Конспект подгруппового логопедического занятия
Транспорт
Глевацкая Серафима Кирилловна
Цель: активизация и расширение словаря по теме «Транспорт».Задачи:
Коррекционно-развивающие
1. развивать фонематический анализ;
2. развивать связную речь;
3. развивать грамматический строй речи;
4. развивать общую моторику;
5. развивать мышление.
Образовательные
1. активизировать и расширять словарь по теме «Транспорт»;
Воспитательные
1. формировать навыки взаимодействия;
2. формировать навыки доброжелательности;
3. закреплять навык работы по инструкции.
Оборудование: магнитная доска, магниты, предметные картинки, кружки из синего и зелёного картона, картинки колокольчиков (зачёркнутых и незачёркнутых), мешочек.
Ход занятия
№ | Этап занятия и его задача /деятельность логопеда |
Ответы детей | Примечание | Время |
I | Организационный момент | 2 мин | ||
Задача: переключение на учебную (коррекционную) деятельность, активизация внимания, настройка на занятие, развитие мышления, фонематического анализа. - Здравствуйте, ребята! Возьмите стулья и сядьте перед доской. Я вам загадаю загадку, а вы отгадайте её и тогда узнаете, кто хочет с вами подружиться. Лошадка в Африке живёт, С неё срисован переход, Через дорогу просто Шагать по тем полоскам! - Да, это зебра. Её зовут Зоя. А что ещё мы называем зеброй? - Да, переход через дорогу. Зачем нужен переход? - Переход нужен для того, чтобы перейти через дорогу, и обозначается зеброй. - Ребята, зебра Зоя принесла волшебный мешочек. Чтобы узнать, что в мешочке, нужно определить первый звук в имени Зоя. - Звук [з] гласный или согласный? - Какая во рту преграда? - Да. Язык выгибается горкой. - А звук [з] твёрдый или мягкий? - Каким цветом обозначается? - Звук [з] звонкий или глухой? |
Ульяна: «Зебра». Кирилл: «Переход». Кирилл: «Чтобы переходить и переезжать дорогу». Дети: «Согласный». Кирилл: «Зубы». Ульяна: «Горка». Дети: «Твёрдый». Дети: «Синим». Дети: «Звонкий». |
Оборудование: магнитная доска, магниты, картинка животного зебры и зебры – пешеходного перехода, кружки из синего и зелёного картона, картинки колокольчиков (зачёркнутого и незачёркнутого) мешочек. | ||
II | Основная часть | |||
1 | «Назовите, какой транспорт» | 5 мин | ||
Задача: активизировать и расширять словарь по теме «Транспорт», развивать связную речь. - Вот волшебный мешочек! Сейчас все из него что-то достанут. - Мы будем считать, сколько слогов в слове. - Тимоша, что у тебя? - Приготовили ладошки. - Ульяна. - Давид, что у тебя? - Василиса. - Кирилл, что у тебя? - Даня. - А как ещё по-другому можно назвать машину? - Давайте делить на слоги. - Четыре слога. - Давайте вспомним, какой бывает транспорт. Если транспорт летает в воздухе, то какой это транспорт? - Если транспорт ездит по земле, то он какой? - Нет. Это наземный транспорт. - А если транспорт плывёт по воде, то какой это транспорт? - Нет. Это водный транспорт. - Сейчас каждый скажет, какой у него транспорт. Например: «Троллейбус – это наземный транспорт». - Тимоша. - Ульяна. - Давид. - Василиса. - Кирилл. - Наземный. - Даня. - Наземный. |
Тимофей: «Лодка». Дети: «Лод-ка. Два». Ульяна: «Пароход». Дети: «Па-ро-ход. Три». Давид: «Вертолёт». Дети: «Вер-то-лёт. Три». Василиса: «Самолёт». Дети: «Са-мо-лёт. Три». Кирилл: «Грузовик». Дети: «Гру-зо-вик. Три». Даня: «Машина». Дети: «Ма-ши-на. Три». Дети: «Автомобиль». Дети: «Ав-то-мо-биль». Кирилл: «Четыре». Ульяна: «Три». Дети: «Воздушный». Кирилл: «Земной». Даня: «Водяной». Тимофей: «Лодка – это водный транспорт». Ульяна: «Пароход – это водный транспорт». Давид: «Вертолёт – это воздушный транспорт». Василиса: «Самолёт – это воздушный транспорт». Кирилл: «Грузовик – это надземный транспорт». Даня: «Машина – это надземный транспорт». |
Оборудование: магнитная доска, магниты, мешочек, предметные картинки (небо, дорога, вода, маршрутка, вертолёт, троллейбус, катер, самолёт, поезд, пароход, трамвай, корабль, машина, автобус, мотоцикл, такси). | ||
2 | «Где что находится?» | 5 мин | ||
Задача: активизировать и расширять словарь по теме «Транспорт», развивать понимание предложно-падежных конструкций. - А сейчас мы будем определять, где что находится. - Тимоша, что находится над велосипедом? - А теперь давай целиком. - Ульяна, что находится под вертолётом? - Это катер. - Давид, что находится справа от самолёта? - Василиса, что находится слева от трамвая? - Где трамвай? - Нет это троллейбус. - Покажи, что находится слева от трамвая. Что это? - Нет. Это троллейбус. Слева от трамвая находится троллейбус. - Кирилл, что находится между автомобилем и автобусом? - Давай целиком. - Даня, что находится между самолётом и автомобилем. - Давай полностью. - Тимоша, что находится справа от троллейбуса? - А теперь всё вместе. - Ульяна, что находится между велосипедом и поездом? - Где велосипед? Где поезд? Ребята, разве это поезд? - Давид, что находится под трамваем? - Всё вместе. - Василиса, что находится над троллейбусом? - Нет. - Нет. Покажи троллейбус. Это трамвай. Вот троллейбус. - Кирилл, что находится между вертолётом и мотоциклом? - Трамвай. - Трамвай. - Даня, что находится между поездом и вертолётом? - Катер. |
Тимоша: «Самолёт». Тимоша: «Над велосипедом находится самолёт». Ульяна: «П под вертолётом находится лодка». Давид: «Справа от самолёта находится вертолёт». Василиса: «Автобус». Кирилл: «Находится мотоцикл». Кирилл: «Между автомобилем и автобусом находится мотоцикл». Даня: «Троллейбус». Даня: «Между самолётом и автомобилем находится троллейбус». Тимоша: «Трамвай». Тимоша: «С справа от троллейбуса находится трамвай». Кирилл: «Это метро». Ульяна: «Между велосипедом и поездом находится катер». Давид: «Вертолёт». Давид: «Под трамваем находится вертолёт». Василиса: «Корабль». Василиса: «Мотоцикл». Кирилл: «Между вертолётом и мотоциклом находится транвай». Кирилл: «Транвай». Кирилл: «Трамвай». Даня: «Между поездом и вертолётом находится лодка». |
Оборудование: магнитная доска, магниты, предметные картинки. | ||
3 | Физминутка «Светофор» | 2 мин | ||
Задача: развивать общую моторику. - А теперь давайте встанем и повторим правила дорожного движения. Если на светофоре будет зажигаться красный свет, то стойте. Если желтый, то смотрите сначала налево, а потом направо. Если зеленый, то шагайте на месте. - Жёлтый! - Зелёный! - Красный! - Жёлтый! - Красный! - Зелёный! - Жёлтый! - Зелёный! - Красный! |
||||
4 | «Хитрые словечки» | 5 мин | ||
Задача: развивать умение образовывать сложные слова. - Садитесь на стулья. Берём картинки. Сейчас мы будем составлять хитрые словечки из двух слов. Например: «Сам сваливает. Получилось слово самосвал». - Сам летает. Что это? - Как называется то, что по снегу катится? - По снегу катится. Сам катится – самокат, а по снегу катится… - Нет. - Сам катится. - Нет. Катится. - Снегокат. - Лес возит. - Умница! - Молоко возит. - Василиса, умничка! - Даня, что у тебя? - Разве это самолёт? - Что у него на верху? - Это пропеллер. Он вертится и от этого летает. - А теперь будете загадывать друг другу хитрые словечки. - Тимоша, кому будешь загадывать? - Ульяна, кому будешь загадывать? - Это мука. Муку возит. - Василиса, молодец! - Давид, кому будешь загадывать? Кому будешь загадывать? - Кирилл, кому будешь загадывать? - Даня, кому будешь загадывать? - Это машина называется лесовоз. |
Тимоша: «Самокат». Кирилл: «Снегоход». Кирилл: «Снеговоз». Василиса: «Лесовоз». Василиса: «Молоковоз». - Самолёт. Тимофей: «Ульяне. Возит бензин». Ульяна: «Бензовоз». Ульяна: «Давиду. Возит молоко». Василиса: «Муковоз». Давид: «Кириллу. Сам кат». Василиса: «Самокат». Кирилл: «Тимофею. Кто возит молоко?». Тимофей: «Молоковоз». Даня: «Давиду. Везёт брёвна, но это не машина». Давид: «Бревновоз». |
Оборудование: предметные картинки (самокат, снегокат, самосвал, самолёт, вертолёт, лесовоз, бензовоз, муковоз, молоковоз, вертолёт). | ||
5 | «Шифровка» | 5 мин | ||
Задача: активизировать и расширять словарь по теме «Транспорт», развивать умение согласовывать числительные с существительными, изменять существительные в Р. п., образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, относительные прилагательные. - У меня есть вот такая шифровка. Нужно сказать про транспорт по этой шифровке. Например: «Один грузовик, нет грузовика, два грузовика, пять грузовиков, маленький грузовичок, грузовик из пластмассы – пластмассовый». - Тимофей, что у тебя? - А что это у машины? - Это окно. Тут нет… - Окон. - А тут маленькое… - Василиса. - Что это? - А как называется эта часть у машины? - Это кабина. Тут нет… - Пять… - Пять кабин. Маленькая… - Кабинка. Кабина из железа какая? - Ульяна. - Пять рулей. - Руль из пластмассы какой? - Даня. - Скамейка из дерева какая? |
Тимофей: «Машина». Тимофей: «Окна, два окна, пять окна». Тимофей: «Окошко». Василиса: «Машина». Василиса: «Кабины. Две кабины». Василиса: «Кабины». Василиса: «Железная». Ульяна: «Руль. Два руля. Пять руль». Ульяна: «Пластмассовый». Даня: «Скамейка. Две скамейки. Пять скамеек. Маленькая скамеечка». Даня: «Деревянная». |
Оборудование: схемы для словоизменения и словообразования существительных. | ||
6 | «Четвёртый лишний» | 5 мин | ||
Задача: развивать мышление. - А теперь поиграем в «Четвёртый лишний». - Тимоша, зачеркни лишнюю картинку. - Что ты сделал? - Почему катер лишний? - А… - Это маршрутка. - Почему подземный? Это наземный транспорт. - Ульяна, подчеркни лишнюю картинку. - Что ты сделала? - Почему? - А… - Это наземный транспорт. - Василиса, проведи черту над лишней картинкой. - Что ты сделала? - Провела линию над… - Потому что это воздушный транспорт, а… - Это троллейбус. - Обведи лишнюю картинку. - Что ты сделал? - Зачеркни лишнюю картинку. Что ты сделал? - Подчеркни лишнюю картинку. Что ты сделал? - Проведи черту над лишней картинкой. Что ты сделал? - Даня, обведи лишнюю картинку. - Что значит обвести? Это значит обвести в кружок. - Что ты сделал? - Почему? - Это воздушный транспорт, а… - Наземный транспорт. - Тимоша, подчеркни лишнюю картинку. - Что ты сделал? - Почему? - Ульяна, зачеркни лишнюю картинку. - Что ты сделала? - Потому что… - Василиса, обведи лишнюю картинку. - Что ты сделала? - Потому что… - Это трамвай. - Наземный транспорт, а… - Даня, проведи линию над лишней картинкой. - Что ты сделал? - Наземный транспорт, а… - Если транспорт плывёт по воде, значит это водный транспорт. - Назови его. |
Тимоша: «Зачеркнул одной линией». Тимоша: «Потому что это водный транспорт». Тимоша: «А машина, автобус и машина». Тимоша: «Это подземный транспорт». Ульяна: «Подчеркнула пароход». Ульяна: «Потому что это водный транспорт». Ульяна: «А автобус, маршрутка и троллейбус – это машины». Василиса: «Самолётом, потому что он летает». Василиса: «А машина, автобус и трамвай». Василиса: «Это наземный транспорт». Даня: «Обвёл самолёт». Даня: «Потому что это летающий транспорт». Даня: «А поезд, трамвай и машина – это надземный транспорт». Тимоша: «Подчеркнул машину». Тимоша: «Потому что это наземный транспорт, а корабль, пароход и катер – это водный». Ульяна: «Зачеркнула поезд». Ульяна: «Потому что это ходит по земле». - А пароход, корабль и катер – водный». Василиса: «Обвела корабль». Василиса: «Потому что он водный, а троллейбус». Василиса: «А трамвай, маршрутка и грузовик – это наземный». Даня: «Провёл линию над трамваем, потому что он – лишний – надземный». Даня: «А это плавающий». Даня: «Корабль, пароход, катер». |
Оборудование: предметные картинки (машина, автобус, троллейбус, самолёт; пароход, корабль, поезд, катер; трамвай, корабль, маршрутка, грузовик; корабль, пароход, катер, такси; автобус, маршрутка, пароход, троллейбус; поезд, самолёт, трамвай, машина; такси, автобус, маршрутка, катер; корабль, трамвай, катер, пароход). | ||
III | Подведение итогов занятия | 1 мин | ||
Задача: получение обратной связи. - Ребята, зебра Зоя говорит вам спасибо. Вы много всего рассказали про транспорт. Сейчас постройтесь друг за другом. Я буду каждому называть какой-нибудь транспорт, а вы должны сказать, какой он: воздушный, наземный или водный. - Поезд. - Наземный. - Вертолёт. - Катер. - Троллейбус. - Наземный. |
Тимофей: «Надземный». Ульяна: «Воздушный». Василиса: «Водный». Даня: «Надземный». |
Оборудование: картинка зебры. |