Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Дидактические игры и упражнения в обучении детей
с ограниченными возможностями здоровья

Камянская Галина Григорьевна
 
Организм человека должен приучаться к
умственному труду понемногу, осторожно,
но, действуя таким образом, можно дать
ему привычку легко и без всякого вреда
для здоровья выносить продолжительный
умственный труд. Вместе с этой привычкой
трудиться умственно приобретается и
любовь к такому труду, или лучше сказать, жажда его.
                                                           К.Д. Ушинский
Чтобы приучить детей к умственному труду, необходимо сделать этот труд интересным, занимательным, что достигается разными методами. Особое место занимает дидактическая игра. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью.  Она  широко охватывает всю личность ребёнка: умственно – эмоциональную, двигательную, волевую сферу.
Игра способствует всестороннему развитию, развивает восприятие, внимание, память, наблюдательность, способствует активизации познавательной деятельности. Играя, ребенок приобретает новые знания, умения, навыки подчас не догадываясь об этом. Учитывая индивидуальные возможности, можно не только научить ребенка чему-либо, но и вселить в него уверенность в себя или сформировать умение принимать критику без обид и подчиняться игровым правилам.
Дидактическая игра является и средством всестороннего воспитания личности ребенка.  С помощью игры  успешно  развиваются, корректируются, улучшаются, развиваются  личностные качества ребенка, такие как: ответственность, активность, творчество, самостоятельность, физические и творческие способности.
Дидактические игры делятся: 
  • с игрушками и предметами;
  • настольно-печатные; 
  • словесные.
Основная задача дидактических игр, состоит в том, чтобы развить у детей с ОВЗ поисковые способы ориентировки при выполнении задания, а на этой основе создать интерес к свойствам и отношениям предметов, к их использованию в деятельности и, таким образом, подвести их к подлинной зрительной ориентировке.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В них  решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, величине, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.
Играя, дети приобретают умения складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы), выкладывать узоры из разнообразных готовых форм.
В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. Это позволяет упражнять детей в решении определенных дидактических задач, например, отбирать все игрушки, сделанные из дерева (металла, пластмассы, керамики), или игрушки, необходимые для различных творческих игр: для игры в семью, строителей и др. Используя дидактические игры с подобным содержанием, удается вызвать интерес у детей к самостоятельной игре.
Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки, шишки, желуди) применяются  при проведении таких дидактических игр, как «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «На каком дереве растут шишки?», «Собери букет из осенних листьев», и т. д.  В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное отношение к ней.
К играм с предметами относятся сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактической игре дети выполняют определенные роли, продавца, покупателя, больного в играх типа «Магазин», пекарей в играх «Пекарня», доктора в игре «Больница» и др. Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях.
Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Подбор картинок по парам - самое простое задание в такой игре. Дети учатся нахождить среди разных картинок совершенно одинаковые пары: две шапочки, одинаковые по цвету, фасону и т.д. Затем задание усложняется: ребенку  предлагают найти картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу, например, найти среди всех картинок две машины. Машины, могут быть разные и по форме, и по цвету, и по величине но их объединяет, принадлежность к одному виду предметов.
Подбор картинок по общему признаку. Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в саду (лесу, городе)?» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по одному признаку картинки.
Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих.  У них отсутствуют материальные   компоненты, и такая игра происходит исключительно путем речевого взаимодействия игроков. Словесные игры для детей выручают во время длительных скучных поездок, ими можно разнообразить праздник малышей или любой досуг. Регулярные занятия словесными играми можно применять для развития речи, памяти, внимательности у детей.
Интерес, который у ребенка появляется во время игры, облегчает преодоление трудностей, повышает темп работы и улучшает ее качество.
Дидактические игры позволяют повысить активность и инициативность детей, повышают уровень внимательности во время занятий, стимулируется познавательная активность. В процессе игры активно работают воображение, память, мышление, усиливаются эмоции.
Таким образом, игра выступает как важное средство обучения, воспитания и разностороннего развития детей с ОВЗ.
 
 


 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»