Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Конспект подгруппового логопедического занятия

Транспорт

Глевацкая Серафима Кирилловна
Цель: активизация и расширение словаря по теме «Транспорт».
Задачи:
Коррекционно-развивающие
1. развивать фонематический анализ;
2. развивать связную речь;
3. развивать грамматический строй речи;
4. развивать общую моторику;
5. развивать мышление.
Образовательные
1. активизировать и расширять словарь по теме «Транспорт»;
Воспитательные
1. формировать навыки взаимодействия;
2. формировать навыки доброжелательности;
3. закреплять навык работы по инструкции.
Оборудование: магнитная доска, магниты, предметные картинки, кружки из синего и зелёного картона, картинки колокольчиков (зачёркнутых и незачёркнутых), мешочек.

Ход занятия
Этап занятия и его задача
/деятельность логопеда
Ответы детей Примечание Время
I Организационный момент     2 мин
  Задача: переключение на учебную (коррекционную) деятельность, активизация внимания, настройка на занятие, развитие мышления, фонематического анализа.
- Здравствуйте, ребята! Возьмите стулья и сядьте перед доской. Я вам загадаю загадку, а вы отгадайте её и тогда узнаете, кто хочет с вами подружиться.
Лошадка в Африке живёт,
С неё срисован переход,
Через дорогу просто
Шагать по тем полоскам!
- Да, это зебра. Её зовут Зоя. А что ещё мы называем зеброй?
- Да, переход через дорогу. Зачем нужен переход?
- Переход нужен для того, чтобы перейти через дорогу, и обозначается зеброй.
- Ребята, зебра Зоя принесла волшебный мешочек. Чтобы узнать, что в мешочке, нужно определить первый звук в имени Зоя.
- Звук [з] гласный или согласный?
 
- Какая во рту преграда?
 
- Да. Язык выгибается горкой.
- А звук [з] твёрдый или мягкий?
- Каким цветом обозначается?
- Звук [з] звонкий или глухой?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ульяна: «Зебра».
Кирилл: «Переход».
Кирилл: «Чтобы переходить и переезжать дорогу».
 
 
 
 
 
Дети: «Согласный».
Кирилл: «Зубы».
Ульяна: «Горка».
 
Дети: «Твёрдый».
Дети: «Синим».
Дети: «Звонкий».
Оборудование: магнитная доска, магниты, картинка животного зебры и зебры – пешеходного перехода, кружки из синего и зелёного картона, картинки колокольчиков (зачёркнутого и незачёркнутого) мешочек.  
II Основная часть      
1 «Назовите, какой транспорт»     5 мин
  Задача: активизировать и расширять словарь по теме «Транспорт», развивать связную речь.
- Вот волшебный мешочек! Сейчас все из него что-то достанут.
- Мы будем считать, сколько слогов в слове.
- Тимоша, что у тебя?
- Приготовили ладошки.
 
 
- Ульяна.
 
 
 
- Давид, что у тебя?
 
 
 
- Василиса.
 
 
 
- Кирилл, что у тебя?
 
 
 
- Даня.
 
 
- А как ещё по-другому можно назвать машину?
- Давайте делить на слоги.
 
 
- Четыре слога.
- Давайте вспомним, какой бывает транспорт. Если транспорт летает в воздухе, то какой это транспорт?
- Если транспорт ездит по земле, то он какой?
- Нет. Это наземный транспорт.
- А если транспорт плывёт по воде, то какой это транспорт?
- Нет. Это водный транспорт.
- Сейчас каждый скажет, какой у него транспорт. Например: «Троллейбус – это наземный транспорт».  
- Тимоша.
 
 
- Ульяна.
 
 
- Давид.
 
 
- Василиса.
 
 
 
 
- Кирилл.
 
- Наземный.
- Даня.
 
- Наземный.
 
 
 
 
 
 
 
 
Тимофей: «Лодка».
Дети: «Лод-ка. Два».
 
Ульяна: «Пароход».
Дети: «Па-ро-ход. Три».
Давид: «Вертолёт».
Дети: «Вер-то-лёт. Три».
Василиса: «Самолёт».
Дети: «Са-мо-лёт. Три».
Кирилл: «Грузовик».
Дети: «Гру-зо-вик. Три».
Даня: «Машина».
Дети: «Ма-ши-на. Три».
Дети: «Автомобиль».
Дети: «Ав-то-мо-биль».
Кирилл: «Четыре».
Ульяна: «Три».
 
Дети: «Воздушный».
 
Кирилл: «Земной».
 
Даня: «Водяной».
 
 
 
 
 
 
Тимофей: «Лодка – это водный транспорт».
Ульяна: «Пароход – это водный транспорт».
Давид: «Вертолёт – это воздушный транспорт».
Василиса: «Самолёт – это воздушный транспорт».
Кирилл: «Грузовик – это надземный транспорт».
Даня: «Машина – это надземный транспорт».
Оборудование: магнитная доска, магниты, мешочек, предметные картинки (небо, дорога, вода, маршрутка, вертолёт, троллейбус, катер, самолёт, поезд, пароход, трамвай, корабль, машина, автобус, мотоцикл, такси).  
2 «Где что находится?»     5 мин
  Задача: активизировать и расширять словарь по теме «Транспорт», развивать понимание предложно-падежных конструкций.
- А сейчас мы будем определять, где что находится.
- Тимоша, что находится над велосипедом?
- А теперь давай целиком.
 
 
 
- Ульяна, что находится под вертолётом?
- Это катер.
- Давид, что находится справа от самолёта?
 
 
- Василиса, что находится слева от трамвая?
- Где трамвай?
- Нет это троллейбус.
- Покажи, что находится слева от трамвая. Что это?
- Нет. Это троллейбус. Слева от трамвая находится троллейбус.
- Кирилл, что находится между автомобилем и автобусом?
 
- Давай целиком.
 
 
 
 
- Даня, что находится между самолётом и автомобилем.
- Давай полностью.
 
 
 
 
 
- Тимоша, что находится справа от троллейбуса?
- А теперь всё вместе.
 
 
 
- Ульяна, что находится между велосипедом и поездом?
- Где велосипед? Где поезд? Ребята, разве это поезд?
 
 
 
 
- Давид, что находится под трамваем?
- Всё вместе.
 
 
 
- Василиса, что находится над троллейбусом?
- Нет.
- Нет. Покажи троллейбус. Это трамвай. Вот троллейбус.
- Кирилл, что находится между вертолётом и мотоциклом?
 
 
- Трамвай.
 
 
- Трамвай.
 
- Даня, что находится между поездом и вертолётом?
 
- Катер.
 
 
 
 
 
 
 
Тимоша: «Самолёт».
Тимоша: «Над велосипедом находится самолёт».
Ульяна: «П под вертолётом находится лодка».
Давид: «Справа от самолёта находится вертолёт».
 
 
 
 
 
Василиса: «Автобус».
 
Кирилл: «Находится мотоцикл».
Кирилл: «Между автомобилем и автобусом находится мотоцикл».
Даня: «Троллейбус».
Даня: «Между самолётом и автомобилем находится троллейбус».
Тимоша: «Трамвай».
Тимоша: «С справа от троллейбуса находится трамвай».
 
 
Кирилл: «Это метро».
Ульяна: «Между велосипедом и поездом находится катер».
Давид: «Вертолёт».
Давид: «Под трамваем находится вертолёт».
Василиса: «Корабль».
 
Василиса: «Мотоцикл».
Кирилл: «Между вертолётом и мотоциклом находится транвай».
Кирилл: «Транвай».
Кирилл: «Трамвай».
Даня: «Между поездом и вертолётом находится лодка».
Оборудование: магнитная доска, магниты, предметные картинки.  
3 Физминутка «Светофор»     2 мин
  Задача: развивать общую моторику.
- А теперь давайте встанем и повторим правила дорожного движения. Если на светофоре будет зажигаться красный свет, то стойте. Если желтый, то смотрите сначала налево, а потом направо. Если зеленый, то шагайте на месте.
- Жёлтый!
- Зелёный!
- Красный!
- Жёлтый!
- Красный!
- Зелёный!
- Жёлтый!
- Зелёный!
- Красный!  
     
4 «Хитрые словечки»     5 мин
  Задача: развивать умение образовывать сложные слова.
- Садитесь на стулья. Берём картинки. Сейчас мы будем составлять хитрые словечки из двух слов. Например: «Сам сваливает. Получилось слово самосвал».
- Сам летает. Что это?
 
- Как называется то, что по снегу катится?
- По снегу катится. Сам катится – самокат, а по снегу катится…
- Нет.
- Сам катится.
- Нет. Катится.
- Снегокат.
- Лес возит.
- Умница!
- Молоко возит.
- Василиса, умничка!
- Даня, что у тебя?
- Разве это самолёт?
- Что у него на верху?
- Это пропеллер. Он вертится и от этого летает.
- А теперь будете загадывать друг другу хитрые словечки.
- Тимоша, кому будешь загадывать?
 
 
- Ульяна, кому будешь загадывать?
 
 
- Это мука. Муку возит.
 
 
- Василиса, молодец!
- Давид, кому будешь загадывать?
Кому будешь загадывать?
 
 
- Кирилл, кому будешь загадывать?
 
 
 
 
- Даня, кому будешь загадывать?
 
 
 
- Это машина называется лесовоз.
 
 
 
 
 
 
 
Тимоша: «Самокат».
 
 
Кирилл: «Снегоход».
Кирилл: «Снеговоз».
 
 
Василиса: «Лесовоз».
Василиса: «Молоковоз».
 
- Самолёт.
 
 
 
 
 
 
Тимофей: «Ульяне. Возит бензин».
Ульяна: «Бензовоз».
Ульяна: «Давиду. Возит молоко».
Василиса: «Муковоз».
 
Давид: «Кириллу. Сам кат».
Василиса: «Самокат».
Кирилл: «Тимофею. Кто возит молоко?».
Тимофей: «Молоковоз».
Даня: «Давиду. Везёт брёвна, но это не машина».
Давид: «Бревновоз».
Оборудование: предметные картинки (самокат, снегокат, самосвал, самолёт, вертолёт, лесовоз, бензовоз, муковоз, молоковоз, вертолёт).  
5 «Шифровка»     5 мин
  Задача: активизировать и расширять словарь по теме «Транспорт», развивать умение согласовывать числительные с существительными, изменять существительные в Р. п., образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, относительные прилагательные.
- У меня есть вот такая шифровка. Нужно сказать про транспорт по этой шифровке. Например: «Один грузовик, нет грузовика, два грузовика, пять грузовиков, маленький грузовичок, грузовик из пластмассы – пластмассовый».
- Тимофей, что у тебя?
- А что это у машины?
- Это окно. Тут нет…
 
- Окон.
- А тут маленькое…
 
- Василиса.
- Что это?
 
- А как называется эта часть у машины?
- Это кабина. Тут нет…
 
 
- Пять…
- Пять кабин. Маленькая…
- Кабинка. Кабина из железа какая?
 
- Ульяна.
- Пять рулей.
- Руль из пластмассы какой?
 
- Даня.
 
 
 
 
- Скамейка из дерева какая?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Тимофей: «Машина».
Тимофей: «Окна, два окна, пять окна».
Тимофей: «Окошко».
 
Василиса: «Машина».
 
 
Василиса: «Кабины. Две кабины».
Василиса: «Кабины».
Василиса: «Железная».
Ульяна: «Руль. Два руля. Пять руль».
Ульяна: «Пластмассовый».
Даня: «Скамейка. Две скамейки. Пять скамеек. Маленькая скамеечка».
Даня: «Деревянная».
Оборудование: схемы для словоизменения и словообразования существительных.  
6 «Четвёртый лишний»     5 мин
  Задача: развивать мышление.
- А теперь поиграем в «Четвёртый лишний».
- Тимоша, зачеркни лишнюю картинку.
- Что ты сделал?
 
 
- Почему катер лишний?
 
- А…
 
 
 
 
- Это маршрутка.
 
- Почему подземный? Это наземный транспорт.
- Ульяна, подчеркни лишнюю картинку.
- Что ты сделала?
 
- Почему?
 
 
- А…
 
 
 
- Это наземный транспорт.
- Василиса, проведи черту над лишней картинкой.
- Что ты сделала?
- Провела линию над…
 
 
- Потому что это воздушный транспорт, а…
 
 
- Это троллейбус.
- Обведи лишнюю картинку.
- Что ты сделал?
- Зачеркни лишнюю картинку. Что ты сделал?
- Подчеркни лишнюю картинку. Что ты сделал?
- Проведи черту над лишней картинкой. Что ты сделал?
- Даня, обведи лишнюю картинку.
- Что значит обвести? Это значит обвести в кружок.
- Что ты сделал?
 
- Почему?
 
 
 
- Это воздушный транспорт, а…
 
 
- Наземный транспорт.
- Тимоша, подчеркни лишнюю картинку.
- Что ты сделал?
 
- Почему?
 
 
 
 
 
- Ульяна, зачеркни лишнюю картинку.
- Что ты сделала?
- Потому что…
 
 
 
 
 
 
 
 
 
- Василиса, обведи лишнюю картинку.
- Что ты сделала?
- Потому что…
 
 
- Это трамвай.
 
 
- Наземный транспорт, а…
 
 
- Даня, проведи линию над лишней картинкой.
- Что ты сделал?
 
 
 
- Наземный транспорт, а…
 
- Если транспорт плывёт по воде, значит это водный транспорт.
- Назови его.

 
 
 
 
 
Тимоша: «Зачеркнул одной линией».
Тимоша: «Потому что это водный транспорт».
 
Тимоша: «А машина, автобус и машина».
Тимоша: «Это подземный транспорт».
 
 
 
Ульяна: «Подчеркнула пароход».
Ульяна: «Потому что это водный транспорт».
Ульяна: «А автобус, маршрутка и троллейбус – это машины».
 
 
 
Василиса: «Самолётом, потому что он летает».
Василиса: «А машина, автобус и трамвай».
Василиса: «Это наземный транспорт».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Даня: «Обвёл самолёт».
Даня: «Потому что это летающий транспорт».
Даня: «А поезд, трамвай и машина – это надземный транспорт».
 
Тимоша: «Подчеркнул машину».
Тимоша: «Потому что это наземный транспорт, а корабль, пароход и катер – это водный».
 
 
Ульяна: «Зачеркнула поезд».
Ульяна: «Потому что это ходит по земле».
- А пароход, корабль и катер – водный».
 
Василиса: «Обвела корабль».
Василиса: «Потому что он водный, а троллейбус».
Василиса: «А трамвай, маршрутка и грузовик – это наземный».
Даня: «Провёл линию над трамваем, потому что он – лишний – надземный».
Даня: «А это плавающий».
 
 
Даня: «Корабль, пароход, катер».
Оборудование: предметные картинки (машина, автобус, троллейбус, самолёт; пароход, корабль, поезд, катер; трамвай, корабль, маршрутка, грузовик; корабль, пароход, катер, такси; автобус, маршрутка, пароход, троллейбус; поезд, самолёт, трамвай, машина; такси, автобус, маршрутка, катер; корабль, трамвай, катер, пароход).  
 
III Подведение итогов занятия     1 мин
  Задача: получение обратной связи.
- Ребята, зебра Зоя говорит вам спасибо. Вы много всего рассказали про транспорт. Сейчас постройтесь друг за другом. Я буду каждому называть какой-нибудь транспорт, а вы должны сказать, какой он: воздушный, наземный или водный.
- Поезд.
- Наземный.
- Вертолёт.
 
- Катер.
 
- Троллейбус.
- Наземный.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Тимофей: «Надземный».
Ульяна: «Воздушный».
Василиса: «Водный».
Даня: «Надземный».
Оборудование: картинка зебры.  

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»