Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Современные исследования и практики,
обеспечивающие доступность образования
для детей с ОВЗ

Кузьминых Виктория Петровна

В условиях современности мир переживает кардинальную смену подходов к социокультурной политике в целом и к образованию в частности. Это непосредственно обусловлено сменой ориентирования общества на формирование и развитие личностных качеств человека. Такие изменения вызвали возникновение новой парадигмы образования, опирающейся на понятия и подходы, которые были выработаны современной практикой. К ним можно отнести и инклюзивное образование.
 Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование является одной из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
 Соответствующие условия реализации прав на получение образования детьми с ОВЗ обосновываются международными документами в области образования, закреплены в Конституции Российской Федерации, Федеральном Законе 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, который вступает в силу с 1 сентября 2016 года. Доступ к образованию для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, закрепленный в стандарте, обеспечивается созданием в образовательных организациях специальных условий обучения, учитывающих особые образовательные потребности и индивидуальные возможности таких обучающихся.
В России инклюзивное образование ещё находится в стадии формирования, именно поэтому для нашей страны задача налаживания системы инклюзивного образования решается на государственном уровне.
Направление социальной политики в сторону гуманизации и демократизации общества, развитие национальной системы образования напрямую обусловливают изыскания путей совершенствования содержания, организации и методик воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Изменение подходов к воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями нацелена на развитие и формирование активной социальной личности, которая обладает навыками социально-адаптивного поведения. В качестве одного из путей реализации данной задачи выступает образовательная инклюзия, рассматриваемая, в первую очередь, как метод социальной реабилитации, не только ребенка, но и его семьи. Помимо этого, развитие инклюзивного образования позволяет обеспечить равные права, возможность и доступность выбора образовательного маршрута для любого ребенка вне зависимости от его возможностей.
Российская модель инклюзивного образования основывается на исследованиях Л.С. Выготского, определяющего среду и личность как целостность. В соответствии с его взглядами, социальная среда обладает первостепенным значением для развития детей с ограниченными возможностями здоровья.[1]
В настоящее время под инклюзивным образованием подразумевается процесс совместного обучения и воспитания лиц с ОВЗ и нормально развивающимися сверстниками. В процессе такого образования дети с ОВЗ способны достигать наиболее полноценного прогресса в развитии.
В настоящее время развития инклюзивного образования актуальным остаётся вопрос о формировании системной модели совместного обучения детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной среды с нормально развивающимися сверстниками. Модель инклюзивного образования должна быть полезна и доступна ребенку. При этом она не должна выступать препятствием получению качественного образования остальным детям.
Проведенные исследования свидетельствуют о том, что уровень психического развития детей с одним и тем же первичным нарушением может значительно различаться, так как биологическое неблагополучие ребенка (нарушение зрения, слуха, центральной нервной системы и др.) выступает лишь в виде первичной предпосылкой нарушения – его взаимодействия с окружающим миром. Вторичные отклонения в психическом развитии вызванные первичным нарушением могут быть в предупреждены и преодолены при помощи обучения – организованного специально и устроенного особым образом.
Поддерживая культуру инклюзии, осуществляя инклюзивную практику и политику, учреждения образования действуют в инновационном режиме. При этом одной из главных становится задача – формирование устойчивой, развивающейся, эффективно работающей системы психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования.
Анализ современных исследований по проблеме доступности образования для детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет сделать вывод о существовании нескольких точек зрения на понимание сущности процесса интеграции ребенка.
Первая –сопровождение воспитания и обучения ребенка.
Вторая –сопровождение развития ребенка.
Можно предположить, что эти данные взгляды дополняют, а не противоречат друг другу. Представляется обоснованным рассматривать психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзии как комплексный процесс, который затрагивает все сферы жизнедеятельности ребенка.
В условиях инклюзивного образования психолого-педагогическое сопровождение детей организуется как фронтально, так и индивидуально.
Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного процесса в образовательном учреждении выстраивается на нескольких принципах:
1.Принцип непрерывности. Психолого-педагогическое сопровождение действует на всех ступенях образования, посредством этого и обеспечивается непрерывность процесса сопровождения детей с ОВЗ.
2. Принцип системности. Продуктивность и значимость сопровождения определяется его системным подходом, вниманием к обширному кругу вопросов. Среди них обустройство образовательной среды, семья, воспитание и обучение, взаимодействие детей, вопросы личностной самореализации и самопознания.
Сопровождение семьи означает не только поддержку семей, которые имеют детей с ограниченными возможностями здоровья. Это также и формирование социального интереса к таким детям у всех родителей инклюзивной группы. В результате, от понимания потребностей детей на микроуровне далее идет переход на макроуровень, когда каждый человек, реализуя свои общественные и профессиональные функции, будет осознавать необходимость учета таких потребностей как у детей, так и у взрослых.
3.    Обеспечение эмоционального положительного самочувствия всех участников образовательного процесса. На всех этапах инклюзивного образования сопровождение служит для обеспечения положительного эмоционального самочувствие воспитанников, положительную динамику в развитии и учебных достижениях, способствует развитию взаимодействия между детьми.
В исследованиях ученых была установлена прямая взаимосвязь между социально-эмоциональным благополучием ребенка в учебном коллективе и его успешностью в других видах деятельности, в том числе и учебной. Практика социально-эмоционального взаимодействия подразумевает работу с педагогами, «нормально» развивающимися детьми и их родителями в условиях инклюзивного образования, которая нацелена на формирование принятия «особых» детей, преодоление отрицательных установок, понимание их потребностей.
В таких условиях у детей с ограниченными возможностями здоровья развивается социальная компетентность, навыки общения с окружающими людьми, расширяются возможности взаимодействия со сверстниками, преодолевается социальная изоляция. У тех и других складывается определенный уровень социальной зрелости и осознание того факта, что ребенок с ОВЗ не хуже и не лучше других – он такой как все.
4. Индивидуальный подход. Является важным принципом, которым руководствуются специалисты в ходе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.
5. Междисциплинарное взаимодействие среди специалистов сопровождения
Междисциплинарный подход отражается и в конкретных вещах, как: опора на единую методологическую и научную концепцию в осознании нарушенного и нормативного развития; междисциплинарного общего языка в анализе и трактовке результатов диагностики; разработка коррекционно-развивающей программы; открытость информации о ребенке для всех специалистов, которые непосредственно взаимодействуют с ним и его семьей; единое тематическое и календарное планирование; проведение специалистами развивающих и коррекционных занятий основанных на материалах, включенных в содержание общеобразовательной программы обучения.
Существуют три модели интегрированного обучения детей с ОВЗ:

  1. Комбинированная и полная интеграция, где в одной группе, осваивая образовательные программы, вместе обучаются дети с ОВЗ и с нормальным уровнем развития.
  2. Частичная интеграция предназначена для детей, которые по тем или иным причинам не могут овладеть образовательным стандартом, именно поэтому они вливаются в общую группу только на часть дня.
  3. Временная интеграция подразумевает объединение всех воспитанников группы компенсирующего назначения с нормально развивающимися дошкольниками не реже двух раз в месяц с целью проведения мероприятий воспитательного характера.

 Одним из условий повышения эффективности педагогической работы с детьми с ОВЗ является формирование адекватной возможностям ребенка предметно-развивающей и охранительно-педагогической среды, то есть системы условий, которые будут обеспечивать полноценное развитие всех видов деятельности, коррекцию отклонений и становление личности ребенка.[2]
Основными направлениями деятельности педагога в условиях инклюзивного образования являются: психодиагностика, психологическая помощь в трудных ситуациях (немедицинская психотерапия), реабилитация, консультирование, просвещение, развивающая и психокоррекционная работа.
Для успешности обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья следует проводить правильную оценку их возможностей и определение особых образовательных потребностей. Исходя из этого особая роль должна отводиться психолого-педагогической диагностике, которая подразумевает обеспечение:

  • своевременного выявления детей с ограниченными возможностями;
  • определения особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, которые обусловлены недостатками в их психическом развитии;
  • определения оптимального педагогического маршрута;
  • реализации индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ учитывая особенности психофизического развития и индивидуальные возможности детей;
  • планирования коррекционных мероприятий, разработка программы коррекционной работы;
  • оценки динамики развития и эффективность коррекционной деятельности;
  • консультирования семей ребенка.

Мониторинг проводится два раза в году: в начале и по окончании работы по программе.
Современные исследования показывают, что нет необучаемых детей и даже самых тяжелых можно чему-то научить, используя специфические методы, приемы и средства обучения, организуя пошаговое» обучение, глубокую дифференциацию и индивидуализацию обучения, обязательное включение родителей в педагогический процесс 
Специфической формой организации учебных занятий являются индивидуальные и групповые занятия, ЛФК и занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов. 
Современное российское законодательство, формирующее определённый уровень толерантности к детям с ограниченными возможностями здоровья, отвечает общепризнанным международным стандартам и имеет гуманистическую направленность. В России создаётся и функционирует сеть реабилитационных учреждений, школ-интернатов, центров социальной помощи семье и ребёнку-инвалиду, спортивно-адаптивных школ для инвалидов и так далее.[3]
В условиях ДОУ в начале учебного года, прежде чем приступить к коррекционно-развивающей работе, путем специального обследования выясняется характер нарушения речевой деятельности воспитанника, затем заполняется речевая карта, составляется программа коррекционно-развивающей направленности, определяется индивидуальный образовательный маршрут. Занятия проводятся как индивидуально, так и небольшими подгруппами. Для детей разрабатываются адаптированные программы.
В коррекционной работе с детьми используются традиционные и нетрадиционные технологии:
Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики. Активно использую интерактивный портал «Мерсибо», детям, как правило, нравится выполнять упражнения со сказочными героями.
Дыхательная гимнастика упражнения, способствующие развитию речевого дыхания, формированию длительного, направленного выдоха.
Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмального – речевого дыхания. Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного значения – выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения. На занятиях помимо традиционных приёмов используются ИКТ, особо интересны игры где необходимо с помощью воздушной струи поднять вертолёт в воздух, «спасти» дерево от жуков или задуть свечи на торте.
Используются такие приемы, как игра с крупами (манка, перловка, бобовые, семена).  Эта игра разгружает эмоциональную сферу ребенка, создает эмоционально-радостный настрой. Также их применяют в качестве тренажера на развитие мелкой моторики, в процессе автоматизации и дифференциации звуков.
Развитие мелкой моторики пальцев рук
 На развитие мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков.
Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует, прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
 У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Развитие движения пальцев как бы подготовит платформу для дальнейшего развития речи. Сочетаются упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями.
Стимулируются активные точки, расположенные на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики, карандаши).
Также на занятиях используются элементы Су-Джок терапии, которые сопровождаются ритмичными стихами.
Кинезиологические упражнения. Применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.
Сказкотерапия и куклотерапия. Использование сказки на логопедических занятиях расширяет словарный запас, формирует логику речевого высказывания и грамматический строй речи ребенка, снимает страх общения, заряжая положительными эмоциями.
Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, с ограниченными возможностями здоровья, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда, воспитателя и родителей.
Тесная связь осуществляется между учителем-логопедом и педагогом- психологом, который проводит коррекционную работу по формированию психических процессов, стимулирует речевую активность и коммуникативные навыки у детей с речевыми нарушениями.
Коррекционная работа с детьми направлена на преодоление у них речевых и психофизических нарушений. Учиться говорить правильно и красиво – тяжелый труд. Поэтому в основе занятий необходимо использовать комплексно-тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами. Необходим личностно-ориентированный подход к обучению. Все занятия должны быть ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт, потребность в эмоциональном обучении.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально- экономического развития Российской Федерации.
Формирование личности ребенка с ОВЗ — это не просто комплексное воспитание, а организация педагогического воздействия по принципу целостной системы специального обучения: совместной работы и сотрудничества всех педагогических служб, ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и его родителей. Только в этом случае, грамотно выстроенный индивидуальный образовательный план для учащегося с ограниченными возможностями здоровья, позволит обеспечить личное развитие каждого школьника.

 

Список литературы

  1. Айбазова М. Ю. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья / М. Ю. Айбазова, К. Ю. Лавринец. - (Педагогика) // Вестник Университета Российской Академии Образования. - 2011. - № 1. -С. 144-148.
  2. Бгажнокова И. М. Общее и специальное образование: пути к взаимодействию и интеграции / И. М. Бгажнокова. - (Образовательная политика) // Вопросы образования. - 2016. - № 2. - С. 30-38.
  3. Гончарова, В.Г. Комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях непрерывного инклюзивного образования. Монография / В.Г. Гончарова. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 343 c.
  4. Зырянова С. И. О социализации детей с особыми образовательными потребностями / С. И. Зырянова // Дошкольная педагогика. -  2018. - № 6. – С. 43-54.
  5. Карасева, Е. Г. Инклюзивное обучение и воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья / Е.Г. Карасева. - М.: Русское слово - учебник, 2014. - 840 c.
  6. Леонгард, Э. И. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования. Методическое пособие / Э.И. Леонгард, Е.Г. Самсонова, Е.А. Иванова. - М.: МГППУ, 2018. - 278 c.
  7. Ратнер, Ф. Л. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей. Методическое пособие / Ратнер Фаина Лазаревна. - М.: Владос, 2014. - 414 c.
  8. Юсупова А.Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Александра Юрьевна Юсупова. - М.: Владос, 2015. - 306 c.
 
[1] Айбазова М. Ю. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья / М. Ю. Айбазова, К. Ю. Лавринец. - (Педагогика) // Вестник Университета Российской Академии Образования. - 2011. - № 1. -С. 144-148.
[2] Гончарова, В.Г. Комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях непрерывного инклюзивного образования. Монография / В.Г. Гончарова. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 343 c.
[3] Ратнер, Ф. Л. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей. Методическое пособие / Ратнер Фаина Лазаревна. - М.: Владос, 2014. - 414 c.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»