Несформированность фразовой и связной речи у детей
как одна из предпосылок аграмматической дисграфии
Евстратова Марина Викторовна
Многочисленные исследования разных авторов показывают, что ребенок, не овладевший в дошкольном возрасте грамматическими нормами языка в устной речи, особенно в связных высказываниях, в школьном возрасте оказывается подверженным возникновению аграмматической дисграфии.Описание аграмматичской дисграфии представлено в работе многих авторов: И.П. Колповской, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Л.Г. Парамоновой, С.Б. Яковлева и других.
Эта форма дисграфии выделена сравнительно недавно и, в отличие от других ее видов, появляется в более поздний срок, примерно в 3-5 классах, когда начинается изучение грамматических правил. При этом несовершенство грамматической стороны устной речи детей во многом отражается и на письме, проявляясь в виде ошибок, связанных с неполноценностью морфологических и синтаксических обобщений. Эти ошибки могут проявляться как на уровне отдельного слова, так и на уровне словосочетания, предложения, текста.
Ошибки на уровне слова выражаются в:
- неправильном употреблении склонений, спряжений, личных местоимений;
- недостаточном усвоении морфологического состава слова (дети путают приставки, суффиксы, окончания и не понимают их значения, а нередко и значения корневой части слова);
- неумении изменять слова или образовывать новые слова.
Все это связано с несформированностью у детей грамматических систем словоизменения и словообразования.
Ошибки на уровне словосочетания выражаются в:
-ошибках согласования;
-ошибках управления.
Ошибки на уровне предложения выражаются в:
-неумении конструировать и понимать сложные грамматически правильные предложения;
-нарушении последовательности слов и пропуске слов в предложении.
Ошибки на уровне текста выражаются в:
-нарушении последовательности событий;
-неусвоении логических и языковых связей между предложениями.
Наличие подобных ошибок свидетельствует о том, что процесс овладения грамматически закономерностями языка у этих детей еще незакончен, тогда как грамотное письмо возможно только на основе достаточно сформированной устной речи. Ее несовершенство в плане владения грамматическими нормами языка особенно отчетливо проявляются на уровне связной речи.
Поэтому предметом внимания в нашем исследовании явилось состояние связной речи у детей старшего возраста дошкольного возраста.
При разработки методики исследования в основу был положен психолингвистический подход. Нам было важно выяснить, какая из фаз порождения (продуцирования) связной речи более всего страдает у данной категории детей:
I фаза - планирование (замысел) высказывания во внутреннем плане;
II фаза - реализация плана во внешней речи;
III фаза - сличение полученного результата с первоначальным замыслом и принятие решения о соответствии результата замыслу.
Продуцируемые детьми тексты с учетом их семантического и языкового оформления мы оценивали по следующим четырем параметрам:
1) Правильность семантического оформления текста;
2) Правильность языкового оформления текста;
3) Адекватность использования слов по их смысловому значению;
4) Правильность звуко-слогового оформления слов.
В данной статье основной акцент сделан на правильности грамматического оформления связной речи.
Методика комплексного обследования связной речи у детей была построена нами от простого к сложному. Поскольку нас интересовали проявления предпосылок аграмматической дисграфии на уровне связной речи, то при анализе экспериментальных данных мы обращали внимание на правильность грамматического оформления детьми как отдельных предложений, так и связного текста.
Анализ экспериментальных данных показал следующее. Дети контрольной группы при выполнении всех видов заданий не допустили ни одной ошибки в грамматическом оформлении высказываний, тогда как у детей экспериментальной группы проявлялись стойкие аграмматизмы.
На основании проведенного нами исследования можно сделать вывод, что наличие аграмматизимов в устной речи детей дошкольного возраста при построении ими связных высказываний следует рассматривать как явную предпосылку аграмматической дисграфии, которую необходимо стараться устранить до начала изучения детьми грамматических правил.