Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Особенности обучения математике детей
с ограниченными возможностями здоровья
(умственной отсталостью) в 10-11 класссах

Соловьева Дарья Юрьевна,
учитель ГБОУ школы № 565
Кировского района Санкт-Петербурга
На сегодняшний день в системе коррекционного образования не все классы обучаются по ФГОС, а значит, есть школы, в которых обучение заканчивается после 9 класса. На это количество лет и рассчитана основная программа обучения по предмету «Математика». 10 – 11 классы открыты не в каждой школе, реализующей адаптированную основную образовательную программу. Поэтому основные темы по предмету «Математика», доступные обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, изучаются до 9 класса включительно. Мы бы хотели поделиться своим опытом и наработками в области обучения математике в старших классах.
Одна из главных задач уроков математики в школе – научить умственно отсталых детей узнавать в окружающем социуме ситуации, в которых необходимо и возможно применить полученные на уроках математические знания. Эти ситуации берутся учителем из жизни и вводятся в образовательный процесс (например, проверка по чеку соответствия оплаченных товаров наличию товара в корзинке, пересчет полученной сдачи и сравнение с суммой сдачи по чеку и т.п.).
Основные задачи преподавания математики состоят в том, чтобы:
- дать из ранее изученного такие доступные знания, умения и навыки, которые будут применяться в жизненных ситуациях;
- учить распознавать в реальной окружающей жизни математические факты;
- учить применять математические знания в решении конкретных практических задач, которые будут встречаться в дальнейшей жизни после окончания школы;
- использовать процесс обучения математике для компенсации и коррекции недостатков познавательной деятельности  и личностных качеств детей  с умственной отсталостью. [1]
Данные задачи актуальны на каждом году обучения, но в 10-11 классах делается основной упор на предметно-практическую направленность курса «Математика», а так же тесную связь с профильным трудом. Поэтому в программу учебного предмета включены такие разделы как: «Расчёт цены, стоимости, количества товаров и услуг», «Расчёт  услуг банка», «Решение задач на расчёт  различных видов  оплаты труда», «Решение задач на расчёт бюджета семьи», «Расчёт различных способов поддержания и улучшения благосостояния семьи», «Задачи практического содержания».
«Расчёт цены, стоимости, количества товаров и услуг». Данный раздел предполагает опору на уже имеющиеся умения решать задачи по теме: «Цена, количество, стоимость». Тематика задач подбирается актуально экономической ситуации в регионе проживания обучающихся и текущему учебному году. Для составления текста арифметических задач привлекаются и сами обучающиеся: они собирают информацию о реальной стоимости продуктов на текущий период.
«Расчёт  услуг банка». Данный раздел предполагает знакомство обучающихся с такими понятиями как банк, кредит, вклад, ипотека, первоначальный взнос, процентная ставка, кредитная карта и т.д. Как правило, эти темы вызывают неподдельный интерес у обучающихся. Домашнее задание предполагает поход в банк и сбор рекламных листовок с актуальной информацией предложений банка по кредитам и вкладам. Изучение данного раздела базируется на уже полученных знаниях на уроках математики в 9 классе по темам «Проценты» и «Нахождение одного или нескольких процентов от числа».
«Решение задач на расчёт  различных видов  оплаты труда».  Данный раздел предполагает краткое знакомство с основными положениями трудового кодекса, трудовым договором, видами оплаты труда. Задачи так же тесно связаны с актуальной обстановкой на рынке труда. Педагог вместе с обучающимися смотрит объявления о вакансиях. В результате собранных данных составляются задачи.
«Решение задач на расчёт бюджета семьи». Данный раздел предполагает продолжение работы над понятием бюджет, умением планировать бюджет. Так же в данный раздел включены темы по расчету электроэнергии и коммунальных платежей. На уроках педагог опирается на актуальные данные из квитанций (своих или учеников), а так же информацию из официальных источников.  Данная тема, как показала практика, усваивается с трудом.
 «Расчёт различных способов поддержания и улучшения благосостояния семьи». Данный раздел небольшой, но позволяет сформировать представления об альтернативных источниках дохода и восполнения бюджета семьи. В основном внимание уделяется задачам на расчет прибыли, получаемой от урожая с приусадебного участка (дача)  и от содержания домашних животных (курица, коза).
 «Задачи практического содержания». В данный раздел включено изучение темы налогов (подоходного и НДС). В основном используются задачи, тренирующие навык вычета подоходного налога из заработной платы. Это необходимо для того, чтобы у обучающихся было сформировано корректное представление о сумме дохода. В этот же раздел включены задачи, связанные с профильным трудом. Тематика задач подбирается в зависимости от направлений предмета «Технология», которые выбраны в данном классе. Подобные задания помогают формировать навык переноса знаний из одной предметной области в другую, и в дальнейшем в самостоятельную жизнь.
Старшеклассники охотно включаются в работу поиска и сбора актуальной информации, как при реальном посещении объектов, так и в интернете. У них повышается мотивация и интерес к решению тех задач, которые составлены с данными, собранными самостоятельно. В процессе работы над такими заданиями укрепляются межпредметные связи, что позволяет обучающимся более свободно оперировать знаниями, получаемыми на уроках математики.
Источники:
  1. Воронкова В.В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы в двух сборниках. – М.: Владос, 2000. 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»