Канистерапия во внеурочной деятельности
(из опыта работы)
Миняева Н.Г. учитель ГБОУ школы № 565
Кировского района Санкт-Петербурга
Наседкина С.О. учитель ГБОУ школы № 565
Кировского района Санкт-Петербурга
Кировского района Санкт-Петербурга
Наседкина С.О. учитель ГБОУ школы № 565
Кировского района Санкт-Петербурга
Канистерапия - это нетрадиционная психотерапевтическая методика лечения и реабилитации, для которой используются специально отобранные и обученные животные.
Лечебная кинология ориентирована на достижение следующих целей:
- развитие положительных эмоциональных и умственных способностей;
- улучшение моторики и нарушенных двигательных функций;
- избавление от страха, тревоги, напряжения, агрессии, недоверия и рассеянности;
- развитие общительности и дружелюбия;
- значительное улучшение физического состояния больного.
- воспитание интереса к окружающему миру и бережному отношению к нему.
• лечебно - контактное (собака – грелка), или канистерапия при хронических болях. Суть данного направления состоит в том, что собака ложится на больное место и греет его, после чего боли стихают;
• диагностическое направление канистерапии, при котором собака – оповеститель способна предугадать приступы астмы, эпилепсии, критическое снижение у диабетика уровня сахара в крови и прочие опасные проявления болезней;
• обслуживающее направление канистерапии, при котором собаки – помощники инвалидов (поводыри, слуховые собаки и т.д.) помогают слепым, слабослышащим, прикованным к инвалидной коляске;
• реабилитационное направление канистерапии. В этом случае собака значительно ускоряет процесс выздоровления больных путём наблюдения, общения, проведения и прогулок с животным.
При ДЦП, аутизме, неврозах чаще всего используют такие породы, как: лабрадоры, охотничьи, ретривер, немецкая овчарка. Собаки этих пород отличаются спокойным поведением, мягким характером и доброжелательным отношением к детям. Однако, для лечения могут привлекаться и беспородные животные, если они обладают природной взаимосвязью с человеком.
Особенно широкое применение канистерапия получила для детей с аутизмом, где собаки, успешно воздействуя на психоэмоциональное состояние, выводили больных маленьких пациентов из внутреннего замкнутого пространства, развивали речь, помогали обрести общительность, эмоциональность и позитивное отношение к окружающему миру.
Канистерапия для детей с ДЦП – одна из рекомендованных методик, где собака выступает основным мотиватором, позволяющим развивать моторику. Внимание, память и улучшить мышечный тонус у больного ребёнка.
Канистерапия для реабилитации, коррекции и адаптации детей с нарушением интеллектуального развития помогает снять ощущение неполноценности, стабилизировать эмоциональное состояние, научиться проявлять активность и интерес, развить речь, внимание и память.
Дети сразу тянутся к собакам. Прикосновение к шерсти собаки, возня с ней доставляют ребенку радость. Собака теплая (нормальная температура тела собаки 38,5-39 градусов), она источает любовь и радость от общения с маленьким человеком. Дети это прекрасно чувствуют. Очень важно, что и собака тянется к человеку, так устроена ее природа. А наши собаки знают, что они работают и рвутся делать это хорошо.
В ДДИ 4 г. Павловска работают собаки - терапевты из Центра социальной реабилитации инвалидов и детей – инвалидов Колпинского района.
Семейство лабрадоров Лукас-13 Великолепный (признан лучшей собакой - терапевтом России), Джон, Варвара, Рыжуля - собака-терапевт дворянского происхождения.
Лариса Владимировна Хозяинова- хозяйка животных по образованию психолог с 20-тилетнем стажем.
По мнению врачей, месяц занятий с собакой может заменить годы тренировок.
Общение с собакой в первую очередь повышает мотивацию, т.к. движения строятся не на преодолении боли, а на эмоциональном порыве, на желании сделать что-либо для животного. Собака является достаточно активным участником взаимодействия, но при этом она достаточно тонко чувствует настроенность ребенка, его эмоциональное состояние, угадывает его желания.
Этот принцип мы взяли за основу и подготовили праздник, который завершал тематическую неделю «В мире животных», проводимую педагогами нашей школы на площадке ДДИ №4 г. Павловска.
Что такое праздник - это всегда весело, интересно, красиво, увлекательно.
Замысел наш состоял в том, чтобы дети, в процессе общения с собаками, стали участниками феерического представления т.е. перевести занятие в ранг праздника.
Мы с коллегами, решили задействовать собак-терапевтов в нашем празднике, был написан сценарий по мотивам сказки «Теремок», пошиты костюмы для животных - актеров,
придуманы увлекательные конкурсы, участвуя в которых, дети взаимодействовали с собаками в разных ипостасях (ролях). В ходе праздника дети побывали в роли дрессировщиков, врачей, стилистов (конкурс «Салон красоты»).
В конкурсе «Я потерялся!» ребята прятались за ширмой, а собаки с удовольствием находили «Потеряшек».
Надо отметить, с каким желанием и восторгом дети участвовали в предлагаемых конкурсах!
В завершении праздника был предложен конкурс «Уложи собаку спать» т.к. обилие положительных эмоций возымели свое действие - дети и животные изрядно устали, но все были довольны и счастливы.
Вывод:
Через игру, общение с собаками, дети начинают лучше себя чувствовать, начинают взаимодействовать с окружающим миром и получать от этого удовольствие.