Взаимодействие учителя-логопеда и родителей
в образовательном процессе с ребенком
после кохлеарной имплантации
Каллас Е.А., старший воспитатель
Гешель И.М., учитель-логопед
ГБДОУ № 20
Выборгского района Санкт-Петербурга
Инклюзивное образование сегодня с полным правом считается одним из приориететов государственной образовательной политики России.Гешель И.М., учитель-логопед
ГБДОУ № 20
Выборгского района Санкт-Петербурга
Ежегодно увеличивается поступление в дошкольные образовательные учреждения детей с ограниченными возможностями здоровья. Одними из них являются дети с нарушением слуха.
Мы знаем, что стойкое нарушение слухового анализатора ведет к существенным отклонениям в речевом развитии ребенка, негативно отражается на психическом статусе личности, влечет за собой ограниченные возможности познания окружающего мира, овладение знаниями и умениями, препятствует нормальному речевому общению с окружающими людьми. Актуальность решения этих и других вопросов, связана с созданием условий для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Наличие в семье глухого ребенка всегда связано с эмоциональными переживаниями родителей и близких родственников. Особенно дезадаптировано поведение родителей в ситуациях, когда становится известно о диагнозе ребенка, об особенностях его заболевания, его прогнозе, о возможностях дальнейшего развития и обучения.
В наш детский сад поступила девочка, которой в три года была сделана операция по кохлеарной имплантации.
После такой операции дети могут слышать, но способность понимать речь не развивается без специального комплексного сопровождения. Все они нуждаются в длительной слухоречевой реабилитации.
Семьям этих детей также необходима психологическая, педагогическая и информационная помощь и поддержка со стороны специалистов и обучение методике проведения занятий в домашних условиях.
Как показывает опыт, успешность слухоречевой реабилитации в целом зависит от многих факторов, среди которых немаловажное место для прооперированных дошкольников занимает выполнение следующих условий:
- Ежедневное полноценное перестроенное на естественную сенсорную основу общение ребенка в семье.
- Наличие регулярных занятий по развитию слуха и речи со специалистами: сурдопедагогом и логопедом
- Речевая среда (пребывание имплантированного кохлеарными имплантами ребенка в ДОУ в коллективе слышащих сверстников).
- Перестроить свое общение с ребенком с учетом новых появившихся у него слуховых возможностей, освоить компетенции «параспециалиста».
- Обеспечить получение ребенком регулярных занятий по развитию слуха и речи со специалистами.
- Правильно (в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка и имеющимися в данной местности возможностями образовательной системы) подобрать образовательный маршрут своему ребенку или решить вопрос о качественном семейном воспитании.
Так как наша задача - сделать родителей активными участниками этого процесса, то на начальном этапе, для формирования основы сотрудничества с семьей, главным является установление контакта с родителями.
Совместная работа помогает более эффективно пройти трудный и долгий путь слухоречевой реабилитации. Это необходимость, которую нужно учитывать при взаимодействии с семьей в этом процессе.
Знакомство с семьёй проводилось комплексно, всеми специалистами, имеющимися в дошкольном учреждении:
- учителем-логопедом
- психологом
- воспитателями
Выясняются следующие факторы:
- Наследственность
- Уровень осведомленности родителей
- Степень заинтересованности
После знакомства с семьей проводится логопедическое обследование для определения уровня развития всех компонентов речи (фонетики, лексики, морфологии, синтаксиса).
В результате анализа данных обследования устанавливается уровень речевого и слухового развития ребенка с кохлеарной имплантацией, определяется с чем и как справляется ребенок.
Учитывая результаты логопедического обследования и наблюдения за ребенком, мы разрабатывали планирование коррекционной работы, которое строилось с учетом уровня слухоречевого развития и индивидуальных особенностей. При этом мы учитывали не только закономерности нормального речевого развития, но и своеобразие как речевого, так и общего развития глухого ребенка.
С направлениями коррекционной работы мы также знакомили родителей девочки. Она осуществлялась по следующим направлениям:
- развитие понимания речи;
- коррекция звукопроизношения;
- уточнение и расширение лексического словаря;
- формирование грамматического строя речи;
- коррекция письменной речи;
В течение этих лет с родителями осуществлялась непрерывная связь с помощью индивидуальной и наглядной форм работы. Родителям давались консультации по следующим темам:
- Артикуляционная гимнастика
- Развитие мелкой моторики
- Выполнение рекомендаций логопеда
- Развитие внимания памяти, мышления
- Речевые игры дома
- Как следить за автоматизацией звука в домашних условиях
- Как научить ребенка читать
- Как учить звукобуквенному анализу
Благодаря усилиям всех специалистов нашего дошкольного учреждения была проведена работа, которая дала возможность полноценно интегрировать ребенка с кохлеарной имплантацией в среду слышащих детей с последующим переходом в общеобразовательную школу с чистой речью.
Тесное взаимодействие учителя-логопеда и семьи - необходимое условие полноценного развития дошкольника с кохлеарной имплантацией. Конечная цель такого сотрудничества с семьей – научить ребенка слышать, слушать, понимать речь окружающих, говорить, использовать речь для общения и познания мира