Венценосцева Елена Валентиновна
Коррекционно-образовательные цели:
- Уточнение артикуляции звука [ш].
- Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных и прилагательных в роде и числе).
- Активизация словарного запаса по теме «Одежда».
- Совершенствование навыка соотнесения звука и буквы.
- Формирование навыка чтения слогов, слов.
Коррекционно-развивающие цели:
- Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия и памяти.
- Развитие фонетического слуха и фонематического восприятия.
- Развитие артикуляционной и мелкой моторики.
- Развитие дыхания.
Коррекционно-воспитательные цели:
- Воспитание четкой, правильной речи.
- Воспитание мотивации к учению.
Оборудование: индивидуальные зеркала, разноцветные листья на ниточках для развития дыхания, буквы, предметные картинки, карточки с клетками для звуковой мозаики, разноцветные листья с написанными на них слогами, игра «Весёлые пальчики», пособие «Составь слово», листы с напечатанными буквам.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Развитие дыхания.
Логопед: Здравствуйте, ребята. Скажите, какой сегодня день недели?
Учащиеся: Сегодня пятница.
Логопед: Какое сейчас время года?
Учащиеся: Сейчас зима.
Логопед: А какое время года было?
Учащиеся: Была осень.
Логопед: Что осенью падает с деревьев?
Учащиеся: Падают листья.
Логопед: Давайте подуем на листочки, чтобы они полетели.
Учащиеся дуют на разноцветные листочки на нитках. Логопед следит за правильным нижне-диафрагмальным дыханием.
- Сообщение темы занятия.
Логопед: Дети, как осенью листья шуршат под ногами?
Учащиеся: Ш-Ш-Ш-Ш.
Логопед: Догадались, какой звук мы с вами будем повторять?
Учащиеся: Ш.
Логопед: Звук Ш гласный или согласный?
Учащиеся: Это согласный звук.
Логопед: Звук Ш глухой или звонкий?
Учащиеся: Это глухой звук.
Логопед: При произнесении звука Ш язык вверху или внизу?
Учащиеся: Язык верху.
Логопед: Язык узкий или широкий?
Учащиеся: Язык широкий.
Логопед: Губы улыбаются или вытянуты вперед?
Учащиеся: Губы вытянуты вперед.
- Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Звук Ш трудный, поэтому чтобы красиво его произносить, нужно сделать гимнастику для языка и губ.
Учащиеся выполняют перед индивидуальными зеркалами артикуляционную гимнастику:
- Губы в улыбку, чтобы видны были зубы.
- Губы в трубочку, зубы не разжимать.
- Губы «рупором»: округлены и слегка выпячены.
- Язык широкий, как лопата:
- Покусать широкий язык зубами;
- Постучать по широкому языку верхней губой.
- Широкий язык удерживать в форме чашечки.
- Сдувать ватку с носа вверх.
- Широким языком облизать верхнюю губу.
- Подуть на широкий язык, лежащий на верхней губе.
- Изолированное произнесение звука Ш.
Логопед: Сейчас вы будете соревноваться в том, кто дольше протянет звук [ш]. Звук нужно тянуть на одном выдохе, не останавливаясь.
Учащиеся по команде логопеда начинают длительно, на выдохе произносить звук [ш].
- Соотнесение звука и графического образа буквы.
Логопед: Ребята, посмотрите на те листы, которые лежат перед вами. Найдите букву Ш среди других букв и подчеркните её.
П Н Ш М Х Ф Ш
Ш Т М П Ш Н Т
- Автоматизация звука Ш в слогах. Совершенствование навыка чтения слогов с буквой Ш.
Логопед: Осенью на земле лежит много листьев. Вот и у нас нападали разноцветные листочки. Давайте их поднимем и прочитаем слоги, которые на них написаны.
Учащиеся берут в руки листочки и читают слоги:ША, ШО, ШУ, ШИ, АШ, ОШ, УШ, ИШ.
8. Развитие слухового внимания и фонематического слуха.
Упражнение «Звуковая мозаика».
Перед каждым учащимся лежит карточка, расчерченная на квадраты, и бумажные квадраты двух цветов – белые и голубые.
Логопед: Выложите из квадратов на карточке мозаику двух цветов: если услышите в слове звук [ш] – положите синий квадрат, если в слове нет звук [ш] – белый. Слова: шаг, дом, шина, танк, шея, молоток, шар, парта, шайба, луна, шуба, шило, кошка, бабушка, душ.
Учащиеся выкладывают на карточку квадраты.
Логопед: Какая буква получилась?
Учащиеся: Получилась буква Ш.
- Физкультминутка.
Комплекс упражнений для предупреждения зрительного утомления.
1. И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклонившись вперёд, к крышке стола - выдох. Повторить 5-6 раз.
2. И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки руками, крепко зажмурить глаза, затем открыть глаза. Повторить 4 раза.
3. И.п. – сидя, руки на пояс. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в и.п. Повторить 4-5 раз.
4. И.п. – сидя руки вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимать головы, руки опустить (выдох). Повторить 5-6 раз.
- Автоматизация звука Ш в словах.
А) Исключение лишней картинки.
Логопед выставляет на магнитную доску картинки: шапка, шуба, рубашка, штаны, кошка, шарф.
Логопед: Назовите картинки.
Учащиеся: Рубашка, шуба, штаны, шапка, кошка, шарф.
Логопед: какой одинаковый звук во всех этих словах?
Учащиеся: Звук [ш].
Логопед: Скажите, ребята, какая картинка не подходит к другим?
Учащиеся: Кошка.
Логопед: Верно. А почему не подходит?
Учащиеся: Кошка – это домашнее животное, а рубашка, шуба, штаны, шапка, шарф – это одежда.
Б) Составление слов из перепутанных букв с опорой на цифры.
Логопед: Посмотрите на доску: здесь написаны слова, но буквы все перепутались. Нужно расположить буквы по порядку цифр и прочитать слова.
На доске: А Ш Р Ш И У М У Ш
2 1 3 2 3 1 3 2 3
Учащиеся называют буквы по порядку, логопед записывает их, ученики читают.
Учащиеся: шар, уши, шум.
Г) Согласование прилагательных и существительных.
Логопед выставляет на магнитную доску картинки: шуба, шапка, шубы, шапки, штаны, шарф.Логопед: Посмотрите на картинки. Про что можно сказать «большая»?
Учащиеся: Большая шапка, большая шуба.
Аналогично проводится работа с прилагательными большой, большие.
Итог занятия. Оценка деятельности детей.
Логопед: Какой звук мы повторяли на занятии?
Учащиеся: Звук [ш].
Логопед: Придумайте слова, начинающиеся на звук [ш].
Учащиеся: Шапка, шутка, шина.
Логопед оценивает работу каждого ученика на занятии.