Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Комфорт, доступность и эффективность образовательного процесса
в рамках обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Гацаев Эдуард Федорович
            В настоящее время специалисты проявляют повышенный интерес к организации комфортной образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), что вызвано необходимостью реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ФГОС ОВЗ). В рамках современной парадигмы образования доступность образования для детей с ОВЗ является одной из приоритетных для государства задач.  Доступность образования предполагает создание специальных условий для обучения и воспитания ребенка с учетом его особых образовательных потребностей. К созданию специальных условий образования обучающихся с ОВЗ относится, в том числе, и образовательная среда. Остановимся на данном понятии.
            В.А. Ясвин под образовательной средой понимает систему влияний и условий формирования личности по определенному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [5].
            Януш Корчак сформулировал типологию образовательной среды, в рамках которой выделил догматическую, идейную среды, среду безмятежного потребления, среду внешнего лоска и карьеры. Данные типы образовательной среды акцентируются на определенном направлении: например, догматическая среда характеризуется твердостью, самодисциплиной, авторитарностью. В противоположность данному типу выделяется идейная среда, где вся работа построена на порывах души, энтузиазме. На мой взгляд, данные типы образовательной среды будут не способствовать, а препятствовать полноценному обучению и воспитанию детей с ОВЗ.
            Эффективность педагогической работы при обучении ребенка с ОВЗ зависит от множества факторов, к которым относятся: готовность педагогов к организации такого вида деятельности, уровень квалификации педагога, компетентность педагога при работе с данной категорией детей, владение специальными методами обучения и воспитания, качество консультирования родителей и педагогов по возникающим вопросом.
            При организации обучения детей с ОВЗ зачастую появляется следующая проблема: педагог не учитывает особые образовательные потребности обучающегося с ОВЗ. Соответственно, это снижает успешность ребенка в овладении учебными компетенциями.
            С целью грамотной организации образовательной среды для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида необходимо выполнение следующих обязательных условий: обеспечение специальными учебниками и дидактическими материалами в соответствии с особыми образовательными потребностями конкретного обучающегося, обеспечение специальными техническими средствами обучения, учет при организации и проведении занятий индивидуальных возможностей и потребностей ребенка. Таким образом, педагогу при планировании обучения необходимо проанализировать медицинскую и психолого-педагогическую документацию, составленную на данного ребенка.
            Ситуация пандемии, с одной стороны, стала препятствием для осуществления обучения, однако, с другой стороны, она поспособствовала развитию обучения с применением дистанционных образовательных технологий. Исследователи отмечают, что обучающиеся с ОВЗ при организации дистанционного формата обучения испытывают специфические трудности вследствие нарушений в развитии, а именно: возникают сложности при необходимости манипулирования руками (например, набор текста упражнения при ДЦП), трудности речевой коммуникации при отсутствии непосредственного контакта, сложности включения в учебную деятельность, повышенная отвлекаемость. Данные трудности вызывают у обучающихся дискомфорт, нежелание осваивать образовательную программу [3].
            Все вышесказанное обусловливает необходимость организации комфортной образовательной среды для обучающихся с ОВЗ.
            Одно из важнейших условий организации комфортной образовательной среды, как уже было сказано, – это оснащение необходимыми техническими средствами.
            Второе, не менее важное условие организации комфортной образовательной среды, - это квалифицированная подготовка педагогических работников. Педагогам необходимо проходить курсы переподготовки и повышать свою квалификацию для того, что знать характерные особенности конкретной категории детей с ОВЗ, а также уметь организовывать образовательный процесс с учетом особенностей и возможностей конкретного ребенка.
            Третье условие – это психолого-педагогическое сопровождение семьи обучающегося ОВЗ в течение всего срока получения образования. Очень часто ребенок с особыми образовательными потребностями и его семья сталкиваются с трудностями при обучении, особенно если ребенок не имеет возможности получать образование в условиях образовательной организации, что обусловлено нарушениями в его психофизическом развитии. Безусловно, это является стрессовой ситуацией, и возникающие проблемы требуют решения при помощи компетентных специалистов., причем действия разных специалистов должны быть координированы. Организованная служба сопровождения является координатором, к которому при необходимости могут обратиться как сам обучающийся, так и члены его семьи, что позволяет максимально эффективно решать задачи обучения и воспитания. Специалисты, участвующие в психолого-педагогическом сопровождении, консультируют участников образовательного процесса, вносят изменения в индивидуальный образовательный маршрут, исходя из индивидуальных возможностей обучающегося с ОВЗ [1].
            Данные условия в настоящий момент находят отражение в нормативно-правовых актах образовательных организаций, однако не все организации имеют возможность полноценно обеспечить комфортность образовательной среды для обучающихся с ОВЗ [4].
            Таким образом, можно сделать вывод, что в рамках современной государственной политики в отношении обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья, обеспечение комфортности образовательной среды является приоритетной задачей, однако не всегда имеются возможности для ее реализации. Для того, чтобы обучающийся с ОВЗ чувствовал себя комфортно при освоении образовательной программы, необходимо обеспечить выполнение следующих условий: оснащение специальными техническими средствами обучения, квалифицированная подготовка педагогов, а также организация непрерывного психолого-педагогического сопровождения. Реализация данных условий позволит организовать эффективное обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ, что является основным фактором их успешной социальной адаптации и интеграции.
 
            Список литературы
            1. Акимова О.И. Федеральные государственные образовательные стандарты обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: проблемы внедрения в образовательных организациях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. – Т. 20. URL: http://e-koncept.ru/2016/56315.htm (дата обращения: 17.11.2020).
            2. Бунеев  Р.Н. Учёт психолого-педагогических принципов нового поколения в образовательной системе // Начальная школа плюс до и после. 2006. № 6.
            3. Дистанционное образование: педагогу о школьниках с ограниченными возможностями здоровья / И.Ю. Левченко, И.В. Евтушенко, И.И. Никольская. М., Национальный книжный центр. 2013. 336 с.
            4. Лексакова Н.В. Развивающая образовательная среда в детском саду: особенности формирования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2019. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvivayuschaya-obrazovatelnaya-sreda-v-detskom-sadu-osobennosti-formirovaniya-v-sootvetstvii-s-trebovaniyami-federalnogo (дата обращения: 16.11.2020).
            5. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001. 297 с.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»