Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Лучко Ирина Анатольевна

Миронова Елена Анатольевна

г.Санкт-Петербург

воспитатели ГБСКОУ №34

г.СПБ, Невский район

ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ.

В настоящее время существуют различные формы специально организованной детской театрально-драматической деятельности. Наиболее активно театр входит в систему специального образования в переломные исторические периоды, связанные с ее реорганизацией, когда происходит поиск новых путей психолого-педагогического воздействия на для детей с ограниченными возможностями. Элементы театральной  педагогики включаются непосредственно в учебный процесс в целях оптимизации, используются во внеклассной работе для эстетического развития ребенка с ограниченными возможностями, присутствуют в качестве дополнительных образовательных услуг. Согласно положениям деятельностного подхода в формировании и развитии личности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский,  А.Н. Леонтьев,  С.Л. Рубинштейн), в специализированной деятельности формируются и проявляются специальные способности, разновидностью которых выступают актерские, т.е. при наличии подобной деятельности можем рассматривать их как новообразование в структуре способностей школьников.  Анализ детской театральной деятельности осуществлялся в работах по педагогике, культурологии, театральному искусству, однако, с точки зрения формирования специальных актерских способностей детей с ограниченными возможностями мало изучена.

Театральная деятельность помогает детям ограниченными возможностями расширить свой жизненный опыт и способна стать эффективным средством борьбы со страхом публичного выступления, средством воспитания уверенности в себе у детей разного возраста.

В процессе работы над образом, ребенок ограниченными возможностями начинает лучше понимать себя и других, формирует чувство собственного достоинства, смелость – качества, необходимые для жизненного утверждения, учится взаимному общению ,которое возникает в процессе создания единого, общего продукта – спектакля.

Театр позволяет ранимым и неуверенным в себе детям и подросткам стать смелее, решительнее, занять более активную жизненную позицию. Успешный опыт на сцене способствует успешному общению в жизни.

Театр помогает решить важную проблему в социальной адаптации – обучение социальному опыту.

Театральная деятельность позволяет детям ограниченными возможностями накапливать опыт таких ситуаций, какие в реальной жизни им не встречались, опыт чувств и эмоций,  опыт со-переживаний, и со-чувствия, и со-творчества.

 В нашей школе обучаются дети со множественными нарушениями здоровья, поэтому в работе активно используется театральная деятельность. Занятии в школе направлены на развитие речи, внимания, собранности, образного мышления, умения фантазировать, воображать, быть активным, проявлять выдумку и самостоятельность – что, конечно же, пригодится им в дальнейшей жизни, какую бы профессию они не выбрали.

Занятия в театральной студии помогают приобрести навыки общения и взаимодействия с людьми, что помогает в реальной жизни легко находить общий язык с окружающими, выходить из любой сложной жизненной ситуации. Театральное искусство благотворно влияет на каждого, дарит раскрепощение, чувство уверенности в себе.

 В театральную деятельность вовлекаются все ребята, не зависимо от психофизиологических особенностей. Для каждого ребенка подбирается роль, с которой он может справиться, начиная с младшего возраста. Так, с детьми первых классов были поставлены спектакли «Гномики и Мотылек», «Дело было в лесу», «У зайчика Новый год». Часто совместно с детьми ограниченными возможностями выступают и взрослые. Совместное творчество сближает взрослых и детей, улучшает психологический климат группы, делает спектакли незабываемыми.

Дети с тяжелыми пороками умственного и речевого развития, также постоянно используются театральные постановки. Очень удачно был воплощен в жизнь творческий проект постановки спектакля «Муха-Цокотуха». При распределении ролей не хватало свободно говорящих детей, и было решено поставить спектакль в виде хореографической композиции. Дети с большим интересом отнеслись к спектаклю, пытаясь без слов, одним движением передать особенности своего персонажа. Многие движения были придуманы самими детьми. Родители помогли изготовить костюмы, декорации. Спектакль получился ярким и запоминающимся. Многие родители впервые увидели на сцене своих детей.

Участие в спектаклях и постановках делает детей более общительными, коммуникабельными, раскрепощенными, воспитывает волевые качества, заставляя подчиняться сюжету. Дети ограниченными возможностями очень любят этот вид деятельности. Многие спектакли записываются на видеопленку, затем организуется совместный просмотр. Просмотр фото- и видеоматериалов проходит также на родительских собраниях и при индивидуальных беседах с родителями.

В школе благодаря деятельности театральной студии стараются превратить родителей в своих союзников, привлекая их к различным формам музыкальной деятельности, приглашая в качестве зрителей и участников на праздники, развлечения и прочие досуговые мероприятия. Организация массовых досуговых мероприятий является одной из важных форм деятельности школы.

 

Список литературы

1. Выготский л.с. воображение и творчество в детском возрасте // психология развития ребенка. М. : смысл, 2005.

2. Дранков в.и. природа таланта Шаляпина. л. : Музыка, 1973.

3. Натадзе р.Г. воображение как фактор поведения // хрестоматия по психологии / сост. в.в. Мироненко,  а.в. петровский. М. : просвещение, 1987.

4. Рождественская н.в. диагностика актерских способностей. спб. : речь, 2005.

5. Рубинштейн с.л. основы общей психологии. спб. : питер, 2000.

6.  Ртаниславский  к.с. Моя жизнь в искусстве. М. : искусство, 1980.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»