Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Методическое пособие

Содержание работы воспитателя группы продленного
дня по коррекции агрессивного поведения у младших
школьников с задержкой психического развития
в условиях образовательного учреждения

Касьянова Ольга Анатольевна
Введение 
Дети  с интеллектуальной недостаточностью предпочитают деструктивные способы решения проблемных ситуаций: сознательное провоцирование конфликтных отношений сопровождается физической и вербальной агрессией. Отклоняющееся поведение ребенка значительно затрудняет  его социальную адаптацию в обществе.
Работа по снижению агрессивного поведения у младших школьников с задержкой психического развития очень трудный и кропотливый процесс.
Для  получения устойчивого результата психокоррекционной работы по снижению агрессии необходимо, чтобы коррекционная помощь была оказана своевременно и носила не эпизодический, а системный, комплексный характер на основе взаимодействия разных специалистов (психолога, классного руководителя, воспитателя группы продленного дня и школьного врача).
Методическое пособие раскрывает основные направления работы воспитателя группы продленного дня по снижению агрессии у младших школьников с задержкой психического развития с учетом функциональных обязанностей педагога (таблица 1):
Таблица 1
            Направления работы воспитателя группы продленного дня по коррекции агрессивного поведения у младших школьников с задержкой психического развития
Направления Содержание работы
Формирование осознания собственных эмоций, а также чувств других людей, развитие эмпатии. Работа с пиктограммами, заполнение «Дневника настроений»
Формирование  позитивных отношений агрессивного ребенка с одноклассниками Включение агрессивных учащихся в социально-одобряемую деятельность (трудовую, коллективно-творческую, спортивную и т.д.)
Развитие  у агрессивного ребенка позитивной самооценки Включение ребенка в работу различных (по интересам) секций, кружков, студий.
Снижение уровня личностной тревожности. Релаксационный тренинг.
Формирование позитивных навыков общения, конструктивных элементов поведения. Игры, упражнения.
            В условиях образовательного учреждения мы предлагаем использовать следующую план-сетку занятий воспитателя с учетом часовой нагрузки (25 часов в неделю), основных направлений коррекционной работы и школьного расписания (таблица 2):
 
Таблица 2План - сетка  занятий воспитателя группы продленного дня с учетом основных направлений коррекционной работы и школьного расписания
Дни недели понедельник вторник среда четверг пятница
Содержание занятия 1.Час здоровья.
2.Работа с пиктограммами, заполнение «Дневника настроений».
3.Релаксационный тренинг.
4.Самоподготовка.
5.ЛФК.
6. Фронтальная работа по профилактике агрессивного поведения (Игра на формирование позитивных навыков общения, конструктивных элементов поведения).
7.Занятие по ОБЖ.
8.Инструктаж детей «Безопасное движение по дороге домой»
1.Час здоровья.
2.Работа с пиктограммами, заполнение «Дневника настроений».
3.Релаксационный тренинг.
4.Самоподготовка.
5.Подгрупповая работа по профилактике агрессивного поведения (психолог работает в своем кабинете с агрессивными детьми, а воспитатель с оставшимися детьми проводит игры на формирование позитивных навыков общения, конструктивных элементов поведения).
6.Чтение художественной литературы.
7.Спортивное мероприятие.
8. Инструктаж детей «Безопасное движение по дороге домой»
1.Час здоровья.
2.Работа с пиктограммами, заполнение «Дневника настроений».
3.Релаксационный тренинг.
4.Самоподготовка.
5.Библиотечный час.
6. Фронтальная работа по профилактике агрессивного поведения (Игра на формирование позитивных навыков общения, конструктивных элементов поведения).
7.Кружковая деятельность (в школе)
8.Инструктаж детей «Безопасное движение по дороге домой»
1.Час здоровья.
2.Работа с пиктограммами, заполнение «Дневника настроений».
3.Релаксационный тренинг.
4.Самоподготовка.
5. Подгрупповая работа по профилактике агрессивного поведения (психолог работает в своем кабинете с агрессивными детьми, а воспитатель с оставшимися детьми проводит игры на формирование позитивных навыков общения, конструктивных элементов поведения).
6.Трудовая деятельность (изо, лепка, шитье)
8.Инструктаж детей «Безопасное движение по дороге домой»
1.Час здоровья.
2.Работа с пиктограммами, заполнение «Дневника настроений».
3.Релаксационный тренинг.
4. Фронтальная работа по профилактике агрессивного поведения (Игра на формирование позитивных навыков общения, конструктивных элементов поведения).
5. Кружковая деятельность (в школе)
6.Культурно-развлекательное мероприятие.
7.Генеральная уборка в классе.
8.Инструктаж детей «Безопасное движение по дороге домой»
 
 

Методическое  пособие содержит тематическое планирование релаксационных упражнений, способствующих снижению психоэмоционального напряжения, и игр на формирование позитивных навыков общения, конструктивных элементов поведения.
Предлагаемые релаксационные упражнения и игры могут быть использованы воспитателями группы продленного дня и классными руководителями начальных классов, испытывающих затруднение при взаимодействии с агрессивными учащимися младших классов, имеющих нарушение интеллекта.
1.Планирование работы воспитателя группы продленного дня с учащимися
 
    Таблица 3
Календарно-тематическое планирование релаксационных упражнений и игр на формирование позитивных навыков общения, конструктивных элементов поведения
месяц Название релаксационных упражнений и игр на формирование позитивных навыков общения, конструктивных элементов поведения Сроки проведения
I четверть
сентябрь
 
1.Релаксационный тренинг «Апельсин».
2. Игра «Обзывалки»
 
1.Релаксационный тренинг «Сдвинь камень»
2.Игра «Два барана»
 
1. Релаксационный тренинг «Сдвинь камень»
2.Игра «Доброе животное»
 
1.Релаксационный тренинг «Черепаха»
2.Игра «Тух-Тиби-Дух»
 
Октябрь - ноябрь 1.Релаксационный тренинг «Черепаха»
2.Игра «Попроси игрушку» (вербальный вариант)
 
1.Релаксационный тренинг «Расслабление в позе «морской звезды»
2.Игра «Попроси игрушку» (невербальный вариант)
 
1.Релаксационный тренинг «Расслабление в позе «морской звезды»
2.Игра «Прогулка с компасом»
 
1.Релаксационный тренинг «Олени»
2.Игра «Толкалки»
 
1.Релаксационный тренинг «Олени»
2.Игра «Жужа»
 
II четверть
ноябрь 1.Релаксационный тренинг «Пружинки»
2.Игра «Рубка дров»
 
1.Релаксационный тренинг «Пружинки»
2.Игра «Головомяч»
 
1.Релаксационный тренинг «Волшебный сон»
2.Игра «Дракон»
 
декабрь 1.Релаксационный тренинг «Волшебный сон»
2.Игра «Глаза в глаза»
 
1.Релаксационный тренинг «Кулачки»
2.Игра «Маленькое привидение»
 
1.Релаксационный тренинг «Кулачки»
2.Игра «Маленькое привидение»
 
1.Релаксационный тренинг «Кулачки»
2.Игра «Корабль среди скал»
 
 
 
2. Игры на формирование позитивных навыков общения, конструктивных элементов поведения
 
«ОБЗЫВАЛКИ»
Цель:  снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.
Скажите детям следующее: «Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными  словами (заранее обговаривается условие, какими обзывал­ками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: "А ты... морковка!" Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заклю­чительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: "А ты... солнышко!"
Игра полезна не только для агрессивных, но и для обид­чивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, пре­дупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.
«ДВА БАРАНА »
Цель:  снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, напра­вить энергию детей в нужное русло.
Воспитатель разбивает детей на пары и читает текст: «Рано-рано два барана повстречались на мосту». Участни­ки игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача - противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно доль­ше, Можно издавать звуки «Бе-е-е».
Необходимо соблюдать технику безопасности, внима­тельно следить, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.
«ДОБРОЕ  ЖИВОТНОЕ»
Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и со­переживать.
Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встань­те, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы - одно боль­шое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе!
На вдох - делаем шаг вперед, на выдох - шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага впе­ред, на выдох - два шага назад. Вдох - два шага вперед. Выдох - два шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».
«ТУХ-ТИБИ-ДУХ»
Цель:  снятие негативных настроений и восстановление сил.
«Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и ра­зочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, не­обходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участни­ков, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресерди­то произнесите волшебное слово: "Тух-тиби-дух". Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито про­износите это волшебное слово.
Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо го­ворить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами.
В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети долж­ны произносить слово «Тух-тиби-дух» сердито, через неко­торое время они не могут не смеяться.
«ПОПРОСИ ИГРУШКУ» (ВЕРБАЛЬНЬЙ ВАРИАНТ)
Цель:  обучить детей эффективным способам общения.
Группа делится на пары, один из участников пары (участ­ник 1) берет в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т д. Другой участник (участник 2) дол­жен попросить этот предмет. Инструкция участнику 1: «Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать. Инструкция участнику 2: «Подбирая нужные сло­ва, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали».
Затем участники 1 и 2 меняются ролями.
«ПОПРОСИ ИГРУШКУ» (НЕВЕРБАЛЬНЬЙ ВАРИАНТ)
Цель: обучение детей эффективным способам общения.
Уп­ражнение выполняется аналогично предыдущему, но с ис­пользованием только невербальных средств общения (ми­мики, жестов, дистанции и т д.).
После проведения обоих его вариантов (вербального и невербального) можно обсудить упражнение. Дети по кругу могут поделиться своими впечатлениями и ответить на во­просы: Когда было легче просить игрушку (или другой предмет)­, «Когда тебе действительно хотелось ее отдать? Ка­кие нужно было произносить слова?» Эту игру можно повторять несколько раз (в разные дни), она будет полезна особенно тем детям, которые часто конфликтуют со сверст­никами, так как в процессе выполнения упражнения они приобретают навыке эффективного взаимодействия.
«ПРОГУЛКА С КОМПАСОМ»
Цель:  формирование у детей чувства доверия к окружающим.
Группа разбивается на пары, где есть ведомый («турист») и ведущий (компас»). Каждому ведомому (он стоит впере­ди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи) завя­зывают глаза. Задание: пройти все игровое поле вперед и на­зад. При этом «турист» не может общаться с «компасом» на вербальном уровне (не может разговаривать с ним). Ведущий движением рук помогает ведомому держать направление, из­бегая препятствий - других туристов с компасами.
После окончания игры дети могут описать, что они чув­ствовали, когда были с завязанными глазами и полагались на своего партнера.
 
 
 
«ТОЛКАЛКИ»
Цель:  научить детей контролировать свои движения.
Скажите следующее: «Разбейтесь на пары. Встаньте на расстояние вытянутой руки друг от друга. Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями о ладони своего парт­нера. По сигналу ведущего начните толкать своего напар­ника, стараясь сдвинуть его с места. Если он сдвинет вас с места, вернитесь в исходное положение. Отставьте одну ногу назад, и вы почувствуете себя более устойчиво. Тот, кто ус­танет, может сказать: «Стоп».
Время от времени можно вводить новые варианты игры: толкаться, скрестив руки; толкать партнера только левой рукой; толкаться спиной к спине.
«ЖУЖА»
Цель:  научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижа­ют, не задумываясь об этом.
«Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все осталь­ные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагива­ются до нее. «Жужа» терпит; но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет «Жужей».
Взрослый должен следить, чтобы «дразнилки» не были слишком обидными.
«РУБКА ДРОВ»
Цель: помочь детям переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы, прочувствовать свою накопив­шуюся агрессивную энергию и «истратить» ее во время игры.
Скажите следующее: «Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают взрослые? Покажите, как нужно дер­жать топор. В каком положении должны находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свобод­ного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть: «Ха!»
Для проведения этой игры можно разбиться на пары и, попадая в определенный ритм, ударять по одной чурке по очереди.
«ГОЛОВОМЯЧ»
Цель:  развивать навыки сотрудничества в парах и тройках, на­учить детей доверять друг другу.
Скажите следующее: «Разбейтесь на пары и ложитесь на пол друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, чтобы ваша голова оказалась рядом с головой партнера. Положите мяч точно между вашими головами. Теперь вам нужно его поднять и встать самим. Вы можете касаться мяча только головами. Постепенно поднимаясь, встаньте сначала на ко­лени, а потом на ноги. Пройдитесь по комнате».
Правила можно упростить, например, в ис­ходном положении можно не  лежать, а сидеть на корточках или стоять на коленях.
инка. Команда будет такой: "Приготовились! Внимание! Начали!"
Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону про­тивника. Услышав команду «Стоп!», вам надо будет прекра­тить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей сто­роне окажется меньше мячей на полу. Не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию».
Бумажные мячики можно будет использовать еще неод­нократно.
«ДРАКОН»
Цель:  помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.
Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник - «голова», последний - «хвост». «Голова» должна дотянуться до «хвоста»,и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.
«ГЛАЗА В ГЛАЗА»
Цель:  развивать в детях чувство эмпатии, настроить на спокой­ный лад.
«Ребята, возьмитесь за руки со своим соседом по парте. Смотрите друг другу только в глаза и, чувствуя руки, попро­буйте молча передавать разные состояния: «я грущу», «мне весело», «давай играть», «я рассержен», «не хочу  ни с кем разговаривать» и т д.
После игры обсудите с детьми, какие состояния переда­вались, какие из них было легко отгадывать, а какие - трудно.
« МАЛЕНЬКОЕ ПРИВИДЕНИЕ»
Цель:  научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопив­шийся гнев.
«Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произно­сить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», если я буду громко хло­пать, вы будете пугать громко.
Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Затем педагог хлопает в ладоши: «Молодцы! Пошутили - и достаточно. Давайте снова станем детьми!»
«КОРАБЛЬ СРЕДИ СКАЛ»
Цель: игра дает детям возможность приобрести ком­муникативные навыки, опираясь на интуицию и доб­рожелательные отношения, основанные на доверии друг к другу.
Для игры понадобятся стулья и повязка на глаза.
Инструкция: Встаньте, пожалуйста, образуя боль­шой круг (если детей немного (5-6 чел.), то они вста­ют по 1-2 чел. вдоль стен, обозначая берега). В сере­дине круга находится море. Но это очень опасное море, потому что в нем есть скалистые утесы. Эти «утесы» чуть позже мы сделаем из стульев. Один из вас будет кораблем, а кто-то другой - капитаном корабля. Лю­бой из вас сейчас может сказать: « Я хочу быть кораб­лем» и встать в центр круга, который станет гаванью. « Корабль» сам находит себе капитана, задача которого так провести корабль среди скал, чтобы он ни разу не налетел на них. Капитан ведет «корабль», держа его осторожно за руку и отдавая команды. Например: «Сде­лай два маленьких шага вперед, а теперь повернись влево. Стоп! Сделай один шаг направо. Стоп!» и т.п.
Количество «скал» может быть произвольным (вы­бирают сами дети), главное, чтобы задание было вы­полнимым.
Нам осталось еще выяснить, к какому берегу от­правится корабль. Любой из ребят, образующих «бе­рег» , может сказать: «Пусть корабль плывет ко мне». Тогда другие «берега» садятся на стулья и становятся «скалами».
Когда «корабль» подойдет к конечной точке своего маршрута, «берег» должен сказать кораблю: «Ты дос­тиг своей цели» и радостно заключить «корабль» в объятья. «Скалы» аплодируют «кораблю». Несмотря на то, что дети любят эту игру, не стоит «отправлять в плавание» больше 2-3 детей, иначе дети могут устать. В конце игры следует обсудить с детьми:
- что они чувствовали, когда были «кораблем», «бе­регом», «капитаном», «скалами»;
- чувствовал ли «корабль» себя в безопасности со сво­им «капитаном»;
- что «капитану» следует делать по-другому в следу­ющий раз;
- что, было самым трудным для «капитана».
3. Релаксационные упражнения, способствующие снижению психоэмоционального напряжения
 
Упражнение на релаксацию
«Апельсин»
Дети лежат на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите детей представить, что к их правой руке подкатился апель­син, пусть они возьмут апельсин в руку и начнут вы­жимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 сек.).
«Разожмите кулачок, откатите апельсин (некоторые 1 дети представляют, что они выжали сок), ручка теп­лая.., мягкая.., отдыхает... »
Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнения 2 раза (при этом поменять фрукты), если оно выполняется только одно; если в комплексе с другими упражнениями - достаточно одного раза (с левой и правой рукой).
 
Упражнение на релаксацию
«Сдвинь камень»
Дети лежат на спине. Попросите  их представить, что возле правой ноги лежит огромный тяжелый ка­мень. Нужно хорошенько упереться правой ногой (ступ­ней) в этот камень и постараться хотя бы слегка сдви­нуть его с места. Для этого следует слегка приподнять ногу и сильно напрячь ее (8-12 сек.). Затем нога воз­вращается в исходное положение: «нога теплая.., мяг­кая.., отдыхает...». Затем то же самое проделывается с левой ногой.
 
 
 
 
Упражнение на релаксацию
«Черепаха»
Упражнение делается лежа, лучше на боку или жи­воте. Попросите детей представить, что они малень­кие черепашки, которые лежат на желтом песочке (или мягкой травке) возле прозрачного ручейка (реки, озе­ра или моря - по желанию ребенка). Греет солнышко, черепашке тепло и хорошо. Ручки и ножки расслабле­ны, шейка мягкая... Вдруг появилась холодная туча и закрыла солнышко. Черепашке стало холодно и не­уютно, она спрятала ножки, ручки и шейку в пан­цирь (дети сильно напрягают спину, слегка выгибая ее и изображая тем самым панцирь; а также напрягают шею, руки и ноги, как бы втягивая их под пан­цирь, - 5-10 сек.).
Но вот туча улетела, опять выглянуло солнышко, вновь стало тепло и хорошо. Чере­пашка согрелась, и ее шея, ручки и ножки стали теп­лыми и мягкими и опять появились из-под панциря (спина расслабляется 5-10 сек.).
 
Упражнение на релаксацию
Расслабление в позе «Морской звезды»
Это упражнение следует делать как завершающее после упражнений, содержащих элементы напряже­ния и расслабления.
Желательно упражнение выполнять под музыку. Попросите детей закрыть глаза и представить место, где они любят отдыхать, где они всегда себя хорошо и безопасно чувствуют. Затем пусть они представят, что находятся в этом месте и делают в этом месте то, от чего они испытывают радость и удовольствие (в дру­гом варианте - то, что им хочется).
Продолжительность упражнения 1-2 мин.
В конце упражнения попросите детей открыть гла­за, потянуться несколько раз, сесть, глубоко вдохнуть встать.
 
Упражнение на релаксацию
«Олени»
Представим себе, что мы - олени. Поднять руки над головой, скрестить их, широко расставив пальцы. Вот какие рога у оленя! Напрягите руки. Они стали твердыми! Нам трудно и неудобно держать так руки. Напряжение неприятно. Быстро опустите руки, уроните их на колени. Расслабили руки. Спокойно. Вдох-выдох.
Посмотрите: мы - олени,
Рвется ветер нам - навстречу!
Ветер стих,
Расправим плечи,
Руки снова на колени.
А теперь немножко лени...
Руки не напряжены
И расслаблены.
Знайте, девочки и мальчики,
Отдыхают ваши пальчики!
Дышится легко, ровно, глубоко.
Упражнение на релаксацию
«Пружинки»
Давай представим, что мы поставили ноги на пружинки. Они выскакивают из пола и отталкивают носки наших ног так, что они поднимаются вверх, а пятки продолжают упираться в пол. А теперь нажимаем на пружинки. Крепче! Сильнее! Ноги напряжены! Тяжело так сидеть. Перестали нажимать на пружинки. Ноги расслабились. Приятно. Отдыхаем. Вдох-выдох!
Что за странные пружинки
Упираются в ботинки?
Ты  носочки опускай,
На пружинки нажимай,
Крепче, крепче нажимай...
Нет пружинок - отдыхай!
 Руки не напряжены,
Ноги не напряжены
И  расслаблены.
Знайте, девочки и мальчики,
Отдыхают ваши пальчики!
Дышится легко, ровно, глубоко.
 
Упражнение на релаксацию
« Волшебный сон »
Ребенок находится в позе покоя. Взрослый дает ему следующую установку: сейчас, когда я буду читать стихи, ты закроешь глаза. Начинается игра «Волшебный сон». Ты не заснешь по-настоящему, будешь все слышать, но не будешь двигаться и открывать глаза, пока не «проснешься».  Внимательно слушай и повторяй про себя мои слова. Шептать не надо. Спокойно отдыхай, закрыв глаза. «Волшеб­ный сон» закончится, когда я скажу: «Открыть глаза». Внимание: наступает « Волшебный сон».
Реснички опускаются...
Глазки закрываются...
Мы спокойно отдыхаем (2 раза),
 Сном волшебным засыпаем.
 Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши руки отдыхают... Ноги тоже отдыхают
Отдыхают засыпают (2 раза).
Шея не напряжена
И расслаблена...
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляется (2 раза).
 Дышится легко.., ровно... глубоко...
Длительная пауза,
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
 Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
 Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
 Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать.
Стихотворная формула читается медленно, тихим голосом, с длительными паузами. Желательно ис­пользовать спокойную, расслабляющую музыку. Это упражнение можно проводить перед дневным или ночным сном ребенка, для снятия накопившейся  усталости и напряжения.
 
Упражнение на релаксацию
«Кулачки»
Сожмите пальцы в кулачок покрепче. Руки лежат на коленях. Сожмите их сильно-сильно, чтобы косточки побелели. Вот как напряглись руки! Сильное напряжение. Нам неприятно так сидеть! Руки устали. Расслабили руки. Отдыхаем. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушаем и делаем, как я. Спокойно! Вдох-выдох!
Это и каждое последующее упражнение повторяет 3 раза.
Руки на коленях,
Кулачки сжаты,
Крепко, с напряжением
Пальчики прижаты (сжать пальцы)
Пальчики сильней сжимаем -­
Отпускаем, разжимаем.
(Легко приподнять и уронить расслабленную кисть.)
 Знайте, девочки и мальчики Отдыхают наши пальчики.
В работе воспитателя группы продленного дня мы предлагаем  использовать игры и упражнения  М.Алворда, Н.В. Клюевой, Н.Л. Кряжевой, В.Оклендера и др. 
 
Список литературы: 
1.Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению/характер, коммуникабельность / популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997. -240 с.
2. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей.- Ярославль: Академия развития, 1996.  - 208 с.
3. Оклендер В. Окна в мир ребенка.- М.: Класс, 1997. -248 с.
4. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике.- М.: Владос, 2002. -352 с.
5.Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы.- М.: Новая школа, 1995. -144 с.
6. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. - Ростов – на – Дону: Феникс, 2004.  – 160 с.
7. Фонель К. Как научить детей сотрудничать? Ч. 1-3.- М.: Генезис, 1998. -362 с.
8. Чистякова М.И. Психогимнастика.- М.: Просвещение, 1990. -143 с.
9.Шпаргалка для родителей/ популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997. -248 с.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»