Сапегина Валентина Петровна
Сообщение на тему:
«Создание условий для социализации учащихся с проблемами в развитии на уроках русского языка».
Русский язык является одним из основных предметов в специальной коррекционной школе. Обучение грамоте – особый этап школьной учёбы ребёнка. Этот этап предназначен не только для того, чтобы обучить начинающего ученика элементарному чтению и письму, но и обеспечить полноценную школьную жизнь, заложить прочный фундамент для успешного овладения всеми другими учебными предметами в начальных и последующих классах. Таким образом, обучение грамоте является важным этапом в овладении ребёнком всей школьной премудростью.
«Сперва аз да буки, а там и науки», - таким запечатлён в русской пословице народный взгляд на фундаментальную значимость обучения русскому языку. «Грамота, как знание, - писал К.Д.Ушинский, - есть необходимое начало всякого правильного образования.
Начало школьной учёбы знаменует собой наступление качественно нового периода в развитии и воспитании ребёнка. У ребёнка, приступившего к школьному обучению, происходит интенсивное формирование важнейших новообразований: - произвольности психических процессов, саморегуляции поведения, ускорение социализации всех личностных качеств, и главное, коренного изменения взгляда и отношения к тому, что является привычным и знакомым – родному языку и речи.
Вхождение начинающего ученика в новую для него обширную область познания и развития – изучение родного языка, составляет стержневую и главенствующую задачу обучения русскому языку. Родной язык представляет собой наиболее ценный в образовательном, воспитательном и развивающем отношении учебный материал, позволяющий результативно и положительно решать большинство задач, приходящихся на первый период школьного обучения.
Помимо устных видов речевой деятельности – слушания и говорения, ученики приступают к освоению новых видов речевой деятельности – письму и чтению, начинают осознанно пользоваться ими при изучении всех других учебных предметов.
Обучение грамоте выступает в качестве введения ученика в системное изучение русского языка – этого, по определению основоположника отечественной научной методики и педагогики начального обучения К.Д.Ушинского «предмета главного, центрального, входящего во все другие предметы и собирающего в себе их результат».
Осознанное усвоение русского языка во вспомогательной школе вызывает по сравнению с другими дисциплинами наибольшие трудности.
Неполноценность чувственного опыта, вызванная интеллектуальной недостаточностью и нарушением аналитико-синтетической деятельности анализаторов, приводит к тому, что дети с проблемами в развитии слабо усваивают сведения, которые им сообщаются на уроках русского языка и испытывают трудности в применении их на практике. Знания, не опирающиеся на предшествующий опыт, не проверенные практикой, становятся словесным штампом, что приводит к ошибкам в их использовании. Умственно отсталым людям свойственны бедность словаря и грамматического строя, элементарность синтаксических конструкций, примитивность связных высказываний, за которыми стоит не только слабое усвоение грамматических правил, но и ограниченность представлений о предметах и явлениях окружающего, об их связях и отношениях. Поэтому в целях обеспечения усвоения детьми программных знаний, умений и навыков по русскому языку нужна многократность закрепления изучаемого материала, модификация упражнений и заданий с постепенным усложнением по принципу «от простого к сложному». С этой целью на уроках русского языка широко использую традиционные приёмы обучения, повышающие активность мыслительной деятельности школьников и уровень осознания, понимания изучаемого ими материала. Эти сравнения и сопоставления, объяснение и показ, анализ и синтез, классификация и аналогия.
В то же время сложные недостатки зрительно-пространственой ориентировки, низкий уровень мыслительной деятельности, снижение работоспособности – всё это создаёт дополнительные трудности в формировании у детей прочных знаний русского языка.
Поэтому на уроках русского языка в процессе обучения систематически использую дополнительные приёмы, направленные на коррекцию имеющихся недостатков у детей, повышение познавательных интересов и мотивационной стороны обучения (наглядные опоры, практическую и игровую деятельность, разнообразные виды упражнений и заданий к ним.)
Сочетаю фронтальные приёмы работы на уроках с диффиринцированным и индивидуальным подходом к учащимся.
Вот некоторые приёмы и упражнения, применяемые мною на уроках русского языка в целях совершенствования процесса обучения.
- Задания, направленные на прочное усвоение фонем русского языка, овладение навыком аналитико-синтетического метода обучения.
«Найдите букву»; «Изменяя гласный звук, составьте слово»; «Соберите пирамиду», «Составьте слово, используя 1 слог данных слов» (как усложнение); «Слоговое лото»; «Составьте новые слова»; «Определите 1б, 1 слог в слове», «Измените слова»; «Буква заблудилась»; «Покорение вершин»; Словесная игра «Назовите слово, которое начинается с последней буквы предыдущего слова».
- Задания, на формирование обобщающего понятия слова.
- Задания, направленные на развитие языкового анализа и синтеза (работа с предложением).
а) Придумайте предложение по сюжетной картинке, увеличивая его до определённого количества слов.
б) Выделите предложение с определённым количеством слов из текста.
в) Поднимите карточку-цифру, соответствующую количеству слов данного
предложения.
г) Выделите из предложения слова, состоящие из определённого количества слогов, букв.
4. Кроссворды, ребусы (самые простые).