Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Особенности организации обучения детей
с ограниченными возможностями здоровья

Галемшина Екатерина Михайловна,
учитель 1 категории школы-интерната 16 г. Пушкина 
По  результатам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в в школе-интернате для детей 8 вида, особенно в коррекционных классах, выполнение полного объема программы возможно  только для части детей с ограниченными возможностями здоровья. Отмечается необходимость составления индивидуальных программ  образования ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в которые вносятся коррективы, в зависимости от психофизического развития детей. Особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья затрудняют процесс ведения уроков в их традиционной форме.
Что касается обучения детей с ОВЗ в классах «Особый ребенок» , где процесс обучения и воспитания проводится тоже по предметным областям есть свои трудности  В классе могут обучаться и дети с нарушением опорно-двигательного аппарата и с задержкой речевого развития и с общим недоразвитием речи и т.д.приходится применять все имеющиеся  современные образовательные технологии коррекционной направленности, которые могут успешно использоваться  в системе специального образования и помогают более полному восприятию сути изучаемого материала. Практика обучения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) носит свой особый  характер.
В работе с такими детьми  эффективным инструментом коррекции являются специализированные компьютерные программы, позволяющие оптимизировать образовательный процесс в школе-интернате. Педагоги, обучающие детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии, должны широко использовать методические приёмы, которые позволят детям овладеть навыками удовлетворения особых образовательных потребностей детей с ОВЗ. Для составления рабочих программ надо  подробно изучать состав обучающихся с различными нарушениями в развитии, которые будут обучаться в одном классе. И каждый год проводить диагностику.
Так же нужно обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды и максимально применять образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.
(экскурсии, посещение общественных учреждений)
Формы и методы организации образовательного процесса для детей с ОВЗ должны включать - гибкая организация занятий, многоуровневая подача материала (с учетом индивидуальных особенностей).Также эффективно применять организация деятельности детей в малых группах, применение игровых ситуаций, где есть возможность попробовать себя в разных ролях и позициях,  обязательное сопровождение в учебном процессе тьютора.
Следует уделить внимание и дистанционному обучению детей с ТМНР, так как в период пандемии мы в школе-интернате проводили учебный процесс удаленно.
Дистанционное обучение - это способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных IT-технологий, позволяющих реализовать обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и обучаемым. Дистанционные обучающие системы доступны в любое удобное время и в любом месте, независимо от места жительства. Достаточно лишь иметь выход в Интернет. Такое обучение позволяет учиться в своем собственном темпе, исходя из индивидуальных потребностей в образовании и личностных особенностей.  Для детей с ограниченными возможностями это открывает пути в новый мир, возможность реализовать себя и свои потребности, расти и развиваться в соответствии со своими желаниями, не смотря ни на что.
     Образовательная среда организуется  непосредственно на дому у ребёнка его родителями. У учащихся появляется возможность участия в образовательном процессе на дому. Кроме того, у учащихся  повышается мотивация к обучению, ведь компьютерные  технологии – это современно, интересно и это то, что, несомненно, мотивирует детей выполнять домашние задания. Мною было создано сообщество в социальной сети В контакте, в него добавились все родители.  Ежедневно размещались домашние задания, подробные разъяснения, как их выполнять, ежедневно, как обратная связь,
В разделе сообщества « Выполнение домашних заданий» , вечером родители размещали все материалы по предметам, которые ребенок выполнил.
 
Одной из самых тревожных тенденций сегодняшнего времени является рост количества детей с проблемами в развитии, в т.ч. и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В связи с этим работа по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья детей в условиях ОУ должна иметь большое значение. Раннее выявление отклонений в развитии ребенка, своевременное начало коррекционно-развивающей работы, психолого-педагогическая и медицинская поддержка семьи такого ребенка – все это позволяет принципиально изменить всю дальнейшую жизненную траекторию развития ребенка с ОВЗ, улучшить качество жизни его семьи, предотвратить ограничения деятельности. Создание  и  организация индивидуального  образовательного маршрута ребенка с ОВЗ играет большую роль в процессе его обучения.
 Список используемой литературы:
1.Чистобаева А. Ю. «Современные образовательные технологии в коррекционной педагогике» // Международный журнал экспериментального образования. – 2009. – № 62.Викжанович С.Н. Характеристика системного недоразвития речи при расстройствах аутистического спектра // Современные исследования социальных проблем. – 2015. – № 8
3.Ковригина Л. В. Современные подходы к подготовке специалистов для работы с детьми с особыми образовательными потребностями // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2009. – № 3
4.Бгажнокова И. М. Общее и специальное образование: пути к взаимодействию и интеграции / И. М. Бгажнокова. - (Образовательная политика) // Вопросы образования. - 2006. - № 2.
5. Айбазова М. Ю. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья / М. Ю. Айбазова, К. Ю. Лавринец. - (Педагогика) // Вестник Университета Российской Академии Образования. - 2011. - № 1.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»