Методы и формы работы, по созданию оптимальных
условий сотрудничества с родителями,
воспитывающих детей с ОВЗ
Близниченко Ольга Сергеевна
Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Ребенок с ОВЗ ограничен в свободе и социальной значимости. У него очень высока степень зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействия в социуме. Проблема развитияи воспитания «особого» ребенка становится непосильной для семьи, родители оказываются в психологически сложной ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины, нередко впадают в отчаяние. Этим семьям необходима комплексная психолого-педагогическая помощь. К работе с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ, следует подходить с гуманистических позиций, ориентировать родителей на опережающую подготовку ребенка к жизни, вырабатывать у него умение мыслить категориями будущего, формировать позитивные перспективы его развития.Успешная коррекционная работа с ребенком невозможна без определенного специального образования родителей. Вся работа учреждения должна быть направлена на то, чтобы родители из пассивных наблюдателей стали активными участниками воспитания и обучения своих детей.
Педагогическая помощь семье направлена на развитие ее собственных ресурсов и инициативы, так как только превращение семьи в активного субъекта социально-педагогической деятельности является решающим фактором эффективности процессов реабилитации и интеграции ребенка.
-заключение договора и письменное согласие на обработку персональных данных детей
-социальный патронаж семьи.
Цель психолого-педагогического сопровождения семьи
оказание квалифицированной поддержки родителям (законным представителям);
- оказание помощи близким взрослым создать семейную среду, комфортную для развития ребенка;
- создание условий для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка;
- формирование адекватных взаимоотношений между взрослыми и их детьми;
- коррекция понимания родителями (законными представителями) проблем их ребенка:
- исключение гиперболизации, минимизации или отрицания наличия проблем у ребенка;
- повышение родительской компетентности и формирование адекватной оценки состояния своего ребенка.
- В настоящий момент сложилась определенная система работы с родителями детей воспитывающих детей с ОВЗ, которая включает два этапа: аналитический и содержательный .
- Аналитический этап включает в себя изучение семьи с помощью методов анкетирования, тестирования, собеседования, наблюдение, посещение семей (социально-педагогический патронаж)
- Содержательный этап включает в себя поиск оптимальных формы взаимодействия с родителями.
- Делятся они на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
- Наряду с традиционными коллективными формами такими как, родительские собрания, конференции используются нетрадиционные формы : семейные гостиные, школа для родителей, игровые практикумы, совместные праздники, День открытых дверей, игровые занятия родителей вместе с детьми.
- Из индивидуальных форм наиболее часто используем беседы с родителями, тематические консультации, “заочные” консультации с помощью почтового ящика “Вы спрашивали...”.
- Широко используются наглядно-информационные формы. В холлах и группах имеются различные информационные стенды для родителей. Организовываются фотовыставки, выставки творчества детей и родителей, выставки стенгазет, папки - передвижки(«День рождения в кругу семьи», «Играем вместе», «Безопасная дорога домой», библиотечки педагогической литературы.
- помочь родителям принять себя и своих детей, такими какие они есть;
- раскрыть собственные творческие возможности,
- изменить взгляд на свою проблему – воспринимать ее не как «крест», а как «особое предназначение»; - вооружить родителей различными способами коммуникации;
- научить помогать и поддерживать друг друга; - помочь избавиться от чувства обособленности и брошенности в своем горе;
- помочь в формировании адекватной оценки психологического состояния детей;
- снятие тревоги и страха отвержения;
- формирование адекватного представления об общественных процессах и месте «особых» людей в структуре общества;
- помочь избавиться от комплекса вины и неполноценности себя и своей семьи.
Психотерапевтическая работа может быть осуществлена на нескольких уровнях:
- Мотивационном – повышение активности, пессимистически настроенных членов семьи, актуализация потребности в самораскрытии;
- Эмоциональном – коррекция, состояния родителей и др. членов семьи и формирование умений саморегуляции, снятие эмоционального напряжения;
- Поведенческих – формирование эффективных навыков и умений, переоценка жизненной ситуации.
Принципы работы с семьями имеющие «особого» ребёнка
1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям , где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.
2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха).
3. Принцип комплексности – социально-педагогическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте социального педагога с психологом, логопедом, дефектологом, воспитателем, муз. руководителем, родителями и т.д.
4. Принцип деятельностного подхода - помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой деятельности), кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.
Советы, помогающие активизировать участие родителей в жизни ребёнка в детском саду:
-ПРОЯВЛЯТЬ ВЗАМНОЕ УВАЖЕНИЕ К ДРУГ ДРУГУ-ПООЩРЯТЬ ИНЦИАТИВУ, ТВОРЧЕСТВО И ФАНТАЗИЮ РОДИТЕЛЕЙ,ПОМОГАТЬ ИМ
-ПРИВЛЕКАТЬ РОДИТЕЛЕЙ К ЗАНИМАТЕЛЬНЫМ МЕРОПРИЯТИЯМ ДЕТСКОГО САДА
-ПОЗВОЛЯТЬ РОДИТЕЛЯМ САМИМ ВЫБИРАТЬ, КАКУЮ ПОМОЩЬ ОНИ ХОТЕЛИ БЫ ОКАЗАТЬ УЧРЕЖДЕНИЮ
ДОВОДИТЬ ДО СВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ЧТО УЧАСТИЕ В ЖИЗНИ ДОУ И ГРУППЫ ЦЕНИТСЯ, А ЛЮБАЯ ПОМОЩЬ ПРИВЕТСТВУЕТСЯ
-ДЕЛАТЬ УДАРЕНИЯ НА СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ СЕМЬИ И ДАВАТЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ОЦЕНКИ
-СОХРАНЯТЬ КОНФЕДИЦИАЛЬНОСТЬ ЛЮБОЙ ИНФОРМАЦИИ
-ОБУЧАТЬ НАВЫКАМ СОТРУДНИЧЕСТВА И Т.Д.