Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 Актуальность дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ, осуществляющих
пропедевтику речевых нарушений детей

Конькова Ольга Владимировна,
учитель-логопед, учитель-дефектолог,
ГБДОУ детский сад комбинированного вида № 123
Невского района Санкт-Петербурга
 
Атупита итя…Кетап Апоба…Что это? Иностранная речь? Лепет младенца? Нет, так говорят дети с задержкой речевого развития. Дети, большинство которых психически здоровы  и интеллектуально сохранны. Дети, которые могут стать президентами, капитанами, учителями, докторами, учеными… Если они получат своевременную профессиональную помощь, и их речь станет инструментом полноценной  коммуникации.
        В течение последних 20 лет детей с задержкой речевого развития и речевыми нарушениями в Санкт-Петербурге стало  больше в несколько раз. Неоспорим факт роста количества детей, страдающих поздним началом речевого развития, низкой речевой активностью, а также задержкой и специфичностью формирования познавательной деятельности, отставанием в развитии сенсорных и двигательных функций, невербального и вербального мышления, общим недоразвитием речи. К часто встречающимся сопутствующим отклонениям личности также относятся нарушения в эмоциональной сфере  и, как следствие или первопричина, коммуникативном поведении.
Речевые проблемы  бывают следствием  как физиологических  несовершенств и патологических состояний, так  и дефицита истинного внимания со стороны родителей, заменой живого общения взрослых с ребенком гаджет-технологиями.
Известным фактом является и следующее: в нашем городе несколько лет назад  упразднены логопедические группы раннего возраста, некогда организованные по инициативе Г.А. Волковой, сокращено число логопедических групп. Ранее все  посещающие государственные бюджетные  дошкольные образовательные учреждения  дети обязательно проходили логопедическое обследование в своем детском саду. В настоящее время родитель должен обратиться в районные службы, в порядке  очереди прийти на комиссию с ребенком и получить заключение о необходимости профессиональной помощи. Но родители обыкновенно не информированы о том, какие симптомы относятся к  тяжелому недоразвитию и считают отсутствие или неэффективность речи  возрастной нормой, то есть явлением временным и проходящим!  В таких случаях время теряется. Ребенок может долгое время не получать необходимую поддержку.
Наконец, не секрет, что  достаточно много теперь в детских садах Санкт-Петербурга  детей из ближнего зарубежья постсоветского пространства, которые либо почти не говорят по-русски, либо испытывают трудности двуязычия      в семье.                                                                                                Таким образом, с одной стороны, возникает  запрос родительской общественности: развитие речи детей раннего возраста  в стенах государственных образовательных дошкольных учреждений. И, с другой стороны, есть бесспорно ответственное желание учителей-логопедов и учителей-дефектологов  количественно уменьшить контингент нуждающихся в коррекционных мероприятиях детей, поскольку нынешняя наполняемость коррекционных групп для детей с тяжелыми нарушениями речи отрицательным образом  влияет на эффективность работы специалистов.
           Профилактика речевых нарушений путем развития неречевых и речевых психических функций и, в конечном итоге, адаптация к условиям внешней и внутренней среды, а также раскрытие и реализация личностного и творческого потенциала  ребенка раннего возраста в детском саду возможна с применением программы дополнительного образования. Основанием для разработки дополнительной общеразвивающей программы являются следующие нормативные документы: Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Сан-Пин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
           Материально-техническая база государственных бюджетных дошкольных образовательных учреждений вполне позволяет создать условия для осуществления деятельности в данном направлении. При поддержке руководства нашего дошкольного учреждения мы приступили к развитию данной концепции несколько лет назад. Изначально руководством  нашего дошкольного учреждения нам - учителям-логопедам и музыкальным руководителям  было предложено разработать программу дополнительного образования с названием «Логоритмика». Напомним, что ри́тмика (первоначальное название — faire les pas , что означает «делать шаги») — это система музыкально-ритмического воспитания, созданная Эмилем Жак-Далькрозом в начале 20 века. Метод заключался в развитии чувства ритма — чувства времени, иными словами, развитии координации между нервной и мускульной деятельностью человека, что помогает достичь автоматизма в самых сложных движениях. Галина Анатольевана Волкова, уже упомянутая выше в связи с работой  логопедических групп раннего возраста в недавнем прошлом, – основоположница Логоритмики в СССР- на  практике доказала эффективность своего метода . Логоритмика  парциально ипользуется логопедами на занятиях, ныне существуют известные  дополнительные программы по логоримтике (Варениной В.Л., Картушиной М.Ю. и других авторов). Практически - это развитие речи путём формирования  двигательной сферы в сочетании с ритмическими стихотворными текстами и музыкой.Темпо-ритмическая организация речи является стержнем, который объединяет и контролирует все составляющие  устной речи, включая и артикуляторно-дыхательную программу, и лексико-грамматический строй.
               Современные реалии диктуют необходимость создания  более широкого метода. К упражнениям, развивающим координацию речи  и ритмических  движений,  мы добавили упражнения артикуляционные, дыхательные, активизирующие голосоведение,  развивающие тонкую моторику,  музыкальный  , а также  речевой слух, как основу фонематических процессов. То есть поставили для себя целью включить взаимодействие всех систем и анализаторов ребенка.                                                                
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая      программа социально-педагогической направленности «Звук-слово-ритм-движение-речь» разработана для детей младшего возраста (возраст обучающихся: 3-4 года) и  призвана предупреждать речевые нарушения или уменьшать последствия таковых. Срок реализации программы: 1 год (ознакомительный уровень).Объем программы – 72 часа в год. Условия реализации программы :группы формируются от 15 человек. При зачислении в группу допуск медицинского работника и справка о состоянии здоровья не требуются. Для проведения занятий необходим музыкальный зал, музыкальное оснащение, мультимедийная проекционная система,  в условиях отсутствия карантинных мер – ковер или коврики по количеству детей. Формы занятий: групповые. Занятия проводятся  2  раза в неделю. Формы подведения итогов освоения программы: видеозанятия для родителей . Обязательны  индивидуальные консультации для родителей с детьми. На консультациях родители получают исчерпывающую информацию о речевом статусе ребенка и индивидуальные рекомендации –свою программу действий - по развитию речи, им выдаются электронные и печатные варианты упражнений.
           Наша цель- пропедевтика речевых нарушений путем развития двигательной (в том числе  артикуляционной) сферы  в сочетании с ритмическими текстами и музыкой. Наша программа отличается от известных. Во-первых, содержанием. Мы сами  создаем сказочные сюжеты и следуем им: все структурные компоненты  органично вплетены в канву сюжета и подчиняются поставленным задачам. Во-вторых, формами  работы по поддержанию интереса и формирования  мотивации: дети считают, что создают мультфильмы, потому что каждое упражнение и игра сопровождаются развитием фонового видеоряда на большом экране соответственно сюжету и замыслу занятия. Мы применяем мультисенсорный метод, что позволяет  развивать у воспитанников все сенсорные каналы и межанализаторные связи, концентрацию внимания и долговременную память. Все занятия проводятся с использованием мультимедийной проекционной системы. На каждом втором  занятии, то есть еженедельно, в рамках продуманной и завершенной сказочной сюжетной линии  происходит введение одной или нескольких  игрушек-героев. Этот прием позволяет эффективно повысить интерес к занятиям: дети ждут продолжения и новых встреч и знакомств. Отличительной особенностью является и  применение известного метода «эффект присутствия», а именно элементов массажа и расслабления мышц спины  в сочетании с потешками, что благотворно способствует оздоровлению и  гармонизации  эмоционального фона воспитанников.
                   Программа разработана двумя педагогами: учителем-логопедом  и музыкальным руководителем. Слаженное взаимодействие специалистов   позволяет   достигать цели через  эффективное решение всего многообразия поставленных задач. А именно: научить артикуляционным динамическим движениям и  артикуляционным статическим позам; научить производить эффективный целенаправленный выдох через рот; научить выполнять базовые динамические движения  пальцами рук  и удерживать статические позы; расширить и активизировать словарь по лексическим  темам «Домашние животные»,  «Дикие  животные готовятся к зиме» , «Осень», «Зима», «Весна», «Насекомые», «Лето»; развить слуховое  внимание (неречевой слух); развивать музыкальное восприятие (динамический, ладовый, звуковысотный слух); развивать чувство ритма; развивать умение  с помощью простейших музыкально-ритмических движений  импровизировать под музыку; создать условия для активизации речи и содействовать освоению  русскоязычной культуры; создать условия для  усвоения ребенком  поведенческих нравственно-этических  норм; сформировать основы восприятия классической музыки и внимательного слушания.
Эффективность занятий по программе доказана диагностическими мероприятиями  на протяжении  двух лет. Диагностический материал разработан самостоятельно. Диагностика проводится учителем-логопедом и музыкальным руководителем в начале учебного года с целью целесообразного  планирования и, возможно, формирования подгрупп, и  в конце учебного года с целью  определения  динамики изменений состояния неречевых психических функций и речи детей в процессе занятий. Сведения вносятся в  таблицу. Результаты диагностики учитываются при  планировании занятий и индивидуальных  консультаций для родителей с детьми.  
Оценке подлежат артикуляционная моторика, эффективность ротового выдоха, моторика пальцев рук, словарь  и его активность, слуховое  внимание (неречевой слух), чувство ритма, музыкальное восприятие (динамический, ладовый, звуковысотный слух), способность   с помощью простейших музыкально-ритмических движений  импровизировать под музыку, возможность речевой коммуникации, способность  соблюдать поведенческие  нравственно-этические  нормы. Звукопроизношение  и темпо-ритмическая сторона речи, если таковые имеют грубые отклонения (несоответствие возрастной норме, межзубный или  боковой дефект произношения,  заикание), не оцениваются. В таблицу «Результаты диагностики» вносится конкретная информация об этих нарушениях.
Результатами наших совместных с детьми трудов действительно является следующее: ребенок придерживается  поведенческих нравственно-этических  норм; эмоционально откликается на классические произведения и определяет их как знакомые; способен выделять четыре  различные звучащие игрушки в ряду других и определять направление звучания; имеет развитое,  по сравнению начальным периодом обучения, музыкальное восприятие, а в частности,  динамический, ладовый, звуковысотный слух; имеет развитое , по сравнению с начальным периодом обучения, чувство ритма; способен с помощью простейших музыкально-ритмических движений   фантазировать и  выражать характер (содержание) музыки; способен к речевой коммуникации в социуме: хочет и любит говорить на русском языке; освоил  базовые артикуляционные динамические движения и  артикуляционные статические позы;  способен воспроизвести ритм из 3-5 элементов; умеет   производить эффективный целенаправленный выдох через рот и способен  сдуть кусочек салфетки в положении языка вне рта (язык высунут наружу), что является необходимым условием   для верного звукопроизношения; умеет  выполнять базовые динамические движения  пальцами рук и удерживать статические позы ; знает   времена года  и  некоторые  сезонные приметы , связанные с животным миром и погодой, имеет обогащенный , по сравнению с периодом начала обучения,   словарь  по лексическим  темам «Домашние животные»,  «Дикие  животные готовятся к зиме» , «Осень», «Зима», «Весна» и  ,в меньшей степени,  «Лето» ; словарь активизирован:  ребенок называет некоторые  сезонные приметы , связанные с животным миром и погодой.
Практическую значимость предложенной дополнительной программы невозможно переоценить. Применение   изложенного материала педагогами дополнительного образования позволит  предупреждать речевые нарушения и уменьшать  их последствия.
 
 
 
 
.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»