Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Инрегрированный урок  русского языка, истории
и биологии для 9 класса. 
Сложносочинённое предложение

Хлеб – всему голова 

Кудряшева Виктория Владимировна

Цели:

  • способствовать усвоению учащимися сущности понятия «сложносочинённое предложение»;

  • продолжить формирование навыков коллективной, групповой работы, развивать творческие умения школьников;

  • стремиться продолжить развитие исследовательских навыков учащихся при подготовке урока с элементами интегрирования;

  • воспитывать патриотов Отечества, используя дидактический материал по теме «Хлеб».  

Оборудование:

  • Словари, плакаты, фотографии из музея Хлеба.

Ход урока.
1.Вступительное слово учителя. Чтобы встретиться с ним, далеко ходить не надо. Достаточно сесть за обеденный стол, и мы с вами увидим продукт, который ежедневно на вашем столе и который сопровождает нас всю жизнь.
                                                                         Узнали:  ХЛЕБ.
  Между тем у каждого есть своя родословная, своя интересная  и увлекательная история. Не менее интересна  и история хлебопекарного дела. Не одно тысячелетие минуло с тех пор, когда их мучнистых зёрен люди впервые испекли пшеничный каравай и нарекли его хлебом. 

  1.  Из истории  (готовит ученик)

  2. Почему хлеб назывался хлебом?

  3. Работа с текстом и предложениями.

  4. Проблема правильного питания  (выступление подготовленного ученика)

  5. Музей хлеба – фотографии  (посещение музея Хлеба в 8 классе)

  6. Домашнее задание.

  7. Итог урока.

Сообщение  из  истории.
            Это величайшее открытие совершилось в глубокой древности, свыше 15 тысяч лет тому назад. Сначала первобытные люди собирали дикорастущие злаки и ели их свежими, позже люди научились их растирать и смешивать с водой.  Со временем похлёбка становилась гуще, пока не превратилась в тесто, которое научились  выпекать. Прапрабабушкой нашего хлеба была жидкая зерновая каша, которая и сегодня употребляется в виде похлёбки в некоторых странах Азии  и Африки.

         V – VI тысячелетий назад древние египтяне овладели искусством разрыхлять тесто путём брожения, используя мельчайшие организмы  - хлебопекарные дрожжи и молочнокислые бактерии. 

            Искусство выпекать разрыхлённый хлеб от древних египтян перешло к грекам и римлянам.  В Древней Греции первое упоминание о «кислом» хлебе, то есть о хлебе из сброженного теста, относится к 5 веку до нашей эры. Такой хлеб считался деликатесным и стоил дороже пресного хлеба.
            Гомер, описавший трапезы своих героев, оставил нам свидетельство того, что аристократы Древней Греции считали хлеб совершенно самостоятельным блюдом. В то время, как правило, подавали  два блюда: мясо, жаренное на вертеле,  и белый пшеничный хлеб. Каждое блюдо ели отдельно. Хлебу отводилась самая значительная и  почётная роль.
            Хороший  мастер-пекарь ценился в Древнем Риме и часто достигал высокого положения в обществе. Известно, например, что градоначальником Помпеи был пекарь. До наших дней сохранился воздвигнутый 2 тыс. лет назад в Риме 13-метровый памятник-монумент Марку Вергилию Эврисаку, потомственному пекарю, создавшему несколько пекарен, которые снабжали хлебом почти весь Рим.
            Римляне строили хлебопекарные печи очень рациональной конструкции. Широко распространённые в России с древнейших времён конструкции и почти до наших дней так называемые русские печи удивительно напоминают по своему устройству древнеримские.
            Каким был хлеб на Руси?
            С древнейших  времён  выпечка хлеба на Руси считалась делом ответственным и почётным. По свидетельству одного из древнейших письменных памятников – «Домостроя», во многих поселениях были специальные избы, приспособленные для выпечки хлеба.
            В этих примитивных пекарнях готовили хлеб мастера, которых называли хлебниками. Хлеб выпекали в каждом доме, и выполняли эту работу обычно женщины. 
- Почему хлеб стал называться хлебом? 
         Хлебопёкам Древней Греции мы обязаны, как считают многие учёные, и самим происхождением слова «ХЛЕБ». Греческие мастера применяли для производства этого продукта горшки специальной формы, называемые «клибанос». От этого образовалось слово «хлайб», которое похоже на «хлеб», украинский «хлиб», эстонский «лейб».
            В «Толковом словаре живого великорусского язык»  В.И. Даля есть следующие определения:
         Булка – паленица, общее название белого пшеничного хлеба на юге России. В остальной же части используют слова булка по тому, что  Булочник  - пекарь, пекущий булки и торгующий ими.
            Калач – белый, пшеничный хлеб. У калача различают: животок с губкою и ручку, дружку. В Москве калачи, как огонь горячи.
            Сайка -  булка, пшеничный хлебец.
В VI веке пекари на Руси уже подразделились на хлебников, булочников, блинников и ситников.
Царский указ 1626 года  «О хлебном и калачном весу» утверждал порядок установления цен на различные сорта хлеба.
При Петре I были установлены ещё более строгие законы, регламентирующие цены на хлеб и определяющие наказание за их нарушение.
 
            К хлебу на РУСИ  всегда относились с особым  уважением.  В народе говорили:  «Хлеб – всему голова».

  1. Работа с предложением.  

Хлеб – это жизнь,  он вечен.      (Расул Гамзатов)

  1. Чем отличается предложение от словосочетания.

  2. Объясните, как определить – это сложное предложение или простое?

  3. Чем сложносочинённое предложение отличается от остальных сложных?

  4. Какие союзы употребляются для соединения простых предложений с ССП?  

- соединительные: и, да (и), ни – ни , тоже, также
- противительные: а, но, да (но), однако, же, зато
- разделительные: то – то , или (иль), либо, не то – не то. 
 
            Работа с текстом.  ( Карточка у каждого ученика) 
            Высоко ценили хлеб на Руси. О хлебе в народе говорили бережно, почитали его живым существом. Хлеб – кормилец, хлеб – батюшка. Испокон веков относился народ с уважением к труду пекарей. На Руси пекари пользовались особым вниманием и уважением. Их никогда не называли пренебрежительно-уменьшительными  именами. Не называли  Ивашка, Федька, Петрушка. Хлебников величали всегда полными именами – Иван, Фёдор, Пётр. Часто к именам добавляли фамилию. 
            Текс анализируется по плану:

  1. Тема текста.

  2. Стиль текста.

  3. Написание и значение трудных слов.

  4. Графически обозначить основы предложений.

  5. Определить вид сказуемого.

  6. Объяснить трудные орфограмма. 

Работа с предложениями.
 
1).  Отечественная хлебопекарная промышленность, выпекающая  хлеб около 800 наименований,  производит его из чистого зерна.
2).   Во все времена хлеб был мерилом благополучия народа, и он кормил человека в самую чёрную годину жизни. 
3).  Баранки  и  пряники украшали стол, а каравай подавали гостям на торжество. 
4).  То скрипнет половица, то тихо запоёт самовар, то разговор начнётся за столом. 
5). Утром был свежий хлеб и все радовались ему. 
 
Проблема правильного питания.
 
            Хлеб – не только основа русского национального стола, но и нечто большее. Обычный хлеб содержит в себе все питательные вещества, необходимые человеку. Хлеб обладает одним редким свойством – он никогда не предается, никогда не может надоесть людям. Однако надо иметь в виду, что 100 граммов хлеба прибавляет к калорийности суточного рациона от 190 до 347 ккал – в зависимости от сорта. Хлеб необходимо употреблять в соответствии с характером трудовой деятельности.
            По химическому составу ржаной  и пшеничный хлеб существенно не отличаются, однако белки ржаного хлеба богаче незаменимой  амонокислотой – лизином, поэтому такой хлеб считается более полноценным. В ржаном хлебе больше пищевых волокон, марганца, цинка, меди.

            Хлеб, а особенно его хрустящая корочка¸ содержат немало витамина В1

            Английские диетологи сделали вывод, что люди, которые отдают предпочтение ржаному хлебу, реже подвержены ишемической болезни сердца. Так как в нём содержится  на 30% больше железа, в два раза больше калия и в три раза больше магния.

            Чем лучше помол муки, тем легче хлеб усваивается организмом. Но диетологи советуют  чаще  есть ржаной хлеб  из муки грубого полома, особенно при малокровии, ожирении, диабете. Жевать такой хлеб необходимо как можно дольше.
«Потребность в хлебе в зависимости от возраста и энергозатрат (в граммах)»
Детям до 3-х лет – не более 100;
4-6 лет – 150;
7-10 лет – 220;
11-13 лет – 300;
Подросткам 14-17 лет – 300 -400;
От 18 – 59 лет – 250 – 300;
Работникам среднего по тяжести труда 350 – 400;
Тем, кто занят тяжёлой  физической работой – 500;
Людям пожилого возраста (60 лет и старше) – 150-200;
Половину суточной нормы хлеба должен составлять ржаной.  
Домашняя работа:
Повторить тему ССП.     Объяснить следующее:
Не о хлебе едином жив будет человек.
Выражение из Библии. Более привычен  нам разговорный вариант: не хлебом единым жив человек  (выполнить задание письменно).
Употребляется в значении: для человека не главное – быть сытым и жить в достатке, есть в жизни другие, более важные ценности – духовные. 
Итог урока.
Благодарю за урок. Молодцы!

  • Достигли ли Вы тех целей, которые поставили в начале урока?

  • Выставление оценок ( с учётом индивидуальной работы, коллективной работы).

  • Отметить лучших. 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»