Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование элементов сенсорной интеграции
в коррекционно-развивающей деятельности
младших школьников с РАС

Сметанина Юлия Николаевна
Расстройство аутистического спектра – на сегодняшний день самая часто встречающаяся группа нарушений развития, диагностическими критериями которого являются выраженные трудности в коммуникации и социальном взаимодействии, повторяющееся или ригидное поведение, а также существующие трудности в восприятии и обработке сенсорной информации.
Многоканальный характер восприятия позволяет человеку использовать несколько органов чувств одновременно: ощущения различных модальностей в результате сложной аналитико-синтетической деятельности мозга объединяются в целостный образ предмета, явления, ситуации и интерпретируются в соответствии с прежним сенсорным опытом. Восприятие информации, одновременно поступающей по нескольким чувственным каналам, и объединение этой информации в единое целое называется сенсорной интеграцией.
Дисфункция сенсорной интеграции вызвана двумя основными причинами: 1 ребёнок получает слишком много чувственной информации, его мозг перегружен; 2 ребёнок не получает достаточного количества чувственной информации.
В первом случае свойственна повышенная чувствительность к сенсорным стимулам, проявляющаяся как непереносимость ярких цветов, бытовых шумов, неприятие зрительного, тактильного контактов, боязнь запахов, высоты, осторожность в движениях и т.д.
Во втором случае у ребёнка наблюдается особая захваченность отдельными стимулирующими впечатлениями, связанными с рассматриванием, соприкосновением, изменением положения тела в пространстве, ощущением своих мышечных связок и суставов. Это могут быть однообразные манипуляции с предметами, взмахи рук, застывания в определенных странных позах, избирательное напряжение отдельных мышц и суставов, бег по кругу, прыжки, кружение, раскачивание и другие действия с целью воспроизведения одного и того же приятного впечатления.
Исследования доказывают, что около 90% детей с аутизмом страдают от гипо- или гипер-  чувствительности со стороны следующих сенсорных систем:
  • Зрение (объекты кажутся темными или искаженными; центральное или периферическое зрение может быть размыто);
  • Слух (невозможность распознать некоторые конкретные звуки, шум воспринимается преувеличенно, звуки могут быть искажены или неразборчивы);
  • Осязание (прикосновения могут причинять боль и дискомфорт);
  • Вкус (могут есть не съедобные предметы, придерживаются очень ограниченного рациона, испытывают дискомфорт от твердой пищи);
  • Обоняние (запахи могут быть слишком интенсивными и сильными или вообще не восприниматься);
  • Вестибулярный /чувство равновесия (спытывают сложности при выполнении заданий: на повороты тела, когда голова не находится в вертикальном положении или ноги оторваны от земли);
  • Восприятие собственного тела/проприоцепция (сложности с мелкой моторикой, тяжело ориентироваться в комнате и избегать препятствий, не могут правильно оценить расстояние между людьми).
Отметим, что дефицитарность процесса сенсорной интеграции у школьников с аутизмом приводит также к выраженным поведенческим трудностям.
Очевидно, что обучающиеся с РАС не могут самостоятельно справиться с перечисленными проблемами. Их профилактика и преодоление сопряжены с проведением специальных коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на улучшение интеграции между различными сенсорными системами.
Теория сенсорной интеграции и методики ее практического применения были разработаны доктором Энн Джин Айрес в 70-х г XX века.  Свою методологию она основывала на системном подходе к функционированию мозга, которая помогает понять связь процессов обработки сенсорной информации с поведением и обучением ребенка.
Метод сенсорной интеграции направлен на стимуляцию работы органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем.
Рассмотрим подробнее применение средств сенсорной интеграции для разных анализаторных систем:
 
1) Вестибулярная система:
Основной целью коррекционно-развивающей деятельности является стимулирование вестибулярного аппарата, улучшение чувства равновесия, ощущения положения тела в пространстве и способность восстанавливать равновесие.
Для развития данной системы используется следующее оборудование:
Качели, балансировочные доски и платформы, батут, качели-мешок, мягкие тоннели, подвесные веревочные лестницы, мини-карусель, горка, кресло-качалка.
2) Проприоцептивная система:
Основной целью коррекционно-развивающей деятельности является преодоление дисбаланса восприятия сигналов от мышц, связок, суставов, улучшение осознания тела, ощущения положения тела в пространстве и оптимальное приложение силы.
Для развития данной системы используется следующее оборудование:
Эластичная веревка, пружинный эспандер, мешок «Яйцо совы», различного вида утяжелители (шарфы, жилеты, одеяла), обручи, гимнастические мячи, тоннели-лабиринты. 
3) Тактильная система
Основная цель коррекционно-развивающей деятельности - предоставить ребенку необходимые тактильные ощущения  или, наоборот, повысить терпимость к тактильной стимуляции. Некоторые задания направлены на улучшение способности ребенка к различению материалов на ощупь.
Для развития данной системы используется следующее оборудование:
Игры с сыпучими материалами (крупы, природный материал), силиконовые гранулы, слаймы, тактильные доски, массажеры су-джок, надувной бассейн с шариками, тактильное лото, световой стол для занятий с песком.  
4) Зрительная система
Основная цель коррекционно-развивающей деятельности - активизация зрительного восприятия, преодоление его фрагментарности, формирование фиксации взора, концентрации внимания, отработка плавного прослеживания, совершенствование зрительно-моторной координации.
Для развития данной системы используется следующее оборудование:
Зашумленные, точечные, разрезанные изображения, рисунки с недостающими элементами, воздушно-пузырьковая колонна, комплекс «Звездный дождь» (пучок фиброоптических волокон). 
5) Слуховая система
Основная цель коррекционно-развивающей деятельности - обучение быстрому и точному реагированию на звуковые сигналы, их дифференциация по громкости, длительности, высоте; совершенствование слухового сосредоточения и внимания.
Для развития данной системы используется следующее оборудование:
Набор шумящих коробочек, музыкальных инструментов, деревянные палочки для отбивания ритма, заводные и звенящие игрушки, микрофон, коллекцию аудиозаписей с речевыми и неречевыми звуками.
6) Обонятельная система
Основная цель – развитие обонятельной чувствительности, дифференциация запахов съедобных и несъедобных предметов с помощью обоняния.
Для развития данной системы используется следующее оборудование:
Саше-подушечки и обонятельные коробочки с разными запахами, ароматизированные сенсорные игрушки.  
Упражнения и дидактические игры с перечисленным оборудованием могут применены как на уроках, так и во внеурочной деятельности:
  1.  В комнате сенсорной разгрузки;
  2.  В зале АФК;
  3. На занятиях со специалистами службы сопровождения;
  4. Во время активностей на переменах и динамических паузах.
Использование элементов метода сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей деятельности позволяет: предотвратить сенсорную перегрузку; повысить работоспособность обучающихся; расширить и обогатить их чувственный опыт, снизить частоту и выраженность нежелательного поведения; преодолеть нарушения в эмоционально-волевой сфере, создать положительный эмоциональный фон; повысить интерес обучающихся к исследовательской деятельности, а также улучшить навыки коммуникации и социального взаимодействия.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»