Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие саморегуляции у детей дошкольного
возраста с дизартрией приемами нейропсихологии

Абрамова Людмила Николаевна
Аннотация: статья посвящена проблеме развития саморегуляции детей дошкольного возраста с дизартрией приемами нейропсихологии.
Ключевые слова: дизартрия, саморегуляция, произвольное внимание, 1-й функциональный блок мозга, нейропсихология, нейропсихологический (психомоторный) подход, коррекция, индивидуальная траектория коррекционной работы.
Произвольное внимание и саморегуляция играют большую роль в дошкольном возрасте, их достаточная сформированность способствует эффективному усвоению навыков чтения и письма, следовательно, является залогом дальнейшего успешного обучения в школе. Проблемы произвольного внимания и саморегуляции рассматриваются в работах Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, Н.Ф. Добрынина, П.Я. Гальперина, С.Л. Рубинштейна, Т. Рибо, С.Г. Якобсона и др.
В настоящее время под влиянием социальных и экологических факторов неуклонно растет количество детей с нарушениями в психофизическом развитии, для которых характерны недостаточная сформированность саморегуляции и произвольного внимания. Распространенная категория детей с подобными нарушениями – дети с дизартрией, что обусловливает актуальность поиска эффективных методов развития саморегуляции у детей дошкольного возраста с дизартрией.
Одним из таких методов является нейропсихология. Отечественная нейропсихология базируется на принципах, разработанных классиками психологии – Л. С. Выготским, А. Р. Лурией, Л. С. Цветковой, А. В. Семенович, А. Л. Сиротюк, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Л. А. Венгер, Д. Б. Элькониным. Нейропсихология занимает особое место в ряду научных дисциплин, обращенных к проблеме онтогенеза в норме и патологии, с его помощью можно выявить нарушения в психическом развитии ребенка и выстроить индивидуальную траекторию развивающей коррекционной работы.
В основе нейропсихологии лежит учение А.Р. Лурии о трех функциональных блоках мозга [3].  А. В. Семенович отмечает, что при несформированности 1-го блока мозга, блока регуляции тонуса и бодрствования, модулирующего все соматические, когнитивные, эмоционально-потребностные процессы в их взаимодействии, нарушаются произвольный и непроизвольный уровни поведения человека. При слабости или несформированности первого блока мозга у ребенка будут наблюдаться повышенная утомляемость, нарушение внимания, саморегуляции [4].
Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение. Многие исследователи указывают на взаимосвязь психического и моторного развития ребенка. А.Р. Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов [3]. Например, в процессе развития общей моторики в подвижных играх, танцах, на занятиях ритмики, при игре на музыкальных инструментах создаются предпосылки для становления таких процессов как речь и мышление.
При разработке системы упражнений мы опирались на принципы работы по нейропсихологической коррекции, выделенные А. В. Семенович, Я. О. Вологодиной, Т. Н. Ланиной:
- принцип учёта двухстороннего взаимодействия между морфогенезом мозга и формированием психики: для появления психической функции необходим определённый уровень зрелости структур мозга и нервной системы, в то же время активное функционирование и коррекция влияет на созревание структур мозга и нервной системы;
- принцип системности: нейрокоррекция направлена не на преодоление одного дефекта, а на гармонизацию психического функционирования и личности ребёнка в целом;
- принцип опоры на сохранные формы деятельности: нейропсихологический подход в коррекции означает развитие слабых звеньев при опоре на сильные стороны психики;
- принцип опоры на индивидуально-личностные особенности ребёнка: в программе нейрокоррекции учитываются личностные и эмоциональные особенности ребёнка, его семейная ситуация и другие факторы, влияющие на формирование высших психических функций;
- принцип вовлечения: педагог должен создать ситуацию эмоционального включения ребёнка в процесс коррекции, а также создать необходимую мотивацию;
- принцип «замещающего онтогенеза»: он заключается в последовательном воспроизведении нарушенных этапов развития, начиная от самого раннего;
- принцип комплексности: воздействие оказывается комплексно на эмоциональную, когнитивную и сенсомоторную сферы;
- принцип «от простого к сложному»: обязательно учитывается при построении коррекционной программы для ребёнка [5].
Система коррекционной работы включает в себя следующие группы упражнений:
- упражнения на развитие мелкой моторики;
- глазодвигательные упражнения;
- упражнения для развития артикуляции;
- упражнения на развитие межполушарного взаимодействия;
- дыхательные упражнения;
- растяжки;
- функциональные упражнения; 
- коммуникативные упражнения; 
- упражнения для релаксации;
Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определённые условия:
- общее время занятия – 10-15 минут;
- систематическое проведение занятий (ежедневно);
- партнерская позиция педагога по отношению к детям, доброжелательная обстановка;
- четкость инструкций;
- контроль педагога над точным выполнением детьми движений и приёмов;
- педагог обязан сначала сам освоить все упражнения до уровня осознания субъективных признаков изменений.
Применение нейропсихологического метода позволяет улучшить у детей память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить работоспособность и способность к саморегуляции и произвольному контролю.
 
Список литературы:
  1. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследова­ния / Л. С. Выготский. – Москва : Просвещение, 1956. – 352 с.
  2. Гальперин, П. Я. Введение в психологию : Учебное пособие для вузов. – Москва : Книжный дом «Университет», 1999. – 332 с.
  3. Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека. – Москва : Академия, 2003. – 433 с.
  4. Семенович, А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза / А. В. Семенович. – Москва : Генезис, 2013. – 474 с.
  5. Семенович, А. В. Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники: Учебно-методическое пособие / А. В. Семенович, Я. О. Вологодина, Т. Н.  Ланина. – Москва: Дрофа, 2014. – 240с.
  6. Титова, Ю. О. Особенности коррекционно-развивающей работы с дошкольниками в рамках нейропсихологического подхода / Ю. О. Титова, О. С. Фролова, О. В. Чуланова // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2015. – № 3. – С. 56-65.
Индивидуальное задание
Система работы по развитию саморегуляции у детей дошкольного возраста с дизартрией приемами нейропсихологии
Пальчиковая игра «Печатная машинка»  
Педагог имитирует работу на печатной машинке, а дети повторяют. Сначала он стучит поочередно каждым пальцем по полу, затем в обратном порядке, затем какими-нибудь пальцами одной, а потом обеих рук/
Глазодвигательные упражнения
Помогают расширить объём зрительного восприятия и влияют на функции речи, внимания и памяти. Тонизируют мышцы, управляющие движением глаз, активизируют кровообращение, снижают умственное утомление. Приведем картотеку глазодвигательных упражнений.
«Бег глазами»
Можно взять карандаш с фигуркой на конце и попросить ребенка проследить глазами за его «путешествием». Каждый раз придумывайте своему герою новое приключение.
Упражнения для развития артикуляции
 Большая часть моторной коры мозга участвует в мышечных движениях полости рта - артикуляция её активизирует.
Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия
 Например, упражнения «Лягушка», «Кулак, ребро, ладонь», «Колечки», «Лезгинка», самомассаж ушных раковин, перекрестная ходьба, горизонтальная восьмерка, зеркальное рисование и другие. Развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания, интегративная функция мозга.
Дыхательные упражнения
 Развивают умение произвольно контролировать свое дыхание, самоконтроль над поведением, эмоциями, речью, движениями.
Дыхательное упражнение  «Воздушный шарик»
Это упражнение идеале должно выполняться лежа. Дети откидываются на спинку стула. Вдох – надуваем в животе «шарик», пауза – задержка дыхания, выдох – сдуваем «шарик», втягиваем живот в себя, пауза – задержка дыхания. Каждая фаза по продолжительности одинакова. Начинать следует с 1 секунды, доводить до 2-3 секунд. Можно помочь ребенку, положив руку ему на живот, добавить счет. В качестве усложнения можно добавить движения рук – на вдохе - руки вверх, на выдохе - вниз.
Растяжки
 Направлены на нормализацию тонуса мышц. Выполнение растяжек способствует преодолению у детей гипотонуса мышц (вялость), зажимов и гипертонуса – повышенного двигательного беспокойства.
Например, растяжка «Сова». Помогает расслабить мышцы шеи, спины, снять напряжение, возникшее при длительном напряжении в статичной позе. Благодаря этому восстанавливается кровообращение, нормализуется приток крови к головному мозгу. Это активизирует навыки внимания, памяти, чтения. С помощью «уханья» освобождаются челюстные зажимы, что способствует совершенствованию навыков внутренней речи, мышлению, и как следствие, более плавной и связной речи. Можно выполнять сидя и стоя.
 
Функциональные упражнения – это упражнения, направленные на развитие определённых когнитивных функций (памяти, внимания, и др.), развитие саморегуляции.
Примеры функциональных упражнений.
«Черепаха»
 Цель: развитие двигательного контроля. Инструктор встает у одной стены помещения, играющие — у другой. По сигналу инструктора дети начинают медленное движение к противоположной стене, изображая маленьких черепашек. Никто не должен останавливаться и спешить. Через 2-3 минуты инструктор подает сигнал, по которому все участники останавливаются. Побеждает тот, кто оказался самым последним. Упражнение может повторяться несколько раз. Затем инструктор обсуждает с группой трудности в выполнении упражнения.
Коммуникативные упражнения 
Направлены на развитие общения между детьми. Парные и групповые упражнения формируют навыки совместных действий, способствуя лучшему пониманию друг друга.
Примеры коммуникативных упражнений.
Упражнение «Тачка»
 Дети разбиваются на пары. Один из партнеров принимает «упор лежа», другой берет его за ноги и приподнимает. Первый начинает движение на руках, второй идет за ним, поддерживая его ноги и учитывая скорость движения.
Упражнения для релаксации
Проводятся в конце занятия с целью интеграции приобретенного опыта. Они способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом.
Все упражнения использовались как в совокупности и представляли собой комплекс психомоторной гимнастики (имели чёткую структуру с ритуалом начала занятия, релаксацией, ритуалом окончания), так и выступали элементом непосредственной образовательной деятельности, применялись в режимных моментах.
Например,
– зарядка или утренняя совместная деятельность (5-7 мин.) – ползательные, дыхательные, пространственные упражнения, растяжки;
– физминутка (во время занятия, 1-2 мин.) – глазодвигательные упражнения, или на развитие межполушарного взаимодействия;
– игры на свежем воздухе (лето до 20 минут, зима – 10 минут) – пространственные упражнения, коммуникативные и игры на регуляцию движения;
– пробуждение (2-3 минуты) – дыхательные упражнения, растяжка.
Имеют как немедленный, так и накапливающийся эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов.
 
 
 
 
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»