Применение приемов мнемотехники в речевом
развитии дошкольников с общим недоразвитием речи
Голева Наталья Сергеевна
Развитие связной речи в дошкольном возрасте является важным условием успешности обучения ребенка в школе.У дошкольников с общим недоразвитием речи страдают все компоненты речевой деятельности, в частности и связная речь. У этой категории детей отмечается:
-односложная речь, состоящая только из простых предложений;
-неумение построить грамматически правильное предложение;
-ограниченный словарный запас : в словаре мало обобщающих понятий, редко используют в речи антонимы и синонимы;
-неправильное употребление слов в речевом контексте;
-неспособность грамотно формулировать вопросы и давать ответы распространенным предложением;
-плохая дикция, смазанность устной речи;
Очень важно к моменту поступления в школу научить детей выражать свои мысли, рассказывать о ситуациях из окружающей действительности, о событиях из личного опыта с помощью грамотной связной речи.
Одним из приемов развития связной речи дошкольников является мнемотехника (в переводе с греческого– запоминание). Применение в работе приемов мнемотехники обеспечивает успешное освоение детьми знаний об окружающем мире, эффективное запоминание и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи.
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей, имеющих общее недоразвитие речи. Я постоянно использую их на занятиях для:
-обогащения словарного запаса;
-при обучении пересказу;
-при составлении описательных рассказов по всем лексическим темам;
-при отгадывании и загадывании загадок;
-при заучивании стихотворений.
Актуальность мнемотехники обусловлена тем, что в этом возрасте у детей преобладает зрительно – образная память. Когда ребенок запоминает слово с его графическим изображением – информация быстрее усваивается и происходит запоминание. Например, азбука, как один из видов мнемотехники, где рядом с буквой нарисована соответствующая картинка.
Начинать работу с мнемотехникой надо от простого к сложному, как и в любой работе. Начинать знакомить детей можно с простейших мнемоквадратов, затем переходить к мнемодорожкам, и только потом к мнемотаблицам. Максимальное количество квадратов в мнемотаблице не должно превышать девяти, что соответствует научно – обоснованному пределу разовой информации для ребенка дошкольного возраста.
Работа с мнемотаблицаси строится на нескольких этапах:
1.Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено;
2.Перекодирование информации, т.е преобразование из абстрактных символов слов в образы;
3. Рассказ с опорой на символы.
Для работы с дошкольниками важно правильно и точно подбирать рисунки и символы для таблиц. Изображения должны быть понятны и не вызывать отрицательных ассоциаций. Желательно, чтобы все рисунки были цветными и четкими. Не рекомендуется использовать более двух таблиц на одном занятии. В подготовительной группе можно предложить детям самим придумать мнемотаблицу и нарисовать ее.
Использование в работе мнемотаблиц делает мои занятия с детьми более интересными, запоминающимися. Дети с удовольствием выполняют задания, быстро запоминают, их речь становится более развернутой и грамотной.
Использование мнемотаблиц существенно облегчает процесс обучения дошкольников с общим недоразвитием речи, способствует развитию у них связной речи .А наличие зрительных схем делает их речь более последовательной, насыщенной деталями. Мнемотехника не только помогает упростить запоминание, но еще и развивает ассоциативное мышление и воображение, повышает внимательность. Более того, грамотное использование приемов мнемотехники приводит к обогащению словарного запаса детей и формированию связной речи .По наблюдениям детских психологов дошкольники, работающие с ассоциативными схемами, быстрее адаптируются в школе, у них хорошо развиты усидчивость, внимание, коммуникативные навыки. А ведь это так важно для обучения в школе.