Формирование ценностных ориентиров у учащихся
с ОВЗ через художественно-эстетическое воспитание
Абрамова Ирина Федоровна
Значимость духовно-нравственного воспитания волновала общество во все времена,актуальность и проблематика ее очевидна и сегодня.
Духовно-нравственное воспитание средствами искусства — это процесс целенаправленного и систематического формирования у учащихся с овз умений адекватно воспринимать, правильно понимать себя, других людей. Это процесс усвоения детьми правил нравственного поведения, воспитание б а з о в ы х э м о ц и о н а л ь н о- ц е н н о с
т н ы х о р и е н т и р о в в отношении к себе, к обществу, к природе, к искусству.
С учетом своеобразия развития учащихся с овз и собой роли коррекционной школы
возможно решение следующих задач средствами искусства:
- способствовать коррекции дефектов психического и физического развития,
- формировать у учащихся нравственно-этическую восприимчивость,
- развивать и совершенствовать эмоциональную сферу учащихся, вызывать у них
- содействовать развитию индивидуальных способностей в художественно-эстетической деятельности.
деятельность.
Древние греки говорили: « Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается». Современные ученые утверждают, что культура и красота питают человека положительной энергетикой, успокаивают и придают силы, формируют его внутренний мир.
Умение создавать предметы, которые выполняют не только функциональное назначение, но и представляют собой самобытную художественную ценность, складывается жизнью не одного поколения. Искусство по созданию красивых вещей, произведений архитектуры, литературы,
живописи, музыки, а также песенное и танцевальное творчество отражает понимание человеком красоты мира, красоты и проблематики человеческих взаимоотношений.
Известно, что сенсорная, эмоционально-волевая сфера психики у учащихся с разной степенью умственной отсталости очень нарушена, на что указывают исследования психологов и педагогов. Наши наблюдения за детьми показывают, что они чутки и восприимчивы к добру, как нравственно-эстетической категории. Учащиеся с овз способны оценить красоту человеческих поступков, природы, произведений искусства, но только тогда, когда этим процессом управляет педагог. Более того, когда родители (взрослые) создают пространство открытости и заинтересованности в общении с ребенком. «Научите меня любить и понимать людей, и тогда со мной всегда будут друзья». Этот запрос ребенка с овз можно считать девизом нашей деятельности с учащимися.
Свою работу мы выстраиваем на основе применения современных педагогических технологий в школе и во взаимодействии с социальными институтами, с родителями. .
Основным видом художественно-эстетической деятельности воспитателей в духовно-нравственном воспитании учащихся мы выбрали изобразительную деятельность, основоположником которой мы считаем опытного, талантливого воспитателя.
Тематика внеурочных занятий художественно-эстетической направленности охватывает диапазон от фольклора до произведений классиков: «Эти глиняные изваяния колокольной Руси перезвон», «Блистательный Санкт-Петербург», «Дорогою добра», « В нем пела душа России», «А песня ходит на войну», «Его величество — Хлеб» и др.
Наши дети эмоционально реагируют на занятия, посвященные памятным датам города,
страны: «Год родного языка», «Небо, звезды и Земля — вся Вселенная твоя», «Моя душа, я
помню, с детских лет чудесного искала». В игровых занятиях «Армейский калейдоскоп»,
«В мире профессий» дети учатся работать в команде, быть дисциплинированными, понимать, что от успеха каждого зависит успех всех. Занятия, построенные на базе народных обычаев: «Праздник Рождества», «Светлая Пасха»,»Ай да, Масленица!» своим неповторимым содержанием, непривичным характером песен, игр, выразительностью костюмов, не устают удивлять наших детей, расширяют их кругозор, вызывают интерес и уважение к национальным традициям.. На занятиях мы знакомим наших детей
с народными промыслами: филимоновской игрушкой ,удивительной дымкой, голубой гжелью, золотой хохломой, вышивкой.
Несмотря на сложности в восприятии учащимися музыкальных произведений, музыка -
частый участник на внеклассных рядовых и открытых занятиях и мероприятиях. Исполнение песен, музыкально-ритмических движений, танцев, хороводов положительно принимаются детьми, мы наблюдаем улучшение эмоционального состояния, настроения, а значит, и характера общения. Инсценирование фольклорных и литературных произведений помогает раскрытию индивидуальных способностей, например работа по темам «Музыка и элементы театра в жизни детей, настольный театр.
Учитывая несформированность игровой деятельности в дошкольном детстве, имеет свою обоснованность и необходимость применения игровых технологий. Через атрибуты игры, ее сюжет мы прорабатываем с детьми такие важные темы, как « Куклы наших бабушек»,
«Родная природа», «Наш город» и др.
А сказочные персонажи помогают нашим детям понимать отношения между людьми, учат
находить пути выхода из разных жизненных ситуаций, воспитывают нравственные качества.
Свое отношение к ним дети передают в работах.
От первых проб рисования лица человека дети приходят к созданию портрета мамы., тем самым проживая свое отношение к близкому человеку.
От простых городских зарисовок мы приходим к удивительным городским пейзажам..
От умения составить описательный рассказ по заданному плану об игрушках, домашних питомцах, о городе дети приходят к умению написать сочинения по прочитанным
книгам, по картинам художников, по произведениям классиков и становятся победителями городских олимпиад, конкурсов.
Быть терпимым и терпеливым по отношению к другим. Как трудно бывает нашим детям
правильно оценить себя в сравнении с одноклассниками. Мы учим детей видеть, как меняется ребенок и почему. Мы знакомим учащихся с эпизодами из жизни известных россиян и обычных людей, что также способствует накоплению социального опыта.
Итак, продуктом художественного труда на занятиях становится не только материальный предмет или отражение событий в слове, танце, песне. В нем всегда звучит автор — ребенок
с его умениями и чувствами и педагог, управляющий их формированием.
Некоторые техники изобразительной деятельности
нашли свое отражение в детских работах. которые представлялись на выставках разного уровня, на школьных праздниках. Рисунки и аппликации детей
отличает проявление большого труда и терпения, в них эстетические чувства перекликаются
с выражением любви к родным местам, интересом к народным традициям, передачей удовольствия результатом своего труда. Здесь уместно сказать, что среди наших воспитанников есть группа учащихся старшей школы, которая приобрела навыки рисования
с натуры (натюрморты), по прочитанным книгам. Кроме этого ,эти дети умело срисовывают иллюстрации, показывая навыки в композиции, в работе со светом и тенью, с оттенками
цветов. Помимо внеклассных занятий и мероприятий наши дети занимаются в кружках декоративно-прикладной и художественно-эстетической направленности, где педагоги имеют возможность уделить каждому ребенку больше времени.
Жизнь наших учащихся не ограничивается рамками школы. Расскажу о значении работы
по взаимодействию с учреждениями культуры и социальными учреждениями.
Из года в год наши воспитанники-артисты становились призерами фестиваля « Вера.
Надежда. Любовь» в номинации «Танец», « Вокал».
Газета Невского района « Славянка» сообщала о выставке рисунков « Тихая моя Родина»
в районной библиотеке им. Л.Соболева. На выставке наши дети представили пейзажи
знакомых мест — Куракину дачу, памятники Петру I, Пушкину и … пожарному, церковь
в Рыбацком, букеты полевых цветов.
Не первый год наша школа имеет творческие связи с Домом Кино, в котором проводится
благотворительный кинофестиваль « Детский Кино-Май». Работы наших детей отмечались грамотами, подарками.
Музейная педагогика — наша союзница в эмоционально-чувственном, духовно-нравственном воспитании учащихся. Сотрудники Русского музея проводили выездные
занятия, в музее Истории религии ( что на Почтамтской,14) дети «погружались» в атмосферу
жизни древнего человека, в музее « Невская застава» знакомились с частной коллекцией женского русского костюма ХIХ века, с историей старинных вещей и забытых профессий.
В Этнографическом музее оказались в русской избе, а на занятии « Кукла-оберег» мастерили
куклу без иглы и ниток. Обращение к опыту работы музеев города позволяет значительно
дополнить нашу деятельность в реализации личностно-ориентированных технологий.
Мы успешно сотрудничаем с реабилитационным центром Невского района, в котором занимаются наши учащиеся со сложной структурой дефекта.
Свои работы наши дети представляли не только как участники, но и становились дипло-мантами и призерами выставок во Дворце учащейся молодежи, в Правобережном и Лево-
бережном Домах Творчества Юных, в библиотеках района.
Ежегодно мы участвуем в акции « Белый цветок « в помощь неизлечимо больным детям,
в акции «Подари открытку», обращенную к одиноким пожилым людям Дома инвалидов
в Волосовском районе Ленинградской области.
Театр, обладающий талантом налаживания контакта с нашими детьми, - это удивительный
источник формирования у учащихся позитивного отношения к окружающему миру.
Таким образом, значение партнерских отношений школы с социальными институтами мы видим в расширении наших возможностей по воспитанию духовно-нравственной культуры
средствами искусства.
Обощая вышесказанное, можно сделать следующие выводы:
- Разнообразная тематика внеклассных занятий и мероприятий, праздников, выставок, конкурсов в школьном пространстве формирует у учащихся с овз представление об окружающем мире, воспитывает уважение и любовь к Родине, к природе, формирует интерес к искусству. Через эстетические чувства у воспитанников формируются такие важные качества, как уважение к труду и желание трудиться.
- Сотрудничество с учащимися, с социальными институтами города способствует достижению результатов, дети овладевают умениями и приобретают качества, необходимые им в самостоятельной жизни: быть созидателями, заполнять время полезной деятельностью, быть заботливыми по отношению к близким и незнакомым людям.
- Наблюдается положительная динамика уровня воспитанности учащихся, толерантный и инклюзивный характер отношений в ученическом коллективе.
- Системность, доступность содержания, вариативность пед.технологий, вовлеченность родителей в совместную деятельность с ребенком, являются определяющими факторами нашей деятельности с учащимися.
передают им свое высокое духовно-нравственное предназначение: они питают детские души возвышенным и прекрасным, учат их беречь и создавать Красоту.
Значимость духовно-нравственного воспитания волновала общество во все времена,
актуальность и проблематика ее очевидна и сегодня.
Духовно-нравственное воспитание средствами искусства — это процесс целенаправленного и систематического формирования у учащихся с овз умений адекватно воспринимать, правильно понимать себя, других людей. Это процесс усвоения детьми правил нравственного поведения, воспитание б а з о в ы х э м о ц и о н а л ь н о- ц е н н о с
т н ы х о р и е н т и р о в в отношении к себе, к обществу, к природе, к искусству.
С учетом своеобразия развития учащихся с овз и собой роли коррекционной школы
возможно решение следующих задач средствами искусства:
- способствовать коррекции дефектов психического и физического развития,
- формировать у учащихся нравственно-этическую восприимчивость,
- развивать и совершенствовать эмоциональную сферу учащихся, вызывать у них
- содействовать развитию индивидуальных способностей в художественно-эстетической деятельности.
деятельность.
Древние греки говорили: « Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается». Современные ученые утверждают, что культура и красота питают человека положительной энергетикой, успокаивают и придают силы, формируют его внутренний мир.
Умение создавать предметы, которые выполняют не только функциональное назначение, но и представляют собой самобытную художественную ценность, складывается жизнью не одного поколения. Искусство по созданию красивых вещей, произведений архитектуры, литературы,
живописи, музыки, а также песенное и танцевальное творчество отражает понимание человеком красоты мира, красоты и проблематики человеческих взаимоотношений.
Известно, что сенсорная, эмоционально-волевая сфера психики у учащихся с разной степенью умственной отсталости очень нарушена, на что указывают исследования психологов и педагогов. Наши наблюдения за детьми показывают, что они чутки и восприимчивы к добру, как нравственно-эстетической категории. Учащиеся с овз способны оценить красоту человеческих поступков, природы, произведений искусства, но только тогда, когда этим процессом управляет педагог. Более того, когда родители (взрослые) создают пространство открытости и заинтересованности в общении с ребенком. «Научите меня любить и понимать людей, и тогда со мной всегда будут друзья». Этот запрос ребенка с овз можно считать девизом нашей деятельности с учащимися.
Свою работу мы выстраиваем на основе применения современных педагогических технологий в школе и во взаимодействии с социальными институтами, с родителями. .
Основным видом художественно-эстетической деятельности воспитателей в духовно-нравственном воспитании учащихся мы выбрали изобразительную деятельность, основоположником которой мы считаем опытного, талантливого воспитателя
.
Тематика внеурочных занятий художественно-эстетической направленности охватывает диапазон от фольклора до произведений классиков: «Эти глиняные изваяния колокольной Руси перезвон», «Блистательный Санкт-Петербург», «Дорогою добра», « В нем пела душа России», «А песня ходит на войну», «Его величество — Хлеб» и др.
Наши дети эмоционально реагируют на занятия, посвященные памятным датам города,
страны: «Год родного языка», «Небо, звезды и Земля — вся Вселенная твоя», «Моя душа, я
помню, с детских лет чудесного искала». В игровых занятиях «Армейский калейдоскоп»,
«В мире профессий» дети учатся работать в команде, быть дисциплинированными, понимать, что от успеха каждого зависит успех всех. Занятия, построенные на базе народных обычаев: «Праздник Рождества», «Светлая Пасха»,»Ай да, Масленица!» своим неповторимым содержанием, непривичным характером песен, игр, выразительностью костюмов, не устают удивлять наших детей, расширяют их кругозор, вызывают интерес и уважение к национальным традициям.. На занятиях мы знакомим наших детей
с народными промыслами: филимоновской игрушкой ,удивительной дымкой, голубой гжелью, золотой хохломой, вышивкой.
Несмотря на сложности в восприятии учащимися музыкальных произведений, музыка -
частый участник на внеклассных рядовых и открытых занятиях и мероприятиях. Исполнение песен, музыкально-ритмических движений, танцев, хороводов положительно принимаются детьми, мы наблюдаем улучшение эмоционального состояния, настроения, а значит, и характера общения. Инсценирование фольклорных и литературных произведений помогает раскрытию индивидуальных способностей, например работа по темам «Музыка и элементы театра в жизни детей, настольный театр.
Учитывая несформированность игровой деятельности в дошкольном детстве, имеет свою обоснованность и необходимость применения игровых технологий. Через атрибуты игры, ее сюжет мы прорабатываем с детьми такие важные темы, как « Куклы наших бабушек»,
«Родная природа», «Наш город» и др.
А сказочные персонажи помогают нашим детям понимать отношения между людьми, учат
находить пути выхода из разных жизненных ситуаций, воспитывают нравственные качества.
Свое отношение к ним дети передают в работах.
От первых проб рисования лица человека дети приходят к созданию портрета мамы., тем самым проживая свое отношение к близкому человеку.
От простых городских зарисовок мы приходим к удивительным городским пейзажам..
От умения составить описательный рассказ по заданному плану об игрушках, домашних питомцах, о городе дети приходят к умению написать сочинения по прочитанным
книгам, по картинам художников, по произведениям классиков и становятся победителями городских олимпиад, конкурсов.
Быть терпимым и терпеливым по отношению к другим. Как трудно бывает нашим детям
правильно оценить себя в сравнении с одноклассниками. Мы учим детей видеть, как меняется ребенок и почему. Мы знакомим учащихся с эпизодами из жизни известных россиян и обычных людей, что также способствует накоплению социального опыта.
Итак, продуктом художественного труда на занятиях становится не только материальный предмет или отражение событий в слове, танце, песне. В нем всегда звучит автор — ребенок
с его умениями и чувствами и педагог, управляющий их формированием.
Некоторые техники изобразительной деятельности
нашли свое отражение в детских работах. которые представлялись на выставках разного уровня, на школьных праздниках. Рисунки и аппликации детей
отличает проявление большого труда и терпения, в них эстетические чувства перекликаются
с выражением любви к родным местам, интересом к народным традициям, передачей удовольствия результатом своего труда. Здесь уместно сказать, что среди наших воспитанников есть группа учащихся старшей школы, которая приобрела навыки рисования
с натуры (натюрморты), по прочитанным книгам. Кроме этого ,эти дети умело срисовывают иллюстрации, показывая навыки в композиции, в работе со светом и тенью, с оттенками
цветов. Помимо внеклассных занятий и мероприятий наши дети занимаются в кружках декоративно-прикладной и художественно-эстетической направленности, где педагоги имеют возможность уделить каждому ребенку больше времени.
Жизнь наших учащихся не ограничивается рамками школы. Расскажу о значении работы
по взаимодействию с учреждениями культуры и социальными учреждениями.
Из года в год наши воспитанники-артисты становились призерами фестиваля « Вера.
Надежда. Любовь» в номинации «Танец», « Вокал».
Газета Невского района « Славянка» сообщала о выставке рисунков « Тихая моя Родина»
в районной библиотеке им. Л.Соболева. На выставке наши дети представили пейзажи
знакомых мест — Куракину дачу, памятники Петру I, Пушкину и … пожарному, церковь
в Рыбацком, букеты полевых цветов.
Не первый год наша школа имеет творческие связи с Домом Кино, в котором проводится
благотворительный кинофестиваль « Детский Кино-Май». Работы наших детей отмечались грамотами, подарками.
Музейная педагогика — наша союзница в эмоционально-чувственном, духовно-нравственном воспитании учащихся. Сотрудники Русского музея проводили выездные
занятия, в музее Истории религии ( что на Почтамтской,14) дети «погружались» в атмосферу
жизни древнего человека, в музее « Невская застава» знакомились с частной коллекцией женского русского костюма ХIХ века, с историей старинных вещей и забытых профессий.
В Этнографическом музее оказались в русской избе, а на занятии « Кукла-оберег» мастерили
куклу без иглы и ниток. Обращение к опыту работы музеев города позволяет значительно
дополнить нашу деятельность в реализации личностно-ориентированных технологий.
Мы успешно сотрудничаем с реабилитационным центром Невского района, в котором занимаются наши учащиеся со сложной структурой дефекта.
Свои работы наши дети представляли не только как участники, но и становились дипло-мантами и призерами выставок во Дворце учащейся молодежи, в Правобережном и Лево-
бережном Домах Творчества Юных, в библиотеках района.
Ежегодно мы участвуем в акции « Белый цветок « в помощь неизлечимо больным детям,
в акции «Подари открытку», обращенную к одиноким пожилым людям Дома инвалидов
в Волосовском районе Ленинградской области.
Театр, обладающий талантом налаживания контакта с нашими детьми, - это удивительный
источник формирования у учащихся позитивного отношения к окружающему миру.
Таким образом, значение партнерских отношений школы с социальными институтами мы видим в расширении наших возможностей по воспитанию духовно-нравственной культуры
средствами искусства.
Завершаю свой доклад следующими выводами:
- Разнообразная тематика внеклассных занятий и мероприятий, праздников, выставок,
интерес к искусству. Через эстетические чувства у воспитанников формируются
такие важные качества, как уважение к труду и желание трудиться.
- Сотрудничество с учащимися, с социальными институтами города способствует достижению результатов, дети овладевают умениями и приобретают качества,
людям.
- Наблюдается положительная динамика уровня воспитанности учащихся, толерантный и инклюзивный характер отношений в ученическом коллективе.
- Системность, доступность содержания, вариативность пед.технологий, вовлеченность родителей в совместную деятельность с ребенком, являются определяющими факторами нашей деятельности с учащимися.
передают им свое высокое духовно-нравственное предназначение: они питают детские души возвышенным и прекрасным, учат их беречь и создавать Красоту.