Особенности организации обучения детей
с ограниченными возможностями здоровья
Галемшина Екатерина Михайловна,
учитель 1 категории школы-интерната 16 г. Пушкина
По результатам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в в школе-интернате для детей 8 вида, особенно в коррекционных классах, выполнение полного объема программы возможно только для части детей с ограниченными возможностями здоровья. Отмечается необходимость составления индивидуальных программ образования ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в которые вносятся коррективы, в зависимости от психофизического развития детей. Особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья затрудняют процесс ведения уроков в их традиционной форме.учитель 1 категории школы-интерната 16 г. Пушкина
Что касается обучения детей с ОВЗ в классах «Особый ребенок» , где процесс обучения и воспитания проводится тоже по предметным областям есть свои трудности В классе могут обучаться и дети с нарушением опорно-двигательного аппарата и с задержкой речевого развития и с общим недоразвитием речи и т.д.приходится применять все имеющиеся современные образовательные технологии коррекционной направленности, которые могут успешно использоваться в системе специального образования и помогают более полному восприятию сути изучаемого материала. Практика обучения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) носит свой особый характер.
В работе с такими детьми эффективным инструментом коррекции являются специализированные компьютерные программы, позволяющие оптимизировать образовательный процесс в школе-интернате. Педагоги, обучающие детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии, должны широко использовать методические приёмы, которые позволят детям овладеть навыками удовлетворения особых образовательных потребностей детей с ОВЗ. Для составления рабочих программ надо подробно изучать состав обучающихся с различными нарушениями в развитии, которые будут обучаться в одном классе. И каждый год проводить диагностику.
Так же нужно обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды и максимально применять образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.
(экскурсии, посещение общественных учреждений)
Формы и методы организации образовательного процесса для детей с ОВЗ должны включать - гибкая организация занятий, многоуровневая подача материала (с учетом индивидуальных особенностей).Также эффективно применять организация деятельности детей в малых группах, применение игровых ситуаций, где есть возможность попробовать себя в разных ролях и позициях, обязательное сопровождение в учебном процессе тьютора.
Следует уделить внимание и дистанционному обучению детей с ТМНР, так как в период пандемии мы в школе-интернате проводили учебный процесс удаленно.
Дистанционное обучение - это способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных IT-технологий, позволяющих реализовать обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и обучаемым. Дистанционные обучающие системы доступны в любое удобное время и в любом месте, независимо от места жительства. Достаточно лишь иметь выход в Интернет. Такое обучение позволяет учиться в своем собственном темпе, исходя из индивидуальных потребностей в образовании и личностных особенностей. Для детей с ограниченными возможностями это открывает пути в новый мир, возможность реализовать себя и свои потребности, расти и развиваться в соответствии со своими желаниями, не смотря ни на что.
Образовательная среда организуется непосредственно на дому у ребёнка его родителями. У учащихся появляется возможность участия в образовательном процессе на дому. Кроме того, у учащихся повышается мотивация к обучению, ведь компьютерные технологии – это современно, интересно и это то, что, несомненно, мотивирует детей выполнять домашние задания. Мною было создано сообщество в социальной сети В контакте, в него добавились все родители. Ежедневно размещались домашние задания, подробные разъяснения, как их выполнять, ежедневно, как обратная связь,
В разделе сообщества « Выполнение домашних заданий» , вечером родители размещали все материалы по предметам, которые ребенок выполнил.
Одной из самых тревожных тенденций сегодняшнего времени является рост количества детей с проблемами в развитии, в т.ч. и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В связи с этим работа по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья детей в условиях ОУ должна иметь большое значение. Раннее выявление отклонений в развитии ребенка, своевременное начало коррекционно-развивающей работы, психолого-педагогическая и медицинская поддержка семьи такого ребенка – все это позволяет принципиально изменить всю дальнейшую жизненную траекторию развития ребенка с ОВЗ, улучшить качество жизни его семьи, предотвратить ограничения деятельности. Создание и организация индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ играет большую роль в процессе его обучения.
Список используемой литературы:
1.Чистобаева А. Ю. «Современные образовательные технологии в коррекционной педагогике» // Международный журнал экспериментального образования. – 2009. – № 62.Викжанович С.Н. Характеристика системного недоразвития речи при расстройствах аутистического спектра // Современные исследования социальных проблем. – 2015. – № 8
3.Ковригина Л. В. Современные подходы к подготовке специалистов для работы с детьми с особыми образовательными потребностями // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2009. – № 3
4.Бгажнокова И. М. Общее и специальное образование: пути к взаимодействию и интеграции / И. М. Бгажнокова. - (Образовательная политика) // Вопросы образования. - 2006. - № 2.
5. Айбазова М. Ю. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья / М. Ю. Айбазова, К. Ю. Лавринец. - (Педагогика) // Вестник Университета Российской Академии Образования. - 2011. - № 1.