Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей
в образовательном процессе с ребенком

после кохлеарной имплантации

Каллас Е.А., старший воспитатель
Гешель И.М., учитель-логопед
ГБДОУ № 20
Выборгского района Санкт-Петербурга
Инклюзивное образование сегодня с полным правом считается одним из приориететов государственной образовательной политики России.
Ежегодно увеличивается поступление в дошкольные образовательные учреждения детей с ограниченными возможностями здоровья. Одними из них являются дети с нарушением слуха.
Мы знаем, что стойкое нарушение слухового анализатора ведет к существенным отклонениям в речевом развитии ребенка, негативно отражается на психическом статусе личности, влечет за собой ограниченные возможности познания окружающего мира, овладение знаниями и умениями, препятствует нормальному речевому общению с окружающими людьми. Актуальность решения этих и других вопросов, связана с созданием условий для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Наличие в семье глухого ребенка всегда связано с эмоциональными переживаниями родителей и близких родственников. Особенно дезадаптировано поведение родителей в ситуациях, когда становится известно о диагнозе ребенка, об особенностях его заболевания, его прогнозе, о возможностях дальнейшего развития и обучения.
В наш детский сад поступила девочка, которой в три года была сделана операция по кохлеарной имплантации.
После такой операции дети могут слышать, но способность понимать речь не развивается без специального комплексного сопровождения. Все они нуждаются в длительной слухоречевой реабилитации.
Семьям этих детей также необходима психологическая, педагогическая и информационная помощь и поддержка со стороны специалистов и обучение методике проведения занятий в домашних условиях.
Как показывает опыт, успешность слухоречевой реабилитации в целом зависит от многих факторов, среди которых немаловажное место для прооперированных дошкольников занимает выполнение следующих условий:
  1. Ежедневное полноценное перестроенное на естественную сенсорную основу общение ребенка в семье.
  2. Наличие регулярных занятий по развитию слуха и речи со специалистами: сурдопедагогом и логопедом
  3. Речевая среда (пребывание имплантированного кохлеарными имплантами ребенка в ДОУ в коллективе слышащих сверстников).
Таким образом, перед семьей встают три важные задачи:
  1. Перестроить свое общение с ребенком с учетом новых появившихся у него слуховых возможностей, освоить компетенции «параспециалиста».
  2. Обеспечить получение ребенком регулярных занятий по развитию слуха и речи со специалистами.
  3. Правильно (в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка и имеющимися в данной местности возможностями образовательной системы) подобрать образовательный маршрут своему ребенку или решить вопрос о качественном семейном воспитании.
Главная проблема, с которой столкнулись мы - это планирование психоэмоционального и речевого развития такого ребенка. И здесь большое значение, и особую важность имеют родители, которые являются первыми помощниками в воспитательном и образовательном процессе.
Так как наша задача - сделать родителей активными участниками этого процесса, то на начальном этапе, для формирования основы сотрудничества с семьей, главным является установление контакта с родителями.
Совместная работа помогает более эффективно пройти трудный и долгий путь слухоречевой реабилитации. Это необходимость, которую нужно учитывать при взаимодействии с семьей в этом процессе.
Знакомство с семьёй проводилось комплексно, всеми специалистами, имеющимися в дошкольном учреждении:
  • учителем-логопедом
  • психологом
  • воспитателями
Каждый специалист определяет круг изучаемых вопросов, которые дают более цельное представление о ребенке, о семье и дает возможность специалистам и воспитателям планировать работу, учитытвая индивидуальные особенности ребенка пользующемся кохлеарным имплантом.
Выясняются следующие факторы:
  • Наследственность
  • Уровень осведомленности родителей
  • Степень заинтересованности
Все это необходимо учитывать в планировании работы с семьей.
После знакомства с семьей проводится логопедическое обследование для определения уровня развития всех компонентов речи (фонетики, лексики, морфологии, синтаксиса).
В результате анализа данных обследования устанавливается уровень речевого и слухового развития ребенка с кохлеарной имплантацией, определяется с чем и как справляется ребенок.
Учитывая результаты логопедического обследования и наблюдения за ребенком, мы разрабатывали планирование коррекционной работы, которое строилось с учетом уровня слухоречевого развития и индивидуальных особенностей. При этом мы учитывали не только закономерности нормального речевого развития, но и своеобразие как речевого, так и общего развития глухого ребенка.
С направлениями коррекционной работы мы также знакомили родителей девочки. Она осуществлялась по следующим направлениям:
  • развитие понимания речи;
  • коррекция звукопроизношения;
  • уточнение и расширение лексического словаря;
  • формирование грамматического строя речи;
  • коррекция письменной речи;
Занятия с сурдологом девочка посещала в реабилитационном центре.
            В течение этих лет с родителями осуществлялась непрерывная связь с помощью индивидуальной и наглядной форм работы.  Родителям давались консультации по следующим темам:
  • Артикуляционная гимнастика
  • Развитие мелкой моторики
  • Выполнение рекомендаций логопеда
  • Развитие внимания памяти, мышления
  • Речевые игры дома
  • Как следить за автоматизацией звука в домашних условиях
  • Как научить ребенка читать
  • Как учить звукобуквенному анализу
Также родители девочки приглашались на индивидуальные и подгрупповые занятия. Это помогало родителям видеть положительную динамику речевого развития ребенка
Благодаря усилиям всех специалистов нашего дошкольного учреждения была проведена работа, которая дала возможность полноценно интегрировать ребенка с кохлеарной имплантацией в среду слышащих детей с последующим переходом в общеобразовательную школу с чистой речью.
Тесное взаимодействие учителя-логопеда и семьи - необходимое условие полноценного развития дошкольника с кохлеарной имплантацией. Конечная цель такого сотрудничества с семьей – научить ребенка слышать, слушать, понимать речь окружающих, говорить, использовать речь для общения и познания мира

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»