Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Несформированность фразовой и связной речи у детей
как одна из предпосылок аграмматической дисграфии

Евстратова Марина Викторовна
Многочисленные исследования разных авторов показывают, что ребенок, не овладевший в дошкольном возрасте грамматическими нормами языка в устной речи, особенно в связных высказываниях, в школьном возрасте оказывается подверженным возникновению аграмматической дисграфии.
          Описание аграмматичской дисграфии представлено в работе многих авторов: И.П. Колповской,  Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Л.Г. Парамоновой, С.Б. Яковлева и других.
          Эта форма дисграфии выделена сравнительно недавно и, в отличие от других ее видов, появляется в более поздний срок, примерно в 3-5 классах, когда начинается  изучение грамматических правил. При этом несовершенство  грамматической стороны устной речи детей во многом  отражается и на письме,  проявляясь в виде ошибок, связанных с неполноценностью морфологических и синтаксических обобщений. Эти ошибки могут проявляться как на уровне отдельного слова, так и на уровне словосочетания, предложения, текста.
          Ошибки на уровне слова выражаются в:
- неправильном употреблении склонений,  спряжений, личных местоимений;
- недостаточном усвоении морфологического состава слова  (дети путают приставки, суффиксы, окончания и не понимают  их значения, а нередко и значения корневой части слова);
- неумении изменять слова или образовывать новые слова.
          Все это связано с несформированностью у детей грамматических систем словоизменения и словообразования.
Ошибки на уровне словосочетания выражаются в:
-ошибках согласования;
-ошибках управления.
Ошибки на уровне предложения выражаются в:
-неумении конструировать и понимать сложные грамматически правильные предложения;
-нарушении последовательности слов и пропуске слов в предложении.
Ошибки на уровне текста выражаются в:
-нарушении последовательности событий;
-неусвоении логических и языковых связей между предложениями.
          Наличие подобных ошибок свидетельствует о том, что процесс овладения  грамматически закономерностями языка у этих детей еще незакончен, тогда как грамотное письмо возможно только на основе достаточно сформированной устной речи. Ее несовершенство в плане владения грамматическими нормами языка особенно отчетливо  проявляются на уровне связной речи.
Поэтому предметом внимания в нашем исследовании явилось состояние связной речи у детей старшего возраста дошкольного возраста.
При разработки методики исследования в основу был положен психолингвистический подход. Нам было важно выяснить, какая из фаз порождения (продуцирования) связной речи более всего страдает у данной категории детей:
I фаза - планирование (замысел) высказывания во внутреннем плане;
II фаза - реализация плана во внешней речи;
III фаза - сличение полученного результата с первоначальным замыслом и принятие решения о соответствии результата замыслу.
          Продуцируемые детьми тексты с учетом их семантического и языкового оформления мы оценивали по следующим четырем параметрам:
1) Правильность семантического оформления текста;
2) Правильность языкового оформления текста;
3) Адекватность использования слов по их смысловому значению;
4) Правильность звуко-слогового оформления слов.
В данной статье основной акцент сделан на правильности грамматического оформления связной речи.
Методика комплексного обследования связной речи у детей была  построена нами от простого к  сложному.  Поскольку нас интересовали  проявления предпосылок аграмматической дисграфии на уровне связной речи,  то при анализе экспериментальных данных мы обращали внимание на правильность грамматического оформления  детьми как отдельных предложений, так и связного текста.
Анализ экспериментальных данных показал следующее. Дети  контрольной группы при выполнении всех видов заданий не допустили ни одной ошибки в грамматическом оформлении высказываний, тогда как у детей экспериментальной группы проявлялись стойкие аграмматизмы.
На основании проведенного нами исследования можно сделать вывод, что наличие аграмматизимов в устной речи детей дошкольного возраста при построении ими связных высказываний следует рассматривать как явную предпосылку аграмматической дисграфии, которую необходимо стараться устранить до начала изучения детьми грамматических правил.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»