Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Типовые задания по предмету «Русский язык» для учащихся
по АООП обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями, вариант 1)
Маркова Анна Георгиевна
Виды действий Содержание действий
 
Критерий сформированности/оценки компонентов действий Последствия несформированности действий Типовые задания Типовые задания по предмету
ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ  
Самооп-ределение (личност-ное, профессио-нальное, жизненное) самооценка - Самопознание и самооценивание.
- Оценка своих качеств и возможностей в деятельности и отношениях с другими.
 
 
 
 
 

 
1. Содержательный аспект самооценки характеризуется переориентацией на оценку моральных качеств, способностей и воли, взаимоотношения с товарищами
2.Осознание необходимости самосовершенствования.
3.  Способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
4. Эмансипация самооценки от внешних оценок, появление независимых эталонов самооценивания, самоотношения.
5. Критичность самооценки
 

 
Неумение выбирать.
Неумение определить свою личностную позицию Импульсивность поведения
Нерешительность в поведении.
Неумение видеть слабые стороны своего поведения.
Неосознанность времени жизни и жизненной перспективы
Отсутствие стремления к саморазвитию, обывательская позиция.

 
Задания на оценку собственного поведения.
Задания на оценку причин и последствий поведения.
Задания на определение значимости определённых событий с точки зрения жизненной перспективы и др.
Задания на выбор информации и поведения (относительно альтернатив выбора, критериев и их измерителей).
Форма контроля:
Задания на оценку рисков и потерь при отказе от невыбранных альтернатив.
Задание «Рефлексивная самооценка учебной деятельности» (Формирование УУД в основной школе,  2010, с.45-48)
Тема «Имя прилагательное»
Задание. «Какой я?»
-Прочитайте данные слова, определите, к какой части речи они относятся. Выберите и подчеркните среди них те, которые характеризуют лично вас.
Веселый, общительный, неразговорчивый, внимательный, рассеянный, самостоятельный, добрый, трудолюбивый, аккуратный, смелый, сильный, обидчивый.
Смысло-образо-вание
мотивация учебной деятельности
Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов, формирование мотивов достижения, самообразования, социального признания, мотива, реализующего потребность в социально значимой деятельности 1. Сформированность познавательных мотивов.
2.Дифференциация отношения к разным учебным предметам
3. Интерес к новому опыту.
4. Сформированность социальных мотивов.
5. Стремление к социально значимой деятельности.
6. Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений за пределами школьной программы.
7. Установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью.
Низкий уровень осознания своего отношения к учению
 Преобладание внешних мотивов (игрового, внешнего)
Формальное отношение к учебе
Безразличие к окружающему миру
Подверженность групповым установкам

 
Игровое задание «Моя вселенная»
Задания на оценку полученной информации относительно своей личностной позиции.
Интервью и значимости темы для жизненных целей и задач, изучения темы урока
Задание на выбор целей из предложенного учителем списка
Задания на рефлексию личностных результатов учения (Формирование УУД в основной школе,  2010, с.49)

 
Тема: «Основная мысль текста» Порядочный человек. Приходилось ли тебе слышать, как взрослые о ком-то говорят: «Порядочный человек»? И задумывался ли ты над тем, что означает слово «порядочный»? Может быть, человек, который любит порядок, аккуратно одет, не разбрасывает по квартире свои вещи, вовремя приходит на работу или в школу? Да, корень этого слова»порядок». Но речь идёт не о простом порядке, а об устройстве самой жизни. Этот порядок – верность, честность , благородство, умение понять чужую беду и радоваться чужой удаче как собственной. Чем больше такого порядка будет вокруг нас, тем счастливее будут жить люди. Задания: 1. Что значит порядочный человек, по мнению Ю.Яковлева? 2. Как ты понимаешь слово «порядочный»? 3. В каком предложении сформулирована основная мысль текста? 
Нравст-венно-этическая ориента-ция - Умение выбирать информацию и поведение, оценивая с точки зрения просоциальных ценностей.
- Выделение  морального содержания ситуации  нарушения моральной нормы / следования моральной норме.
- Решение моральной дилеммы на основе децентрации.
- Оценка действий с точки зрения нарушения /соблюдения моральной нормы.
- Умение аргументировать необходимость выполнения моральной нормы.
- Ориентация в поведении на групповой «кодекс поведения».
Ориентировка на моральную норму (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости)
Ребенок понимает, что нарушение моральных норм оценивается как более серьезное и недо­пустимое по сравнению с конвенциональными нормами
Учет ребенком объективных последствий нарушения нормы.
Учет мотивов субъекта при нарушении нормы.
Учет чувств и эмоций субъекта при нарушении нормы.
 Принятие решения на основе соотне­сения нескольких моральных норм
Адекватность оценки действий субъекта с точки зрения нарушения/соблюдения моральной нормы
 
 
 
 
 

 
Отсутствие определённой культуры поведения
Рассогласованность знания моральных норм и поведения
Девиантное поведение
Задание «Моральные дилеммы»
Задние «Моральный смысл»
Задание «Социальная реклама»
Задание «Кодекс моральных норм»
Задания на определение альтернатив, критериев выбора и способов их измерения.
Задания на оценку собственного поведения.
Форма контроля:
Задания на оценку причин и последствий поведения.
Задания на определение значимости определённых событий с точки зрения жизненной перспективы и др (Формирование УУД в основной школе,  2010, с.49-56)
Тема «Правописание приставок»
Задание «Вот это и плохо!»
-Прочитайте текст. Объясните слова женщины. Почему текст называется «Плохо»? Как бы вы поступили на месте мальчиков?
Выпишите слова с пропущенными буквами, выделите в них приставки
Собака яростно лаяла, пр..падая на передние лапы. Прямо перед ней, пр..жавшись к забору, сидел маленький в..ъерошенный котёнок. Он широко ра..крывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.
В окно выглянула женщина и п..спешно выбежала на крыльцо. Она от..гнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
— Как вам не стыдно!
— А что стыдно? Мы ничего не делали! — удивились мальчики.
— Вот это и плохо! — гневно ответила женщина. (по В.А. Осеевой )
РЕГУЛЯТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ  
Виды действий Содержание действий
 
Критерий сформированности/оценки компонентов действий Последствия несформированности действий Типовые задания Тема проекта:«Сказка –ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок».
Целепо-лагание  Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно
 
Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс их выполнения; четко выполняется требование познавательной задачи
Столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулирует познавательную цель и строит действие в соответ­ствии с ней
Самостоятельно формулирует познавательные цели, выходя за пределы требований программы
Может принимать лишь простейшие цели (не предполагающие промежуточных целей-требований) Принимает и выполняет только практические задачи (но не теоретические), в теоретических задачах не ориентируется
Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведет себя хаотично.
Принимает и выполняет только практические задачи, в теоретических задачах не ориентируется
Выполнение проекта (формулировка целей и задач проекта) Тема урока: «Имя прилагательное как часть речи». Задание: выберите из предложенных высказываний то, которое раскрывает цель нашего урока: 1.Вспомнить, какие части речи мы знаем. 2.Определять самостоятельные и служебные части речи. 3. Научиться определять морфологические признаки и синтаксическую роль имени прилагательного. 
 
Планирование Определение последовательности промежуточных целей и задач с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
Распределение работ во времени
Умение реалистически оценивать силы и время
Умение планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль)
Соответствие планируемой деятельности сформулированным целям и задачам
Импульсивный характер деятельности
Хаотичность действий
Неадекватность плана сформулированным целям и задачам
Невыполнение задания в намеченный им срок
Выполнение проекта (разработка плана проекта) Вопросы:
Как организовали работу в группе?
Что из запланированного получилось хорошо?
Какие возникли проблемы? Как были решены?
Самооценка.
Оценка учителя

 
Контроль Сличение (сопоставление) способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
 
Самостоятельность, осознанность действия контроля.
Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи, и вносит коррективы.
При выполнении действия ученик ориентируется на правило контроля и успешно использует его в процессе ре­шения задач, почти не допуская ошибок.
Решая новую задачу, ученик применяет старый неадекватный способ, с помощью учителя обнаруживает это и пытается внести коррективы.
 

 
Не контролирует учебные действия,
не замечает допущенных ошибок.
Контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий.
Ученик осознает правило контроля, но затрудняется од­новременно выполнять учебные действия и контролировать их; исправляет и объясняет ошибки
Выполнение проекта (контроль за выполнением плана проекта) Задание «Проверь знания у соседа». Урок систематизации и обобщения знаний по разделу «Словообразование и орфография». Теоретическое задание: составить устный рассказ по плану, рассказать его соседу по парте. После выполнения задания несколько человек представляют классу свой ответ. План. Что такое словообразование? Какие способы словообразования вы знаете? Что такое словообразовательный разбор? Что такое словообразовательная цепочка? Практическое задание: учащиеся получают карточки с заданиями, которые также оцениваются соседом.
Практический блок: 1.Провести словообразовательный разбор: бесчувственный, росточек, выход, листик, вездеход, полететь, бесснежный, сокурсник, кресло-кровать, восход.
2.Составить словообразовательную цепочку слов: бесчувственность, обогревательный. 
Коррек-ция Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата Обнаружение ошибок и отклонений, внесение соответствующих исправлений. Нет коррекции плана действий
Коррекция запаздывающая, не всегда адекватная
Коррекция иногда запаздывающая, но адекватная.

 
Выполнение проекта (коррекция выполнения проекта) Тема «Пунктуационный разбор предложения»
Конкурс «Зоркий глаз»
  -Кто быстрее найдет в тексте 7 пропущенных пунктограмм?
1.Когда падает снег вся природа чудесно преображается. 2. Легкие снежинки медленно опускаются на землю и устилают ее пушистым ковром.
3. Сказочным становится все вокруг  деревья скамейки дома. 4.Друзья играют в снежки а я им кричу: «Ребята с первым снегом вас!» 5.Зима   лучшее время года.
Прогно-зирование Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик Умеет устанавливать приоритеты.
Умеет распределять время в зависимости от важности дела.
Умение реалистически оценивать силы и время для выполнения конкретного дела.
Нет прогноза своих действий. Выполнение проекта (прогнозирование выполнения проекта) Тема: «Фонетический разбор слова». Задание: 1.Выполните фонетический разбор выделенного слова. 2.Достаточно ли знать порядок фонетического разбора? 3.Какие трудности могут возникнуть при выполнении разбора? 4.В чём состоят особенности звукового состава выделенного слова? 
 
Волевая регуляция Сохранение самообладания при появлении затруднений в работе Владение навыками саморегуляции (снижения эмоционального напряжения, поддержания необходимого уровня  активации, мобилизации, обеспечивающих требуемый уровень работоспособности).
Отношение к ошибкам как нормальному явлению, стремление их исправить адекватным способом.
Аффективные реакции (отказ, утрата упорядоченности, целенаправленности действий) при затруднениях Упражнения на релаксацию, снижение эмоционального напряжения
Задание на осознание действенных мотивов
Упражнение на действие с воображаемым мотивом
1. Тема «Сочинение на тему «Любимое время года»
При подготовке к сочинению можно включать слайды с изображение природы под музыку П.И. Чайковского «Времена года»
Аннотация: материалы для релаксации можно использовать как фоновые во время написания сочинения по картине.

 
 
Виды действий Содержание действий
 
Критерий сформированности/оценки компонентов действий Последствия несформированности действий Типовые задания  
Обще-учебные действия - самостоятельное  выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- знаково-символическое моделирование;
- умение структурировать знания;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия,
контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам;
определение основной и второстепенной информации;
свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
- понимание и адекватная оценка языка  средств массовой информации;
- умение адекватно, подробно сжато выборочно передаватьсодержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи идр.).
Самостоятельно  выделяет и формулирует познавательные цели на уроках (занятиях).
Осуществляет поиск и выделение необходимой информации, расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
Делает предварительный анализ текста задачи, переводит текст на знаково-символический язык (вещи или графики).
Создает и преобразовывает модели и схемы для решения задач.
Строит модели и схемы,
работает с моделью и схемой, соотносит результаты, полученные на модели и схеме, с реальностью (текстом).
Проводит наблюдения и эксперимент под руководством учителя.
Осуществляет выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Умеет структурировать материал; обсуждать, объяснять, доказывать, защищать результаты, готовить, планировать сообщение опроведении исследования, его результатах изащите (подготовка включает не только составление текста, но ипрезентацию материалов, иллюстрирующих, объясняющих, демонстрирующих процесс исследования, его средства ирезультаты);
умеет давать оценку полученных результатов иприменять их кновым ситуациям.
Умеетсоставлять вопросы к тексту, план,  граф-схему, тезизы,сводныетаблицы, комментировать текст илогическизапоминать учебную информацию.
Умеет отвечать на контрольные вопросы; делать реферативный пересказ, аннотирование, комментирование учебных текстов; Умеет составлять сводные таблицы, рефераты идоклады по нескольким источникам.
Умеет определять главную тему, общую цельили назначения текста; умеетвыбрать из текста или придумать к нему заголовок; сформулировать тезис, выражающий общий смысл текста; объяснить порядок инструкций, предлагаемых втексте; сопоставить основные части графика или таблицы; объяснить назначение карты, рисунка; обнаружить соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, и т.д.
Уметь находить информацию: пробежать текст глазами, определить его основные элементы изаняться поисками необходимой информации, порой всамом тексте выраженной виной (синонимической) форме, чем ввопросе.
Уметь оценивать содержание текста иего форму.
Умеет работать с метафорами — понимает переносный смысл выражений (метафор), понимает и употребляет обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
Отсутствует самостоятельность в учебной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;
на сериацию, сравнение, оценивание;
на проведение эмпирического исследования;
на проведение теоретического исследования;
задачи на смысловое чтение (Формирование УУД в основной школе,  2010, с. 93-102)
 

 
Задание по теме: «Почему приставка, суффикс и окончание-значимые части слова?»: на экране представлены виды деятельности на уроке по теме, сформулируйте цели урока, опираясь на схему:
Характеристика видов деятельности на уроке:
иметь представление о механизме образования форм слова с помощью окончания;
соотносить окончание и грамматическую форму слова;
знать основные значения нулевого окончания в именах существительных, глаголах и учиться верно находить эти окончания, основываясь на их грамматическом значении; знать, что при замене окончания лексическое значение остаётся без изменений;
понимать, что каждая изменяемая часть речи имеет свой набор окончаний, что окончания передаются на письме единообразно, независимо от произношения; грамотно писать слова, отобранные для специального заучивания (ЗСП).

 
Логичес-кие - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятия, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Используемые в младшем школьном возрасте операции становятся формально-логическими операциями.
Постепенно отдельные умственные операции превращаются в единую целостную структуру.
Осуществляет логические операции установления родовидовых отношений, ограничение понятия.
Делает обобщение понятия — осуществляет логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.
Осуществляет сравнения, сериации и классификации, делает самостоятельный выбор основания и критериев для указанных логических операций.
Строит классификации на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строит логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
Объясняет явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.
На основе общих посылок может строить гипотезы, проверять или опровергать их.
Склонность к слишком “смелым аналогиям”, поспешным обобщениям, выводам или умозаключениям.
 
Сочинение историй, рассказов, сказок.
Постановкавопросов ктексту, озаглавливание текста
Задания для освоения приемов логического запоминания информации, извлеченной из текстов (Формирование УУД в основной школе,  2010,, с.117-131)
Тема «Мягкий знак после шипящих на конце наречий»
Найди «4 лишнее»
1. ноч.., проч…, глуш…, молодеж..
2. сплош.., стеречь.., береч.., привлеч..
3. умываеш.., держиш.., настеж.., думаеш..
-Аргументируй свое мнение.

 
Действия постанов-ки и решения проблем - формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

 
Умеет видеть проблему, аргументировать ее актуальность, ставить вопросы.
Умеет выдвигать гипотезы.
Умеет структурировать тексты.
Умеет давать определение понятиям.
Формулирует гипотезы исследования и раскрывает замысел.
Планирует ход решения проблемы, исследовательских (проектных) работ и выбирает необходимый инструментарий.
Осуществляет поиск решения проблемы, проводит исследование (проектную работу) споэтапным контролем икоррекцией результатов.
Умеет делать выводы иумозаключения
Умеет классифицировать
Оформляет результаты деятельности, как конечного продукта, и представляет результаты исследования (продукта проектных работ) для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.
    Тема «Повелительное наклонение глагола»
Этап урока – создание проблемной ситуации.
Задание «Пословица недаром молвится»
Прочитайте пословицы, определите их тематику. Выпишите глаголы в два столбика: в изъявительном и в условном наклонении, выделите орфограммы.
За дружбу дружбой платят.
 Знал дружка в радости, не оставляй в горести.
Была б лишь охота - наладится каждая работа.
Не ленись за плужком - будешь с пирожком.
Знал бы где упасть соломки бы подстелил.
Проверка
-Какие затруднения возникли при выполнении задания? Почему?Прочитайте глаголы изъявительного и условного наклонения. Какие глаголы не выписали? Почему?
-Попробуйте сформулировать тему урока.
КОММУНИКАТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ  
Виды действий Содержание действий
 
Критерий сформированности /оценки компонентов действий Последствия несформированности действий Типовые задания    
Общение и взаимодействие
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Умение представлять и сообщать в устной и письменной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции
 
 Строит понятные для партнера высказывания, т.е. владеет вербальными и невербальными средствами общения.
Понимает возможности разных точек зрения, не совпадающих с собственной.
Умеет обосновывать и доказывать свою точку зрения, позицию невраждебным для оппонентов образом.
Умеет задавать вопросы.
Умеет слушать собеседника.
Умеет позитивно относиться к процессу общения.
Умеет дружить, уступать, убеждать.
Проявляет спонтанность, уверенность в контактах.

 
Эгоцентрическая позиция в межличностных отношениях.
Покорность, подчинение (без внутреннего согласия) авторитету партнера.
Ярко выраженные индивидуалистические тенденции (упрямая настойчивость).
Неуверенное (либо агрессивное) поведение,
Неумение реагировать на критику, «задевающее поведение», провоцирующее поведение.
Неумение принимать сочувствие и поддержку со стороны сверстников.
Неумение выражать свои чувства приемлемым образом.
«Кто прав?» , «Общее мнение»
«Дискуссия»
«Компьютерная презентация» (Формирование УУД в основной школе,  2010, с.67-85)
Задание:  Подготовьте развернутый ответ–исследование на один из вопросов. Вам помогут это сделать словари и следующие источники (в каждом конкретном случае рекомендуются учителем). Не забудьте проиллюстрировать научные положения и выводы конкретными примерами. 
 1. Являются ли однокоренными словами: кусок, закуска, искусать, искушение, искусство, искусный?
2. Являются ли однокоренными слова: оса, ось, осина, осел, основа, остов, остров, острый?
3. Верно ли утверждение, что приведенные слова могут быть разными частями речи: зло, добро, печь, знать, мой, лай, клей, три?   
 
Работа в группе Совместная деятельность, умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации Осуществление взаимоконтроля и взаимопомощи.
Умение планировать общие способы работы.
Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.
Умение брать инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Готовность реагировать на нужды других, в том числе оказывать эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности
Конструктивное разрешение конфликтов.
Соотнесение различных точек зрения на явления исобытия, высказывание собственной версии их смысла.
Неумение устанавливать рабочие отношения в группе   Тема: «Фонетический разбор слова» (работа в парах). Задание: Подготовьте ответы на вопросы: 1.Какие буквы могут обозначать два звука? 2.В каких случаях эти буквы обозначают два звука? Приведите примеры. 3.Какие согласные называются сонорными? Каковы их особенности? 4.Выполните фонетический разбор предложенных слов море, якорь, каюта, отъезд. Учащиеся заслушивают ответ соседа по парте и оценивают его. Весь класс заслушивает несколько ответов. Затем ученики обмениваются тетрадями. проверяют правильность фонетического разбора слов и оценивают его. 
 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»