Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Мероприятия по подготовке образовательной
организации к обучению детей с РАС

Мингалеева Лариса Валерьевна
Перед началом обучения детей с РАС, на подготовительном этапе, администрация образовательной организации должна оценить свои ресурсы (кадровые, материально-технические и финансовые), чтобы восполнить имеющиеся дефициты до начала учебного года. Образование ребенка с РАС, независимо от модели обучения, требует координации действий всех специалистов (учителя, тьютора, педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога и др.), а также администрации ОО, с целью обязательной организации регулярного и качественного междисциплинарного взаимодействия.
Перечислим необходимые локальные акты, закрепляющие основные положения, регламентирующие процесс обучения детей с РАС:
  • «О психолого-медико-педагогическом консилиуме школы». Документ определяет цели и задачи ПМПк, состав и организацию его работы, основные направления деятельности и функции. Грамотно организованная деятельность ПМПк позволяет коллегиально определять цели и задачи обучения и воспитания ребёнка с РАС с учётом его индивидуальных возможностей, а также направления коррекционно-развивающей работы.
  • «О коррекционно-развивающей работе». Документ определяет приоритеты при определении форм и направлений коррекционной работы на основании заключения ПМПК и в зависимости от рекомендаций ПМПк школы, в том числе время индивидуальных и групповых коррекционных занятий в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка с РАС. Например, время индивидуального коррекционного занятия учителя-логопеда с ре- бенком может составлять 20 минут. При этом для обучающегося с РАС коррекционное занятие считается за 1 час, а для педагога – за 20 академических минут.
  • «О реализации адаптированных образовательных программ». В документе определяются условия и особенности разработки как адаптированной основной образовательной программы, так и адаптированной образовательной программы отдельного ребёнка с РАС.
  • Положение об организации промежуточных и итоговых аттестаций обучающихся с ОВЗ, в том числе с РАС.
Образование обучающихся с РАС, в том числе инклюзивное, практически невозможно без индивидуализации планируемых результатов
 
и системы оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО и, естественно, без адаптации программ учебных предметов и курсов внеурочной деятельности. Это обусловлено особыми образовательными потребностями каждого ученика с РАС и определяет необходимость разработки адаптированной образовательной программы, содержащей индивидуальные цели, задачи, планируемые результаты и пр. конкретного обучающегося с РАС.
Многолетний опыт обучения и воспитания обучающихся с РАС представлен в методическом пособии «Адаптация образовательной программы обучающегося с расстройствами аутистического спектра» (Гончаренко М.С., Манелис Н.Г., Семенович М.Л., Стальмахович О.В. Адаптация образовательной программы обучающегося с рас- стройствами аутистического спектра / Под общ. ред. А.В. Хаустова, Н.Г. Манелис. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. 177 с.), разработан ном Федеральным ресурсным центром по организации комплексного сопровождения детей с РАС. Пособие предназначено педагогам образовательных организаций, обучающих детей с РАС в начальной школе.
  • «Об обучении по индивидуальному учебному плану». В документе определяются основные причины, а также условия организации обучения по индивидуальному учебному плану (далее – ИУП).
К таким причинам можно отнести:
  • ребенок с РАС обучается в общеобразовательном классе с детьми без особых образовательных потребностей (полная инклюзия);
  • ребенок интегрирован в класс, в котором обучаются дети с ОВЗ другой категории, например, дети с задержкой психического раз- вития;
  • ребенок испытывает значительные трудности в освоении одного или нескольких предметов;
  • ребенок имеет академическую задолженность;
  • другие причины.
При разработке локальных актов образовательной организации для реализации АООП НОО обучающихся с РАС необходимо учитывать следующие статьи закона «Об образовании в Российской Федерации» и положения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ:
  • Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования: «Обучающимся предоставляются академические права на: обучение по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами ОО».
  • Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации: «Психолого-педагогическая, медицинская и
 
социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации …. в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, а также психологами, педагога- ми-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются».
Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи оказывает поддержку организациям, осуществляющим образователь ную деятельность, по вопросам обучения и воспитания детей с РАС:
  • осуществляет психолого-педагогическое сопровождение реализации адаптированных основных образовательных программ;
  • оказывает методическую помощь организациям, включая по- мощь в разработке адаптированных образовательных программ, индивидуальных учебных планов, выборе оптимальных методов обучения и воспитания обучающихся с РАС;
  • осуществляет мониторинг эффективности оказываемой помощи обучающимся с РАС, испытывающим трудности в освоении основ- ных образовательных программ, развитии и социальной адаптации.
  • Статья 58. Промежуточная аттестация обучающихся, ч. 9: «Обучающиеся в образовательной организации по образовательным про- граммам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого- медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану».
  • ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ п. 2.9.9: «Обучающийся с ОВЗ имеет право на прохождение текущей, промежуточной и итоговой аттестации в иных формах».
  • Статья 60. Документы об образовании и (или) о квалификации. Документы об обучении: «Лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осу- ществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования».
  • Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья: «Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических мате- риалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья».
Помимо разработки необходимых локальных актов, для обучения детей с РАС в организации, реализующей АООП НОО (в условиях инклюзивной модели образования), необходимо соблюдение ряда важ ных условий:
  • Взаимодействие с региональным и/или федеральным ресурсным центром по организации комплексного сопровождения детей с РАС с целью методической поддержки по вопросам обеспечения образования и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с РАС (при его наличии в регионе РФ).
  • Повышение уровня квалификации педагогических работников об- разовательной организации (курсы повышения квалификации в сфере обучения и воспитания детей с РАС). Деятельность в школе психолого-педагогического консилиума, в том числе службы психолого-педагогического сопровождения. В зависимости от потребностей ребенка или группы детей в условиях полной или частичной инклюзии по первому варианту, а также возможностей школы, такая служба может включать специалистов различного профиля: педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, тьютора, педагогов дополнительного образования, социального педагога. Отечественный и зарубежный опыт обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра показывает, что только целенаправленная и организованная на междисциплинарной основе работа учителей и специалистов службы психолого-педагогическо- го сопровождения позволяет достигать положительных результатов в обучении и социализации обучающихся с РАС. ПМПк образовательной организации является важным инструментом психолого-педагогического сопровождения ребенка. Консилиум решает следующие вопросы: проведение психолого-педагогического обследования, анализ проблем обучения и воспитания ребенка в семье или в школе, организационно-методическая поддержка специалистов, работающих с ребенком. В заседаниях консилиума по обсуждению наиболее сложных вопросов оказания обучающемуся с РАС комплексной помощи принимают участие специалисты, работающие с ребенком, и родители обучающегося. С целью координации ме- дицинского и психолого-педагогического аспектов помощи детям с РАС необходимо проведение регулярных консультаций с врачами (психиатром), с нейропсихологом. В ходе диалога обсуждаются вопросы возможного изменения медикаментозного воздействия, проведения медицинского обследования, изменения подходов психолого-педагогической работы с ребенком, введения индивидуального графика посещения ребенком образовательной организации и другие. По итогам работы ПМПк составляется протокол, и при необходимости, даются рекомендации о внесении изменений в АОП, СИПР. Плановые заседания ПМПк проводятся 3 раза в год (в начале, середине и конце года), а при необходимости и чаще.
  • Организация сетевого взаимодействия с центром психолого-педагоги- ческой, медицинской и социальной помощи, с организациями допол- нительного образования, другими учреждениями в целях разработки адаптированной образовательной программы обучающегося с РАС, в том числе организации психолого-педагогического сопровождения, дополнительного образования, медицинских и социальных услуг.
  • Подбор и создание необходимой для ребенка формы организации обучения: очная, очно-заочная (в условиях обучения на дому).
  • Индивидуализация (адаптация) содержания образования, включающая разработку адаптированной образовательной программы (индивидуальной на конкретного ученика с РАС) на платформе основной образовательной программы и варианта АООП, рекомендованного ПМПК. Опыт обучения детей с РАС показывает, что во многих случаях, например, при организации образования в форме инклюзии, необходимы:
    • адаптация программ учебных предметов и курсов внеурочной деятельности для каждого обучающегося с РАС;
    • индивидуализация планируемых результатов и системы оценки достижения планируемых результатов;
    • разработка коррекционных программ специалистов сопровождения, рекомендованных ПМПк (программы психолого-педагогического сопровождения обучающегося с РАС);
    • осуществление различных форм коррекционно-развивающей работы: индивидуальной, в малых группах, подгрупповой, групповой;
 
  • подготовка всех участников образовательного процесса к появлению ребенка с РАС в классе;
  • организация работы со всеми родителями класса, в том числе с родителями обучающегося с РАС, куда приходит ребёнок.
 
 
 
Источник:
Загуменная О.В., Белялова О.А., Береславская М.И., Богорад П.Л., Стальмахович О.В., Чистякова Л.А. Реализация Федерального госу- дарственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в организациях, осуществляющих обучение детей с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. Хаустова А.В. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. 141 с.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»