Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Значение развития  мелкой моторики для учебной
деятельности детей с умеренной и тяжелой
умственной отсталостью

Галемшина Екатерина Михайловна,
учитель класса «Особый ребенок»
ГБОУ школа-интернат № 16
Пушкинского района Санкт-Петербурга
У многих детей с тяжелой умственной отсталостью,  выражено недоразвитие тонких движений рук. Дети не могут выполнять точные действия руками, что затрудняет выполнение действий руками на уроках: «Графика и письмо», «Ручной труд» и т.д. У некоторых детей отмечается недостаточность мышечной силы. Двигательные нарушения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью обуславливаются органическими поражениями головного  мозга. Чем ярче выражен интеллектуальный дефект, тем больше сопутствующих нарушений в моторной сфере. Недоразвитие моторики у обучающихся проявляется и в беспорядочности, нечеткости движений пальцев, несовершенстве контроля и регуляции движений. Развитие пальцевой моторики положительно сказывается на становлении речи, необходимой при письме, рисовании, любой игровой и бытовой и игровой деятельности.
Для успешного овладения учебными навыками, необходимо, чтобы обучающиеся научились контролировать и регулировать свои движения и действия в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями. Одним из основных видов работ по развитию мелкой моторики пальцев рук является пальчиковая гимнастика и работа со сборно-разборными конструкциями. Пальчиковая гимнастика подразделяется на несколько видов:
- Пальчиковые игры с предметами;
- Пальчиковые игры со стихотворным сопровождением;
- Пальчиковые игры - манипуляции;
- Пальчиковые игры на основе сказок;
- Пальчиковые игры с элементами самомассажа;
- Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением.
Наиболее приемлемыми видами работ к обучающимся моего класса я определила следующие виды работ: пальчиковые игры с предметами, игры-манипуляции и пальчиковые игры с элементами самомассажа. Для этого в течение учебного года выстраиваю систему работы в данном направлении, опираясь в первую очередь на создание предметно-развивающей среды. Собран и апробирован материал по использованию пальчиков игр:
- массажные ванночки для рук с крупой;
- пескотерапия;
-акваанимация;
- раскраски, трафареты;
- катушки разного диаметра для наматывания ниток;
- мозаика, пирамидки, шнуровка, бусины, пуговицы, прищепки, мелкие крышки, стаканчики, коробки с крышками, мячи разного диаметра и функциональности, молнии, карандаши, счетные палочки, настольно-печатные игры (картинки-половинки), тренажеры с молниями и пуговицами.
Игры- манипуляции:
Карандаш в руках держу
Поиграть я с ним хочу.
Карандаш в ладони взяли
И немного покатали.
 
-«Сорока -белобока кашку варила…» ;
-«Пальчики у нас попляшут»
- «Водичка, водичка умой мое личико»
Пальчиковые игры с элементами самомассажа.
В данных играх используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание, сжимание-разжимание, сгибание-разгибание и т.д. Например: «Помоем руки под водой», «Надеваем варежки», «Согреем руки», «Гуси щиплют травку».
Работа над мелкой моторикой осуществляется на каждом уроке. Задания даются от простого к более сложному. На первых этапах обучения ребенок может просто наблюдать за действиями учителя. Постепенно педагог привлекает ученика к выполнению упражнений. Все действия повторяются несколько раз. Затем от выполнения совместных действий, идет переход к выполнению действий по подражанию, а подражание это одно из условий развития ребенка. Далее ребенок переходит к действию по образцу и по словесной инструкции.  
Графические навыки рисования относятся к сложным двигательным действиям. Поэтому они вырабатываются лишь под влиянием обучения и многократных упражнений. Вот некоторые из них:
- Рисование от руки прямых вертикальных линий: «высокие столбы», «заборчик».
- Рисование от руки прямых горизонтальных линий: «провода», «дорожки», «цветные веревочки».
- Рисование от руки прямых вертикальных и горизонтальных линий: «лесенки», «окошки», «рамки», «шахматная доска», «качели».
- Рисование от руки наклонных линий: «идет косой дождь», «ниточки к шарикам, чтобы те не улетали», «высокие горы», «пионерские палатки».
- Рисование от руки дугообразных линий: «дым идет», «мы клубочек намотаем», «извилистые ручейки», «волны», «фонтанчик», «салют».
 
Систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей с использованием пальчиковых игр дает свои результаты: дети становятся более активными в общении, используют в речи доступные средства коммуникации. Использование в своей работе разнообразных видов пальчиковой гимнастики оказывают положительное воздействие на речевое развитие у детей, повышают работоспособность обучающихся на уроках.
Список используемой литературы:
1.Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М.: Астрель, 2009.
2. Ильин Е.П. Психомоторика. - М.: Владос, 2010

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»