Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Значение мнемотехники в развитии речи детей

Андронова Татьяна Владимировна
Работа по формированию связной речи детей имеет важнейшее значение в общей
системе работы с детьми.
Научно доказано, что связная речь формируется у ребенка в процессе речевой практики и может развиваться лишь под влиянием целенаправленного речевого
воспитания.
Очень неплохих результатов в этой области обучения дошкольников можно добиться с помощью приемов мнемотехники.
У детей в возрасте 5-6 лет словарный запас достаточно большой, но пользоваться
им и употреблять слова в верной форме им ещё достаточно сложно (т.к. у них
преобладает наглядно-образная память и запоминание носит в основном непро-
извольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие к их жизненному опыту).
Пытаясь, что-то рассказать нам, ребенок просто не может найти слов, либо делает это очень непонятно и беспорядочно, перескакивая в рассказе с места на
место.
В таких случаях очень важно найти вспомогательные средства, облегчающие
процесс становления у ребёнка развёрнутого высказывания.
Таким средством, обеспечивающим наглядность и возможность создания плана
высказывания, является мнемотехника.
Мнемотехника в переводе с греческого – искусство запоминания, технология
развития памяти.
Смысл мнемотехники в том, что любое слово можно нарисовать,    проассоции- ровать со зрительным образом.
Великий педагог К.Д. Ушинский считал, что для ребенка запомнить что-либо на
 слух задача не из легких, в то время как с помощью картинок даже объемные рассказы и стихотворения он может легко запомнить.
В последнее время в дошкольных учреждениях приемами мнемотехники
 пользуются очень активно
В основном мнемотехника в детском саду – это использование специальных карточек и схем.
Мнемодорожки, мнемотаблицы и схемы-модели служат дидактическим материалом в работе и позволяют решать все задачи по развитию связной речи детей. Символы максимально приближены к речевому материалу. Например,
для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозна-чения диких (лесных) животных и птиц – ёлка. Данный материал является зрительным планом-схемой для пересказов детьми произведений художест-венной литературы; составления описательных рассказов о предметах, явлениях, событиях из личного опыта; придумывания концовки к знакомым сказкам; составления небольших рассказов творческого характера на предложенную тему, отгадывании и загадывании загадок, заучивания стихов.
При работе с данной техникой необходимо соблюдать определенные правила.
Правила при работе с мнемотехникой:
  • Занятия проводить по принципу – от простого к сложному начиная от
   мнемоквадратов и постепенно переходить к мнемоцепочкам.
  • Таблицы и схемы должны быть цветными, так ребенку будет веселее и
    легче.
*На одной схеме или таблице число квадратов не должно превышать девять, так как это  предельно допустимый объем для дошкольника.
*Не использовать более двух мнемосхем в день, а повторное рассмотрение,
 должно быть, только по желанию ребенка.
       *  Необходимо, чтобы ежедневно таблицы и схемы были различны по  
          тематике. В первый день – на тему сказок, во второй на музыкальную тему,
           в третий на математическую и так далее.
Работа с мнемотаблицами ведётся в следующей последовательности:
          – рассматривание таблицы;
        – перекодирование информации, преобразование предложенного материал из
           символов в образы;
         – пересказ текста или заучивание стихотворения.
Основные приемы мнемотехники детям 4 -6 лет:
         Ребенку показывают карточку, на которой изображено несколько предметов   
      и он должен придумать о них рассказ – этот способ используется для развития
      воображения.
     Для развития памяти детям предлагают выучить стихотворение по
     карточкам, на которых каждой строчке стиха соответствует свое изображение.
     Для тренировки логического мышления малышу дают карточки и
     предлагают распределить их по группам. К примеру, карточки  с профессиями и предметами, которыми пользуются их представители. Если ребенок хорошо работает по готовым карточкам, следует предложить позаниматься наоборот
  дать рассказ и пусть ребенок сам нарисует для него картинки.
Работать по такому принципу нужно не только в детском саду, очень важно,чтобы и родители принимали активное участив обучении ребенка.



Как можно применить принципы  мнемотехники дома?
 
Предложите нарисовать ребенку схемы-рисунки о том, как прошел его день. Время от времени давайте картинки и пусть он составит вам рассказ. Вы можете дать картинку из известной вам обоим книжки и предложить малышу придумать
свой, отличный от оригинала финал.
Регулярное применение данной техники поможет ребенку обогатить свой словар-ный запас, научит выстраивать грамотные, логические цепочки.
Эта техника очень полезна и при подготовке детей к школе, ведь идя в первый класс, он вступает в новый коллектив, в котором грамотная и понятная речь поможет ребенку найти новых друзей и комфортно чувствовать себя в любой обстановке и ситуации.
Литература:
Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.
Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов Дошкольное воспитание, 1990, № 10. С.16-21.
Малетина Н.С., Пономарёва Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Дошкольное воспитание. 2004.№6. С. 64-68

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»