Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методическая разработка упражнений
по формированию навыков самообслуживания
у обучающихся с ОВЗ (умственная отсталость)

 
                                                                        Гладык Татьяна Романовна, 
учитель ГБОУ школа № 439
Петродворцового района Санкт-Петербурга
 
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
 
Methodical development of exercises
for the formation of self-service skills
in students with disabilities (mental retardation)
Gladyk Tatiana
Teacher of the State Budgetary Educational Institution
school No. 439 of the Petrodvorets district of St. Petersburg
 
 
Аннотация
Для большинства «особых» обучающихся наиболее значимыми являются не академические навыки, а  овладение навыками  самообслуживания, общения, приспособления к ежедневной жизни людей.
Представления об окружающем мире обучающихся с умственной отсталостью крайне ограничены. Поэтому навыки самообслуживания обучающихся с интеллектуальной недостаточностью требуют постоянного развития и корректировки.
Ключевые слова: интеллектуальные нарушения, навыки самообслуживания
Annotation
For most «special» children, the most important are not academic skills, but mastering the skills of self-service, communication, adaptation to people's daily lives.
Ideas about the world around children with mental retardation are extremely limited. Therefore, self-service skills of children with intellectual disabilities require constant development and adjustment.
Keywords: intellectual disabilities, self-service skills
 
Для большинства «особых» обучающихся наиболее значимыми являются не академические навыки, а  овладение навыками  самообслуживания, общения, взаимопонимание между детьми с интеллектуальными нарушениями и окружающим миром.
Основной задачей является, целенаправленная подготовка к взрослой жизни, снижение уровня опеки со стороны близких и окружающих людей, а так же формирования для каждого ребенка максимального уровня  самостоятельности. Овладение даже простейшими навыками самообслуживания не только снижает зависимость умственно отсталого обучающихся от окружающих (одновременно облегчает их деятельность), но и «работает» на укрепление его уверенности в своих силах.
Методический  материал по данному разделу самообслуживание предусматривает реализацию следующей цели – формирование у обучающихся интеллектуальной недостаточностью, развития жизненно необходимых культурно-гигиенических умений.
В процессе решения данной цели предусматривается  планомерная работа по формированию у обучающихся данной категории социально-бытового опыта, способствующего жизнеобеспечению. Стратегия воспитания такого ребенка будет базироваться на принципах нормального развития ребенка, но с учетом довольно медленного, неравномерного, в силу ограниченных возможностей, протекания развития определенного умения.
Особенности целевой группы
Представления об окружающем мире обучающихся с умственной отсталостью крайне ограничены. Как правило, к школьному возрасту у обучающихся сформированы первоначальные представления о себе своем имени, фамилии. Дети знают названия предметов, связанных с личным опытом, и их назначение.  Ориентируется в пределах детского учреждения, места жительства, однако им требуется тотальная помощь и сопровождение в общественных местах и транспорте.
Представление о времени у обучающихся данной категории обычно связанно с основными режимными моментами.
Навыки самообслуживания обучающихся с интеллектуальной недостаточностью требуют постоянного развития и корректировки. И если навыки самостоятельного приема пищи, одевание/раздевание дети могут выполняет самостоятельно, то более сложные действия и трудовые поручения требуют направляющей помощи, поддержки и контроля.
Формирование культурно-гигиенических умений в процессе учебной деятельности, определяется расписанием уроков, организацией деятельности обучающихся вне занятий и, проведением режимных моментов.
Использование личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку  при организации любых видов деятельности  включает использование  специальных приемов работы по формированию культурно-гигиенических навыков (игра, игровые упражнения, жизненно-практические ситуации и т.д.),
Создание развивающей среды в классе способствуюет активному формированию культурно-гигиенических навыков и хозяйственно-бытовых умений.
  Основные формируемые умения и задачи  коррекционно-воспитательной работы, предложены в методической разработке.
Формирование культурно-гигиенических умений
Цель: формировать у обучающихся умение дифференцировать предметы личной гигиены по назначению в процессе практической деятельности.
Формируемое умение: учить узнавать предметы личной гигиены (расческа, полотенце, салфетка, носовой платок, зубная щетка, зубная паста).
  1. Проговаривание в сопровождении показа учителем названия предмета личной гигиены.
  2. Игровые упражнения: «Найди свою щетку», «Сними свое полотенце», «Открой (закрой) тюбик с зубной пастой» и т.д.
  3. Игровые упражнения (работа с натуральными предметами): «Найди салфетку» (зубную щетку и т.д.) среди других предметов.
  4. Рисование предметов личной гигиены.
  5.  Украшение рисунков предметов личной гигиены (нанесение точек пальчиком,  палочкой, губкой и т.д.)
  6. Игровые упражнения (работа с рисунками): «Покажи, где полотенце» (зубная щетка и т.д.)
  7. Практические ситуации
Формируемое умение - учить использовать предметы личной гигиены по назначению
Цель: учить обучающихся правильно использовать предметы личной гигиены в ходе режимных моментов и специально созданных игровых и практических ситуаций при активной помощи педагогов (взрослых). Совершенствовать (развивать) у обучающихся умение правильно дифференцировать  предметы личной гигиены по назначению.
  1. Игровые и практические упражнения:
  2. Игры с использованием носового платка: «У Кати насморк», «Заболел зайчик», «Мишка чихает» и т.д.
  3. Игры с использованием полотенца: «Купаем куклу Катю», «Подарим зайке полотенце», «Мишка вымыл лапки», «Вытираем руки (лицо)».
  4. Игры с использованием расчески: «В парикмахерской», «Утро Маши», «Расчешем лошадку (мишку, зайку)», «Причешусь у зеркала», «Тане делаем прическу» и т.д.
  5. Игры с использованием салфетки: «На обеде у куклы Маши»,
  6. «У Тани завтрак», «Зайка на ужине» и т.д.
  7. Игры с использованием зубной щетки: «Почистим кукле зубки», «Утро (вечер) куклы Даши».
  8. Игры с использованием мыла: «У зайки грязные лапки», «Кукле Кате моем ручки (лицо) и т.д..
Формирование культурно-гигиенических умений
Цель: формировать у обучающихся особо значимые культурно-гигиенические умения, способствующие жизнеобеспечению.
Формируемое умение - учить мыть руки
  1. Подготовительные упражнения по формированию умения мыть руки:
    • переливание воды из одного кувшина в другой:
    • упражнение «Поймай мыло» (удержание мыла, выпускание из рук скользкого мыла);
    • упражнение «Плыви рыбка» (захватывание предметов одной рукой, снижение тонуса и напряжения пальцев и кистей рук);
  1. Имитационные упражнения: «Моем руки», «Ах, водичка горячая (холодная)!».
  2. Игровые упражнения с холодной и горячей водой.
  3. Практические упражнения по формированию правильного мытья рук по алгоритму.
  4. Практические упражнения по формированию правильного мытья лица по алгоритму (аналогично алгоритму мытья рук).
Формируемое умение - умение чистить зубы
Цель: формировать у обучающихся умение пользоваться зубной щеткой, выполнять совместные (самостоятельные) действия в процессе чистки зубов,
Упражнения на выполнения действий при чистке зубов по этапному алгоритму:
1-й этап по речевому алгоритму с показом и совместными  действиями;
2-й этап по символическому (графическому) алгоритму;
3-й этап по речевой инструкции педагога (взрослого).
  1. Имитационные и подготовительные упражнения: «Чистим, чистим зубы по утрам и вечерам», «Выдави пасту из тюбика», «Сожми резиновую игрушку», «Надави на тюбик», «Открути (закрути) пробку на бутылке (на тюбике)» и т.д.
  2. Практические упражнения:
  3.   Практические упражнения по выдавливанию пасты из тюбика (совместные   действия с педагогом по  выработке умения правильно дозировать выдавливание пасты из тюбика, контроль за тем, чтобы дети не ели пасту).
Формируемое умение - учить пользоваться туалетом
Цель: учить снимать/одевать одежду с помощью/без посторонней помощи, самостоятельно в свободном режиме и за определенное фиксированное время.
  1. Формировать умение выражать свои потребности жестом, звуковым    сигналом, словом. Для того, чтобы приучить ребенка проситься в туалет, его необходимо  регулярно спрашивать через постоянные промежутки времени (например, через каждые 30 минут) о потребностях. Согласие и удачу подкреплять похвалой.
  2. Учить пользоваться туалетной бумагой, смывать унитаз, одеваться в     туалете и мыть руки.
  3. Учить садиться (подниматься) с горшка.
  4. Практические упражнения по формированию умения пользоваться    туалетом с помощью алгоритма (расписывается аналогично алгоритму мытья рук).
  5. Практические упражнения по определению места туалета по особому символическому знаку в классе, в центре (родители дома туалет обозначают таким же значком-символом)
Формирование культурно-гигиенических  умений
во время приема пищи
 Цель: Формировать у обучающихся умения соблюдать правила при                приеме   пищи.
Формируемое умение - прием пищи.
  1. На первоначальном этапе ребенку разрешается принимать пищу так, как ему удобно (на коленях взрослого, на специальном стульчике, в уединенном уголке, в стороне от обучающихся), а затем ко всем детям предъявляются единые требования при приеме пищи.
  2. Использование звоночков, сигналов для привлечения внимания обучающихся к моменту приема пищи.
  3. Подготовительные упражнения, способствующие выработке определенных движений (преддействия по формированию умения приема пищи):
  • упражнение «Перекладывание шариков»;
  • упражнение «Просеивание фасоли» (зачерпывание и пересыпание ложкой);
  • упражнение «Перекладывание бусин» (держание ложки тремя пальцами, зачерпывание ложкой бусин и пересыпание их в другую емкость);
  • упражнение «Раскладывание орехов» (вращательные движения кисти ведущей руки, раскладывание ложкой орехов по сортам).
  1. Игра «К нам медведица пришла, медвежонка принесла» (закрепить умение правильно держать ложку).
  2. Игра « Лошадка заболела» (совершенствовать умение пользоваться ложкой и вилкой).
  3. Игра «Покорми зверей салатом» (закреплять умение правильного приема пищи, пользования пластмассовым ножом).
Формирование культурно-бытовых умений
Цель. Формировать у обучающихся культурно-бытовые умения в процессе режимных моментов и постоянной практической деятельности.
Формируемое умение - учить одеваться и раздеваться.
  1. Формировать умение выполнять процесс одевания и раздевания одежды, используя речевую инструкцию, символические знаки, жесты.
Подготовительные упражнения (преддействия по  формированию умения одеваться и раздеваться):
  • упражнение «Перекладывание помпонов в банку» (развитие сгибательных  и вращательных движений кисти, захватывание мелких предметов помпонов в банку через отверстие);
  • упражнение «Нанизывание крупных шаров на шнурок с деревянным наконечником» (захватывание предметов щепотью, согласованность работы обеих рук);
  • упражнение «Шарик катись» (захватывание  всеми пальцами больших шаров, захватывание « полупинцетом» шаров среднего размера, захватывание щепотью маленьких шариков, соотнесение размера шара и диаметра трубы);
  • упражнение «Копилка» (совершенствование «пинцетного захвата», складывание мелких монеток в узкое отверстие копилки).
Формируемое умение - учить застегивать и расстегивать
молнии, липучки, пуговицы.
 
Цель: Формировать умение выполнять застегивание и расстегивание различных застежек в ходе игровых ситуаций (на макете, на себе и другом ребенке).
  • упражнение «Что лежит в кошельке» (складывание пальцев определенным образом, удобным для захвата язычка молнии);
  • упражнение «Переливание воды большой пипеткой» (захватывание предметов в кулак ведущей руки, переливание из одной емкости в другую);
  • упражнение «Переливание воды маленькой пипеткой» (захват предметов щепотью, развитие силы пальцев);
  • упражнение «Перекладывание кусочков поролона большим пинцетом» (захватывание предметов «полупинцетом», перекладывание кусочков поролона большим медицинским пинцетом);
  • упражнение «Нанизывание бочонков на резиновый шнур» (согласование работы обеих рук, держание шнура тремя пальцами; нанизывание бочонков на шнур);
  • упражнение «Сушим белье» («пинцетное» захватывание предмета, открывание прищепки, прикрепление с ее помощью «белья к веревке»).
  • упражнение «Разложи пуговицы» (совершенствование соотносящих движений, умение брать предметы «пинцетным захватом»).
3.       Практические упражнения по формированию умения застегивать и расстегивать молнии, липучки, пуговицы.
  1. Умение застегивать молнию по алгоритму:
б)          Умение застегивать липучку по алгоритму:
в)         Умение застегивать пуговицу по алгоритму:
4.          Закрепление умения застегивать и расстегивать молнии,  липучки,  пуговицы в игровой деятельности.
Игра «Что забыла надеть Маша?» (учить застегивать «молнию» на кофточке куклы, закрепить алгоритм одевания).
  • Игра « Двери закрываются» (совершенствовать умения застегивания и расстегивания застежки «молнии»).
  • Игра «Пристегни зайке ушки» (совершенствовать умение застегивать «молнию»).
  • Игра «Полянка» (совершенствовать умение застегивать различные виды застежек).
  • Игра «Пристегни лисе хвостик» (совершенствовать умение застегивать застежку-липучку).
  • Игра «Ежик с фруктами» (закреплять умение застегивать застежки-липучки, прикрепляя фрукты на спину ежику).
  • Игра « Чего не хватает у чайника» (закрепить умение застегивать липучку, пристегивая «носик» или «ручку» к чайнику.
  • Игра «Чья ботва?» (закреплять умение застегивать крупные пуговицы; пристегивать ботву к морковке).
  • Игра « С какого дерева листок?» (учить обучающихся застегивать маленькие пуговицы; группировать листья по цвету).
Формируемое умение: - учить  заботится о своих вещах
Цель: формировать умение убирать одежду на место хранения.
  1. Учить находить свои вещи среди других вещей, а процессе организации режимных моментов и специально созданных ситуациях.
  2. Формировать у обучающихся первоначальные умения содержать свои вещи в порядке. Приучать обучающихся сообщать педагогу (взрослому) об оторванных пуговицах, застежках, дырках в вещах.
  3. Развивать умение обеспечивать себе предметами повседневного пользования в процессе режимных моментов в классе.
  4. Учить обучающихся уважать чужую собственность.
  • Упражнение «Покажи, где застежка у Сережки и где у тебя».
  • Упражнение «Постирали грязные вещи (новые платочки, ленточки, одежду кукол, носки и т.д.)».
  • Игра «Кукла Маша пришла с прогулки».
  • Игра «Хорошая хозяйка».
  • Практическая ситуация «Покажи свои сапоги (шапку, платье, шарф и т.д.)».
  • Практическая ситуация «Покажи свои вещи».
  • Практическая ситуация «Наведем порядок в классе»
Заключение
Основной линией образовательных программ современной школы является специальная организация всей жизни обучающихся для реализации их особых образовательных потребностей, развития жизненной компетенции в условиях образовательной организации, дома, близкого социального окружения, позволяющего планомерно расширять их жизненный опыт и социальные контакты.
Хотим подчеркнуть, что обязательной является специальная организация в соответствии с особенностями развития конкретного ребёнка. 
Задача учебно-педагогического персонала школы - создание в учреждении коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей формирование у воспитанников жизненно необходимых навыков и моделей способствующих их социальной реабилитации, обучение элементарным основам школьных знаний, подготовка к доступным видам труда.
По словам польского педагога Марии Пишчек:
«Ребенок с умственной неполноценностью в тяжелой степени никогда не поправится, потому что умственная неполноценность не является болезнью.
Никогда не произойдет такого скачка в его познавательном развитии, чтобы оно достигло уровня, находящегося в границах нормы.
Чуда не произойдет, из умственной неполноценности ребенок не вырастет.
Она навсегда останется его существенной частью, но она не является им самим…»
Тем не менее, главной задачей психолого-педагогической реабилитации/абилитации является регуляция отношений между детьми с интеллектуальными нарушениями и окружающим миром.
 
Литература:
  1. Варенова Т.В. Научно-методические основы абилитационного образования обучающихся с тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности. // Дефекталогия. – 2007. - №4
  2. Григорьева Т.А. Педагогические технологии: современный взгляд // Дефекталогия. – 2000.- 2.
  3. Демьяненок Т.В. Педагогическое проектирование социальной адаптации учащихся с тяжелой формой умственной отсталости // Дефекталогия. – 2002. - №1.
  4. Дормаш С.В., Заводова Т.Е. Технология учебного процесса // Мн.: НООО Красико-Принт, 2004.
  5. Жаврид Ю.В. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего возраста с интеллектуальными и двигательными нарушениями развития: Программа и методические рекомендации. – Мн.: НИО. 2000
  6. Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса. – Мн.: Университецке., 2001
  7. Ковалец И.В. Социально-бытовая адаптация обучающихся с ранним детским аутизмом. Мн.: 2000г.
  8. Кислякова Ю.Н. Социально-бытовое воспитание обучающихся с особенностями психофизического развития. Мн. НИО.2005
  9. Коноплева А.Н., М.Г. Еленский и другие. Образовательная интеграция и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями. Мн.: НИО. 2005.
  10. Коноплева А.Н., Е.М. Калинина и другие. Коррекционно-образовательные технологии. Мн.: НИО 2004.
  11. Кислякова Ю.Н. Формирование знаний о предметах ближайшего окружения. Мн.: НИО 2006.
  12. Кислякова Ю.Н. Формирование социально-бытовой компенсации у обучающихся с тяжелой формой интеллектуальной недостаточности. Мн.: НИО. 2005.
  13. Лещинская Т.Л. Социальная адаптация обучающихся с особенностями психофизического развития. Мн.: НИО. 2005.
  14. Лисовская Т.В. Научно-методические подходы к образовательной деятельности в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. // Дефектология. – 2007. - №4
  15. Савенок Н.В. Современные педагогические технологии в обучении обучающихся с особенностями психофизического развития. Мн.: АПО.2006г

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»