Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Особенные дети!

Петрова Ольга Александровна

От того, кто будет воспитывать ребёнка, зависит его будущее,
его мировоззрение, вся его жизнь. Воспитатель детского сада –
это состояние души. Он дарит детям тепло своего сердца.
Работа воспитателя – не просто труд.
Это, прежде всего, способность  к отречению, умение отдать
всего себя, без остатка, видеть в этом свет.
 
Закон об образовании предусматривает две категории обучающихся с особыми образовательными потребностями — дети-инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Условия признания ребенка инвалидом и лицом с ОВЗ различаются, различны и меры поддержки, которые им предоставляются. Оба термина упоминаются в текстах законов, но статус ребенка-инвалида и ребенка с ОВЗ вовсе не обязательно будут у одного лица. Законы учитывают разницу между понятиями «ОВЗ» и «инвалид».
Обучающийся с ОВЗ — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 ФЗ-273).
Статус ребенка с ОВЗ присваивается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).
В ПМПК входят: учитель-дефектолог (сурдопедагог, тифлопедагог), учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, врач-психиатр, врач-невролог. ПМПК принимает решение о выдаче заключения коллегиально, с учетом особых образовательных потребностей, обучающихся и индивидуальной ситуации развития.
К группе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79 ФЗ-273) относятся дети с нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, умственной отсталостью и другие. Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, нет.
Категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа — ПМПК.
Для педагога, готовящийся работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья, важно иметь достаточно высокий уровень эмпатии. Поскольку, чем выше уровень эмпатии, тем более выражена готовность к оказанию помощи, проявлению заботливости. Таким образом, можно без преувеличения сказать, что эмпатия-этоважное профессиональное качество педагога, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья, Педагог с развитыми эмпатическими способностямилучше  понимает ребенка, сочувствует ему, умеетпосмотреть на ситуацию  глазами ребенка, встать на его точку зрения. Эмпатия тесно связана с принятием, под которым подразумевается  бережноетеплое эмоциональное отношение со стороны окружающих к ребенку с ограниченными возможностями здоровья.
Также  важное значение имеет толерантность, она включает терпимость, устойчивость к стрессу, поведенческим отклонениям, агрессивному поведению, к нарушению правил и границ. Педагогу, работающему с детьми с ОВЗ,  часто приходится проявлять спокойное доброжелательное отношение к необычному внешнему виду воспитанников, к их неадекватному поведению, нечеткой речи, а порой отсутствию ее, к специфическим звукам, манерам.  Для такого педагога высокий уровень толерантности является одним из факторов, который также обеспечивает эффективность его деятельности.
Важное значение имеет и педагогический оптимизм по отношению к детям с особенностями развития, он предполагает уверенность в развитии такого ребенка, вере в его возможности и потенциал. Однако, следует остерегаться предъявления завышенных требований к ребенку, ожидания от него более высоких результатов, чем те, на которые он  реальноспособен.
Педагог, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должен владеть достаточно высоким уровнем саморегуляции, контролировать себя в стрессовых ситуациях, уверенно  и четко реагировать на изменение обстоятельств и принимать решения, брать на себя ответственность. Педагогу необходимо иметь в своем арсенале умения, позволяющие справляться с негативными эмоциями, навыки релаксации, умение владеть собой, способность адаптироваться в трудных, неординарных ситуациях. Самообладание педагога, эмоциональная устойчивость, его уравновешенность позволяют предупредить конфликтные ситуации в отношениях между детьми и педагогом, что имеет особую значимость для правильной организации учебно-воспитательного  процесса, в котором важное место отводится созданию щадящего режима, оберегающего нервную систему ребенка с ограниченными возможностями здоровья и охраняющего его от излишнего перевозбуждения и утомления.
И, конечно, нельзя забывать об очень важном  требовании к педагогу, осуществляющему педагогическую деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которое заключается в проявленииим деликатности и тактичности, в том числе умении соблюдать конфиденциальность информации  как о  личности ребенка, так  и о семьях воспитанников.
В завершении этой статьи хотелось бы вставить стихотворение Гульнур Зариповой «Особенные дети», которое она посвятила своему внуку - Булатику:
Благословляю всех детей на свете!
Они для нас, как яркие цветы!
Но есть еще «Особенные» дети…
Они как ангелы, «Целители души»!
 
Они в наш мир не зря приходят.
Всевышний посылает ангелов-детей
«Особенных» детей, как испытанье вроде
А в самом деле, чтобы лечить людей.
 
Лечить нас от всего, что их и нас самих калечит.
От злобы черной, от бездушья темноты
Он выбирает только сильных плечи
Им можешь оказаться ты!
 
У ангелов - детей, нет крылышков конечно
Но загляните им в глаза!
Там столько доброты беспечной!
И чистая, как ангела душа!
 
«Особенные» дети, как с другой планеты
К нам присылает их господь не зря!
Они нам раскрывают душ секреты,
Он помогает нам понять себя…

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»