Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формирование социально-бытовых навыков
у детей с ограниченными возможностями
в условиях образовательной школы

Безлепкина Марина Валентиновна

Одним из условий успешной социализации детей с нарушением интеллекта является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во «взрослую жизнь». Следует также отметить, что развитие личности и познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта отличается от развития здоровых детей и имеет свои психологические особенности, которые нужно учитывать.
Социальная адаптация учащихся – основное направление воспитательной работы, один из механизмов позволяющих личности активно включаться в различные структурные элементы среды, т.е. посильно участвовать в труде и общественной жизни коллектива, приобщаться к социальной культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами общежития.
Социальная адаптация – это непрерывный коммуникативный процесс, в котором участвуют личность и общество. Но общество в целом недостаточно готово к милосердию по отношению к нашим детям. В связи с этим особенно велика роль школы. Успех подготовки школьников к самостоятельной жизни возможен только при соблюдении ряда условий. Главное из них – наличие единой системы взаимодействия на учащихся. Специальные коррекционные занятия по социально – бытовой ориентировке направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.
В школе определена система психолого-педагогического воздействия, направленная на формирование познания, опыта поведения, организацию и мотивацию деятельности воспитанников с нарушением интеллекта.
Использование данных методов помогает воздействовать на интеллектуальную, эмоциональную, мотивационно - потребностную сферу учащихся. А также на поведение, общение и здоровье. Результатом может быть:
Повышение уровня сформированности познавательной деятельности
Наличие жизненной перспективы
Нормализация самооценки, рост самостоятельности
Формирование опыта общественного поведения
Повышение ответственности и дисциплинированности
Готовность к самообеспечению на основе труда
Усиление самоконтроля
Развитие нравственных качеств
Продуктивность социальных контактов
В школе создана гуманная лечебно- педагогическая среда, сообразная природе ребенка, его психофизическим данным.
Образовательно-воспитательный процесс организован с учетом ряда приоритетов:
включение воспитанников в совместную продуктивную деятельность;
расширение круга общения за счет вхождения во внешнюю социокультурную среду;
нормализация самооценки и гармонизация внутреннего мира ребенка с проблемами в развитии;
формирование образа собственного «я» как активного субъекта деятельности.
Коррекционно-развивающее сопровождение образовательного процесса направлено на формирование жизненной компетентности у воспитанников школы.
Основные направления деятельности педколлектива:
Максимальное использование компенсаторных возможностей каждого ребенка.
Практическая направленность обучения с ориентацией на востребованность знаний в жизни.
Оказание индивидивидуальной помощи ребенку на основе комплексного наблюдения за его развитием, знания индивидуально-типологических и психических особенностей.
Адаптационная и коррекционная направленность обучения воспитания в соответствии с возможностями каждого ребенка.
Социальное становление детей создание деловой и социальной ориентации в образовательном процессе.
Разнообразная личностно-значимая деятельность.
Большое значение в воспитательной работе с учащимися имеют внеклассные мероприятия. Вся система внеклассных мероприятий направлена на воспитание у детей инициативы, самостоятельности, привычки правильного, дисциплинированного поведения в коллективе, в труде, в учёбе. При проведении мероприятия каждый педагог продумывает его сценарий, учитывая возможности наших учеников, подбираются конкурсы, загадки, интересные игры. Ведь играя, выполняя разнообразные задания, ученики осмысливают значимость правильной речи для понимания друг друга.
В организации воспитательной работы большое место уделяется работе кружков, где дети используют и закрепляют умение и навыки петь, играть и мастерить. Результатом такой деятельности является участие в мероприятиях не только внутри школы, но и на районном, областном и всероссийском уровнях.
Формирование социальных навыков ребенка начинается с момента поступления его в школу. Ведь зачастую приходится иметь дело с такими детьми, которые не имеют элементарных навыков самообслуживания. В этом направлении ведётся большая, кропотливая работа по привитию конкретных навыков самообслуживания:
-как правильно пользоваться иголкой, ножницами;
-как правильно застегивать пуговицы, замки на одежде;
-выполнять обязанности дежурного по классу, столовой;
-навыки гигиены и т.д.
Огромное значение при социализации учащихся коррекционных школ имеет взаимодействие школы с социокультурной средой.
 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»