Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

      Интеграция детей с ОВЗ через театрализованную деятельность  

                                        Басова И. П., учитель;
Руденская У.А. учитель,
ГБОУ школа № 657
Приморского района Санкт-Петербурга 
         Одна из главных целей ЮНЕСКО в образовательной сфере – дать возможности тем, кто их лишен, охватить тех, кто не охвачен. Это и есть развитие неформального образования. (Меморандум ЮНЕСКО о неформальном образовании) Отличия неформального образования от официального заключаются в следу-ющем: обучение с учетом потребностей, связь с практикой,гибкие программы, расписание и выбор места проведения
Программа театрализованной деятельности составлена в соответствии с основными принципами неформального образования:
- обучение с учётом индивидуальных особенностей и потребностей учащихся, их психофизического состояния;
- осуществление образовательного процесса  в условиях эмоционально комфортного взаимодействия с учителем в оптимально возможной  предметной среде при индивидуальном и дифференцированном подходе в обучении;
-  формирование у учащихся навыков практической деятельности, умений, связанных  с опытом их применения в практической деятельности, формирование самостоятельности.
Главным в деятельности с ребенком с умственной отсталостью является привлекательность задания, опора на эмоциональные потребности, практические действия, двигательная активность. Идеальным средством развития и коррекции  ребенка с ограниченными возможностями здоровья является театрализованная деятельность. Каждое занятие представляет собой комплекс, включающий задания на развитие пространственной ориентации, на развитие восприятия, памяти и внимания, мышления, коммуникативных навыков. Занятия построены так, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу более динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.
Целью программы является социализация учащихся с ограниченными возможностями здоровья через театрализованную деятельность.
Мы реализуем следующие задачи с  учетом основных навыков, необходимых детям данной категории в быту и жизни:
  • формирование навыков общения ребенка со взрослым, другими детьми;
  • физическое воспитание и развитие;
  • улучшение и развитие сенсорной сферы детей;
  • уточнение, расширение объема представлений об окружающем;
  • формирование осмысленной предметной и игровой деятельности;
  • нравственное воспитание (усвоение элементарных социальных эмоций);
  • эстетическое воспитание детей с умственной отсталостью;
  • музыкальное воспитание и развитие ритмических способностей детей;
  • формирование у детей позитивного настроя к познавательной деятельности;
  • развить мотивацию к обучению, рефлексии у детей с ограниченными возможностями здоровья экспериментальной группы.
В основу программы положена идея о применении принципов интеграции детей с различными степенями умственной отсталости для получения результата, при решении той или иной практически и теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности:  театрализованное представление, афиша, фотохроника театральная программа.
Группы для занятий сформированы на принципе интернальной интеграции и  представляют собой объединение детей с различными нарушениями психического или физического развития внутри системы специального (коррекционного) образования.
        Коррекционно-образовательная  работа включает в себя следующие тематические группы: «Выбор репертуара», «Разработка сценариев», «Волшебные средства понимания», «Волшебные средства понимания: пантомимика», «Творческая лаборатория », «Волшебная копилка».
Программа строится на следующих принципах:
1. Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития».
2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся.
3. Принцип постепенности. Плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным (по принципу «спирали»). Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.
4. Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.
5. Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества. При выполнении заданий, контролируется и оценивается правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка.
Работа ведется в несколько этапов:
  • выбор сценария – сценарий должен быть небольшим по объему;
сюжет должен быть одноплановым; у героев не должно быть больших монологов;
  • адаптация сценария;
  • распределение ролей;
  • подбор музыкального сопровождения;
  • репетиции;
  • подбор костюмов;
  • участие родителей в подготовке к спектаклям, изготовление костюмов, декораций и т.д.
Степень участия детей в постановке различна: самостоятельное исполнение роли; исполнение роли параллельно с педагогом, повторение действий, реплик педагога по подражанию; участие ребенка в подготовке к спектаклю: оформлении сцены, изготовлении реквизита, создании спецэффектов; участие в спектакле только в качестве зрителя: даже если ребенок является только зрителем, театрализация очень положительно влияет на его восприятие.
Занятия, предусмотренные программой, рекомендовано проводить как в индивидуальной, так и групповой форме. Это способствует развитию группового взаимодействия, формирует мотивацию на успех.
Методические рекомендации по использованию театрализованной деятельности детей в условиях интернальной интеграции:
  • широко использовать сообщения, связанные с обьяснением незнакомых слов, правил безопасности и общения, процедуры выполнения действий или операций, опирающиеся на опыт учащихся;
  • выстраивать взаимодействия учащихся друг с другом и с педагогами не только на речевой основе, а использовать и другие способы – графические, пластические, мимико-жестикуляторные, драматизацию или практические действия;
  • создавать ситуации речевого общения учащихся друг с другом и учащихся с педагогом;
  • использовать различные варианты организации работы по анализу объекта предстоящей работы, например, демонстрация готового образца;
  • обучать планированию на основе технологических карт с изображением последовательности необходимых операций;
  • стимулировать овладением правильной техникой выполнения операций;
  • оказание различных видов помощи, например, совместное выполнение действий.
  • Привлечение к театрализованной деятельности специалистов и родителей.
 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»