Творческий проект «Изготовление изделий из металла»
Задвижка дверная
Гвоздев Анатолий Александрович,
ученик 11а класса;
Суровцев Виктор Андреевич,
наставник, учитель высшей квалификационной категории,
Почётный работник народного образования РФ ГБОУ школа №7
Красносельского района Санкт-Петербурга
ученик 11а класса;
Суровцев Виктор Андреевич,
наставник, учитель высшей квалификационной категории,
Почётный работник народного образования РФ ГБОУ школа №7
Красносельского района Санкт-Петербурга
Описание творческого проекта
1 Круглая щеколда
2.Плоская щеколда
3.Крючок
4.Замок навесной с петлями
5.Внутренний врезной замок
6.Электронный замок « с таблеткой»
Замки и задвижки применяются во всех странах с глубокой древности. В бронзовом веке замки были бронзовые или деревянные, впоследствии- главным образом, стальные. Издавнв различались замки врезные, накладные и висячие. Засов с гребёнкой, закреплённый на внутренней стороне двери и открываемый коленчатым ключом ( ранний тип накладного замка) был хорошо известен в Древней Греции, Египте и Риме. Им пользуются и в настоящее время. Висячие замки были изобретены в Китае и впоследствии получили распространение в Индии, Персии и Риме. В Киевской Руси, начиная с 10 века, применялись висячие пружинные замки различных типов, состоявшие из корпуса и отъёмной ручки. Одна ветвь дужки замка гладкая, на другой- запирающий механизм, представляющий два пружинных захвата. Подобные замки в России были широко распространены до 18 века и служили предметом вывоза. В Западной Европе в средние века замки такого типа назывались русскими.В 18 веке большое кустарное замочное производство возникло в городе Павлово и его окрестностях.
Современные замки делятся на неподвижные и висячие (съёмные). По способу крепления неподвижные замки бывают врезные, накладные и встроенные; в зависимомти от места установки- правые и левые. Замки можно рассматривать как задвижку, снабжённую задержками ( сувальдами), фиксирующими ригель в определённом положении. Существует, однако, и бессувальдные замки, но они менее надёжны.
Замок и задвижка используются для запирания дверей, шкафов, ящиков мебели и прочее.
Изделие, которое было решено сделать, должно отвечать следующим требованиям: не ржаветь со временем, не пачкать руки при использовании, легко монтироваться, должно быть прочным, твёрдым, износостойким, должно иметь низкую себестоимость и не использовать сложные инструменты при изготовлении. В результате было решено остановить свой выбор на плоской щеколде ( задвижке).
При изготовлении задвижки можно использовать следующие материалы, имеющиеся в мастерской: обрезки алюминиевого листа и стальные полосы. Алюминий имеет такие положительные характеристики, как коррозионностойкость и лёгкость в обработке, но он проигрывает стали в прочности и стоимости. В результате , для изготовления задвижки, была выбрана сталь.
Для изготовления изделия в мастерской есть следующий ручной инструмент: ножовки с ножовочными полотнами ,молотки, напильники разных видов, ножницы по металлу, чертилки, кернеры, свёрла различного диаметра, наждачная бумага различной зернистости, круговая кордощётка, полировальный круг. Также имеется станочное оборудование: токарно-винторезный станок, сверлильный станок, электроточило.
Для придания товарного вида задвижке возможны следующие варианты:
1.покраска в тон двери
2.полировка задвижки, с целью придания блеска и уменьшения коррозии
3.никелерование для придания блеска и увеличения коррозионностойкости.
Первый вариант ( покраска) имеет положительную сторону в том смысле, что задвижка ,покрашенная в цвет двери, не будет выделяться на её фоне, но, из-за передвижения язычка задвижки краска будет изнашиваться и через определённое время задвижка будет иметь неопрятный вид.
Третий вариант (никелерование) имеет такие положительные стороны, как красота и долговечность покрытия, но дороговизна и невозможность выполнения покрытия в условиях мастерской.
Из трёх упомянутых вариантов выбираем второй вариант, как наиболее дешёвый и более доступный в условиях мастерской и более стойкий в эксплуатации, по сравнению с первым вариантом.
При изготовлении дверной задвижки используем нетоксичные материалы, которые при эксплуатации не приносят вред нашему здоровью. Во время работы процессы изготовления достаточно чистые и экологически безвредные (мелкая металлическая стружка, образующаяся при обработке металла, не находится во взвешенном состоянии в атмосферном воздухе). В процессе работы не используются токсичные клеи и краски. Работа выполняется из экологически чистых материало и не наносит вред экологии. Так же необходимо учитывать тот фокт , что изделие выполняется на 90 процентов вручную и в основном, при дневном освещении.
Таким образом, выбираем второй вариант покрытия задвижки, т.е. полировка на станке с помощью полировального круга.
Изделие будет состоять из:
1.Основания задвижки 100мм х 80 мм прямоугольной формы
2.Трёх фигурных пластин 80мм х 25 мм
3.Язычка задвижки 135 мм х 25 мм, S=3мм
4.Ручка задвижки D= 11мм, L=25 мм, длина и диаметр резьбовой части d=6 мм L=3мм
Затраты на изготовление дверной задвижки минимальны, так как изделие выполняется из отходов производства, полученных в качестве шевской пормощи от завода 20 лет назад.
При изготовлении задвижки использовались расходные материалы:
ножовочное полотно- 30 руб.
наждачная бумага-30 руб.
заклёпки (4 штуки) - имелись в наличии. На одно изделие истрачено 60 руб. Подобное изделие в магазине стоит от 300 до 500 руб.
Список используемых информационных источников:
- « Слесарное дело» Спиридонов И.Г, Копелевич В.Г. Буфетов Г.П., Москва, Просвещение 1989 г.
- Интернет-сайты: - www/hundure.ru/locks.htm
3.Справочные таблицы по нарезанию резьбы.
4. «Домашнему умельцу» Полезные советы .1991 гю
5 « Сделай сам» Знание. Москва 1990г.
Санкт-Петербург
2022