выражена готовность к оказанию помощи, проявлению заботливости. Таким образом, можно без преувеличения сказать, что эмпатия-этоважное профессиональное качество педагога, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья, Педагог с развитыми эмпатическими способностямилучше понимает ребенка, сочувствует ему, умеетпосмотреть на ситуацию глазами ребенка, встать на его точку зрения. Эмпатия тесно связана с принятием, под которым подразумевается бережноетеплое эмоциональное отношение со стороны окружающих к ребенку с ограниченными возможностями здоровья.
Также важное значение имеет толерантность, она включает терпимость, устойчивость к стрессу, поведенческим отклонениям, агрессивному поведению, к нарушению правил и границ. Педагогу, работающему с детьми с ОВЗ, часто приходится проявлять спокойное доброжелательное отношение к необычному внешнему виду воспитанников, к их неадекватному поведению, нечеткой речи, а порой отсутствию ее, к специфическим звукам, манерам. Для такого педагога высокий уровень толерантности является одним из факторов, который также обеспечивает эффективность его деятельности.
Важное значение имеет и педагогический оптимизм по отношению к детям с особенностями развития, он предполагает уверенность в развитии такого ребенка, вере в его возможности и потенциал. Однако, следует остерегаться предъявления завышенных требований к ребенку, ожидания от него более высоких результатов, чем те, на которые он реальноспособен.
Педагог, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должен владеть достаточно высоким уровнем саморегуляции, контролировать себя в стрессовых ситуациях, уверенно и четко реагировать на изменение обстоятельств и принимать решения, брать на себя ответственность. Педагогу необходимо иметь в своем арсенале умения, позволяющие справляться с негативными эмоциями, навыки релаксации, умение владеть собой, способность адаптироваться в трудных, неординарных ситуациях. Самообладание педагога, эмоциональная устойчивость, его уравновешенность позволяют предупредить конфликтные ситуации в отношениях между детьми и педагогом, что имеет особую значимость для правильной организации учебно-воспитательного процесса, в котором важное место отводится созданию щадящего режима, оберегающего нервную систему ребенка с ограниченными возможностями здоровья и охраняющего его от излишнего перевозбуждения и утомления.
И, конечно, нельзя забывать об очень важном требовании к педагогу, осуществляющему педагогическую деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которое заключается в проявленииим деликатности и тактичности, в том числе умении соблюдать конфиденциальность информации как о личности ребенка, так и о семьях воспитанников.
В завершении этой статьи хотелось бы вставить стихотворение Гульнур Зариповой «Особенные дети», которое она посвятила своему внуку - Булатику:
Благословляю всех детей на свете!
Они для нас, как яркие цветы!
Но есть еще «Особенные» дети…
Они как ангелы, «Целители души»!
Они в наш мир не зря приходят.
Всевышний посылает ангелов-детей
«Особенных» детей, как испытанье вроде
А в самом деле, чтобы лечить людей.
Лечить нас от всего, что их и нас самих калечит.
От злобы черной, от бездушья темноты
Он выбирает только сильных плечи
Им можешь оказаться ты!
У ангелов - детей, нет крылышков конечно
Но загляните им в глаза!
Там столько доброты беспечной!
И чистая, как ангела душа!
«Особенные» дети, как с другой планеты
К нам присылает их господь не зря!
Они нам раскрывают душ секреты,
Он помогает нам понять себя…