Адаптация к школе первоклассника с ОВЗ
Скворцова Анна Андреевна
Для начала плодотворного образовательного процесса, необходимо создать максимально комфортные условия, в которых обучающиеся смогут быстро привыкнуть к новым условиям обучения. Прежде всего адаптация заключается в появлении ощущения знакомого и привычного в прежде не знакомых условиях, незнакомой обстановке. Первые 2-3 месяца после начала обучения являются самыми сложными, ребенок привыкает к новому образу жизни, к правилам школы, к новому режиму дня. Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной, тем более, для детей с ОВЗ
Для того, чтобы процесс адаптации прошел быстро и эффективно необходим а комплексная работа: как педагогов и специалистов в школе, так и родителей дома.
Задачи по введению ребенка в коллектив решаются на этапе пропедевтики. Учителю представляется возможным в значительной степени смягчить и ускорить процесс адаптации первоклассников к школе. Для этого необходимо доступно объяснить обучающимся об их новом статусе ученика, правилам поведения в школе. Лучше всего информацию представлять в игровой форме, а также дозировано, постепенно увеличивая объем материала, чтобы процесс вхождения в школьную жизнь имел плавный и последовательный характер.
Задания, которые даются обучащимся в период адаптации, достаточно просты, опираются на личный опыт детей. Используется яркая, доступная наглядность, что позволяет привлечь внимание ребенка, активизировать учебную активность, сформировать положительную установку на учебу. Педагог начинает учить детей коллективной работе, взаимодействию друг с другом и с классом.
Задачи адаптации:
1) создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников;
2) создание доброжелательной атмосферы в классе;
3) помощь первоклассникам в создании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников;
4) создание благоприятных условий для знакомства детей друг с другом;
5) организация взаимодействия между детьми как предпосылки формирования навыков учебного сотрудничества;
6) создание предпосылок для групповой сплоченности;
7) знакомство педагога с особенностями детей данного класса;
Адаптация - длительный процесс. Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Это не только новые условия жизни и деятельности человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, который каждый первоклассник переживает по-своему.
Особенно сложно переживают этот период дети с ограниченными возможностями здоровья. Большинство детей в основном не готовы к школе, в силу недостаточного уровня развития, низкого уровня саморегуляции, развития произвольного внимания, воли и др. качеств, необходимых при обучении. Сложность состоит еще и в том, что начало обучения меняет основной вид деятельности, а у многих первоклассников ведущей остаѐтся игра, и новый вид деятельности – учебная деятельность – возникает не сразу. Поэтому очень важно проводить постепенный переход с одного вида деятельности на другой. В период адаптации и на протяжении всего первого класса новую информацию лучше предоставлять в игровой форме. Трудности также связаны со слабым развитием у них устной речи и отсутствием коммуникативных навыков (или полным отсутствием разговорной речи, понимание ограничено, пассивный словарь в пределах обиходно-бытовой тематики).
Для формирования положительного отношения к учению важно создавать доброжелательную атмосферу на уроке. Чтобы избежать перегрузок и переутомления необходимо на уроке проводить физкультминутки (1-2-3). Для развития познавательных интересов стоит активно включать в учебный процесс дидактические игры, пособия и др. Не стоит оценивать личные качества ученика, темп его работы. Каждый ребенок уникален и имеет свои индивидуальные особенности, на которые стоит обратить особое внимание. В связи с этим, период адаптации у разных детей проходит с разной скоростью: у кого-то быстрее, а кому-то надо больше времени. Как узнать, что адаптация к школе проходит успешно?
Показатели благоприятной адаптации первоклассника:
- сохранение физического (не болеет), психологического (испытывает желание ходить в школу) и эмоционального (находится в благоприятном расположении духа) здоровья;
- установление первоначального положительного контакта с одноклассниками и учителями;
- формирование адекватного поведения школьника;
- начало формирования предпосылок к учебной деятельности.
Многие стороны учебного процесса могут представлять трудности для детей. Например, сложно высидеть урок в одной и той же позе, сложно не отвлекаться, сложно делать все время не то, что хочется и т.д. Все это объясняется нарушением познавательных процессов. Кроме того, ребята не сразу усваивают новые правила общения со взрослыми, не сразу признают позицию учителя и устанавливают дистанцию в отношениях с ним и другими
Процесс адаптации зависит также и от особенностей нервной системы ребенка, его темперамента, характера, развития. Трудности в обучении детей с ОВЗ связаны со слабым развитием у них устной речи и отсутствием коммуникативных навыков. Ограниченный словарный запас мешает точно выражать свои мысли; дети не умеют слушать других, постоянно их перебивают. Здесь необходимо формировать у детей навыки общения, эта работа ведется в ходе всего учебного процесса.
Социальная адаптация представляет собой особую трудность для детей с ОВЗ, так как личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности еще не сформирована. В то же время, именно в 1-м классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению. Для того, чтобы дети с ОВЗ наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни необходимо ежедневно учитывать особенности психического и физиологического состояния каждого ребенка, возникающего с началом обучения в школе.
Также детям непросто сориентироваться в пространстве школы, оно не знакомо для них. Первоклассникам неизвестны многие правила поведения детей ученика в школе, на уроках, и необходимо какое-то время, чтобы даже самые элементарные правила стали привычными. Детям предстоит познакомиться друг с другом и построить свои отношения с одноклассниками
Огромную роль в адаптации ребенка к школе и успешности его обучения играет общение. Благодаря общению ребенок с родителями, учителями, взрослыми, сверстниками происходит его психическое развитие. Только через общение ребенок может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в жизни. В начале школьного обучения для ребенка очень важно получить радостные и светлые чувства, связанные с общением. В процессе общения ребенок познает интеллектуальную, эмоциональную и поведенческую стороны общения. Для того чтобы пробудить у ребенка интерес к процессу обучения в школе, родителям необходимо оказать ребенку психологическую поддержку, развивать у него желание учиться, хвалить его за малейшие успехи, настраивать его на успешные результаты. На формирование у ребенка мотивации к успешному обучению огромное влияние оказывает поведение родителей.
При всем многообразии различных проявлений поведения детей в период адаптации, можно сказать, что все первоклассники в этот нелегкий для них период нуждаются в помощи и поддержке со стороны взрослых – учителя и родителей. В организации благоприятной адаптационной среды, направленной на создание здоровьесберегающих и комфортных условий для начала обучения и воспитания первоклассника участвует не только учитель первого класса, но и весь педагогический коллектив образовательного учреждения.
Таким образом, успешное протекание адаптационного периода зависит от множества факторов. Все они должны учитываться в комплексе, нельзя исключить какой-нибудь из них или недооценить его влияние на период адаптации. Комплексный подход, сотрудничество родителей и педагогов - вот залог быстрой и успешной адаптации в школе первоклассника с ОВЗ.