Интеграция детей с ОВЗ через театрализованную деятельность
Басова И. П., учитель;
Руденская У.А. учитель,
ГБОУ школа № 657
Приморского района Санкт-Петербурга
Одна из главных целей ЮНЕСКО в образовательной сфере – дать возможности тем, кто их лишен, охватить тех, кто не охвачен. Это и есть развитие неформального образования. (Меморандум ЮНЕСКО о неформальном образовании) Отличия неформального образования от официального заключаются в следу-ющем: обучение с учетом потребностей, связь с практикой,гибкие программы, расписание и выбор места проведенияРуденская У.А. учитель,
ГБОУ школа № 657
Приморского района Санкт-Петербурга
Программа театрализованной деятельности составлена в соответствии с основными принципами неформального образования:
- обучение с учётом индивидуальных особенностей и потребностей учащихся, их психофизического состояния;
- осуществление образовательного процесса в условиях эмоционально комфортного взаимодействия с учителем в оптимально возможной предметной среде при индивидуальном и дифференцированном подходе в обучении;
- формирование у учащихся навыков практической деятельности, умений, связанных с опытом их применения в практической деятельности, формирование самостоятельности.
Главным в деятельности с ребенком с умственной отсталостью является привлекательность задания, опора на эмоциональные потребности, практические действия, двигательная активность. Идеальным средством развития и коррекции ребенка с ограниченными возможностями здоровья является театрализованная деятельность. Каждое занятие представляет собой комплекс, включающий задания на развитие пространственной ориентации, на развитие восприятия, памяти и внимания, мышления, коммуникативных навыков. Занятия построены так, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу более динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.
Целью программы является социализация учащихся с ограниченными возможностями здоровья через театрализованную деятельность.
Мы реализуем следующие задачи с учетом основных навыков, необходимых детям данной категории в быту и жизни:
- формирование навыков общения ребенка со взрослым, другими детьми;
- физическое воспитание и развитие;
- улучшение и развитие сенсорной сферы детей;
- уточнение, расширение объема представлений об окружающем;
- формирование осмысленной предметной и игровой деятельности;
- нравственное воспитание (усвоение элементарных социальных эмоций);
- эстетическое воспитание детей с умственной отсталостью;
- музыкальное воспитание и развитие ритмических способностей детей;
- формирование у детей позитивного настроя к познавательной деятельности;
- развить мотивацию к обучению, рефлексии у детей с ограниченными возможностями здоровья экспериментальной группы.
Группы для занятий сформированы на принципе интернальной интеграции и представляют собой объединение детей с различными нарушениями психического или физического развития внутри системы специального (коррекционного) образования.
Коррекционно-образовательная работа включает в себя следующие тематические группы: «Выбор репертуара», «Разработка сценариев», «Волшебные средства понимания», «Волшебные средства понимания: пантомимика», «Творческая лаборатория », «Волшебная копилка».
Программа строится на следующих принципах:
1. Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития».
2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся.
3. Принцип постепенности. Плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным (по принципу «спирали»). Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.
4. Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.
5. Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества. При выполнении заданий, контролируется и оценивается правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка.
Работа ведется в несколько этапов:
- выбор сценария – сценарий должен быть небольшим по объему;
- адаптация сценария;
- распределение ролей;
- подбор музыкального сопровождения;
- репетиции;
- подбор костюмов;
- участие родителей в подготовке к спектаклям, изготовление костюмов, декораций и т.д.
Занятия, предусмотренные программой, рекомендовано проводить как в индивидуальной, так и групповой форме. Это способствует развитию группового взаимодействия, формирует мотивацию на успех.
Методические рекомендации по использованию театрализованной деятельности детей в условиях интернальной интеграции:
- широко использовать сообщения, связанные с обьяснением незнакомых слов, правил безопасности и общения, процедуры выполнения действий или операций, опирающиеся на опыт учащихся;
- выстраивать взаимодействия учащихся друг с другом и с педагогами не только на речевой основе, а использовать и другие способы – графические, пластические, мимико-жестикуляторные, драматизацию или практические действия;
- создавать ситуации речевого общения учащихся друг с другом и учащихся с педагогом;
- использовать различные варианты организации работы по анализу объекта предстоящей работы, например, демонстрация готового образца;
- обучать планированию на основе технологических карт с изображением последовательности необходимых операций;
- стимулировать овладением правильной техникой выполнения операций;
- оказание различных видов помощи, например, совместное выполнение действий.
- Привлечение к театрализованной деятельности специалистов и родителей.