Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Актуальность внедрения в коррекционную образовательную
программу по адаптивной физической культуре
элементов спортивного танца

Кукушкина Светлана Евгеньевна
В государственной политике развитие физической культуры и спорта среди лиц с ограниченными возможностями здоровья безусловный приоритет отдаётся физкультурно-оздоровительной направленности, массовости этого развития и связанному с ними решению задач социально-психологической адаптации в обществе и по совершенствованию двигательной активности лиц с ограниченными возможностями здоровья, повышению уровня их физического, психического и социального благополучия. Систематические занятия лиц с ограниченными возможностями здоровья физической культурой и спортом не только расширяют их функциональные возможности,  оздоравливают организм, улучшают деятельность опорно-двигательного аппарата,  сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма, но и благоприятно воздействуют на психику, мобилизуют волю, возвращают людям с ограниченными физическими возможностями чувство социальной защищённости и полезности.
        Среди множества форм художественного и физического воспитания спортивные танцы на колясках обладают огромными возможностями для полноценного физического и эстетического совершенствования человека, для его гармоничного, духовного и физического развития.
      Спортивные танцы на колясках – это особый вид адаптивного спорта, активно развивающегося в настоящее время во всём мире, включает в себя интегративные и социальные особенности,  которые используются в формировании духовного и физического равновесия  детей с ограниченными возможностями здоровья.   Как и всякое искусство, танец доставляет ни с чем  несравнимое удовольствие. Именно в танце можно познать свой дух и своё тело  и выразить своё настроение и эмоции в пластической и эстетически современной форме. В социальном смысле в спортивном танце проявляются принятые обществом нормы этики, морали, нормы взаимоотношения и поведения людей. Систематические занятия спортивными танцами развивают фигуру, способствуют устранению ряда физических недостатков, вырабатывают правильную и красивую осанку, придают внешнему виду элегантность, что является важной и неотъемлемой частью в жизни людей с ограниченными возможностями здоровья [18].
       Занятия спортивными   танцами на колясках включают в себя разминку,  упражнения  на формирование мышечного чувства, изучение схемы тела, развитие мышц туловища и укрепление мышечного корсета с учётом физиологических особенностей каждого учащегося, выполнение координационных и ритмических упражнений,  ритмические игры,  развитие музыкального слуха, изучение элементов танцев, изучение основных движений спортивных бальных танцев  адаптированных для исполнения  на специальных  спортивных колясках, развитие  памяти, внимания, что оказывает существенное влияние на развитие подвижности в суставах, выносливости мышечной силы, способствует выразительности движений, пластичности и ритмичности.
       Спецификой  занятий  спортивными    танцами на колясках у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата является – «танцевание» на спортивных колясках, что отличает их от «здоровых танцоров» и придаёт сложности  в  выполнении  многих  элементов танца. Спортивные коляски изготавливаются на заказ  с учётом индивидуальных особенностей и  физических параметров каждого ребёнка. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата осваивают технику владения, скольжения на  спортивной коляске, учатся выполнять повороты под углом 45, 90, 180, 360 градусов,   разные перестроения в зале, изучают позиции рук, положения корпуса и головы.
     Спортивные танцы на колясках являются источником формирования личности и её социализации.  Занимаясь  спортивными танцами на колясках,  дети  с  нарушениями опорно-двигательного аппарата входят   в  ту   или  иную  роль, в зависимости от характера танца,  вживаются в разнообразные образы (испанский  танец «Болеро» - роль тореадора и т.п.), вступают в общение с другими  спортсменами,   имеющими отклонения  в здоровье или нет, познают внутренний мир и отношения людей, их взаимодействие, переживают поражения  и  радость побед.  Общение как социальный процесс имеет особое значение для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, поскольку входит в содержание человеческого взаимопонимания. В общении отражается потребность человека в эмоциональном контакте, в ответном понимании, ощущении включённости в какую-либо деятельность. В адаптивном спорте есть свои особенности общения, например, невербальное общение,  характерно для совместной двигательной деятельности во время тренировок с партнёром. Тренировочные занятия проводятся индивидуально и в маленьких группах, где ведущим признаком являются общие интересы, совместная деятельность, а на соревнованиях общение носит более масштабный характер. Спортсмены объединяются, взаимодействуют, контактируют друг с другом независимо от возраста, места жительства, национальности. Непосредственный контакт с помощью речи (знания иностранных языков) и невербальных коммуникаций, эмоционально переживаемый результат деятельности позволяет понимать и влиять друг на друга.
     Процесс социализации предполагает включение человека с ограниченными возможностями  здоровья в жизнь общества, усвоение опыта социальной жизни,  образцов  поведения,  социальных  норм,  ролей  и  функций,  вхождение  в социальную среду и социальную группу, а процесс интеграции предполагает активное включение лиц с ограниченными возможностями здоровья в культурную, социальную, трудоспособную жизнь общества вместе со здоровыми людьми  [8].
         Социализация и интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья через адаптивный спорт представляют собой уникальную возможность для самореализации. Ярким примером тому служат крупные соревнования, важной особенностью которых являются самоактуализация и воспитание у спортсменов стремления к достижению высшего спортивного мастерства, профессионализма в избранном виде спорта, совершенствование физических навыков. Подготовка к таким соревнованиям должна осуществляться с помощью рационально организованной двигательной активности как естественного стимула жизнедеятельности, использовать ресурсы и духовные силы, максимально реализовывать возможности организма и личности для полноценной жизни и творчества, социальной активности и интеграции в общество здоровых людей.  Во время соревнований по спортивным бальным танцам на колясках создаются такие социальные ценности, как:  победа, престиж, зрелище, сопереживание и  многое  другое.
        Занимаясь спортивными  танцами на колясках, дети с нарушениями опорно–двигательного аппарата приобретают навыки владения своим телом и спортивной коляской, испытывают эмоции радости преодоления, наслаждение движением, музыкой, общением с партнёром, что дают только занятия спортивными танцами. Занятия  увлекают детей, снимают внутреннюю зажатость, формируют волевые качества, дают возможность испытать  яркие  положительные   эмоциональные    переживания, сосредотачивают внимание на новых объектах, переключают психическую деятельность, создают разрядку смену эмоций и настроений,  стремятся к совершенству,  изменяя свои физические качества, систему движений, создавая свой  индивидуальный стиль [2].
        При нарушениях опорно-двигательного аппарата страдают зрительные и вестибулярные системы, нарушается функция мышц – пластичность, гипотония или дистония; появляются порезы или параличи; гиперкинезы, тремор, поэтому,  в основу хореографической подготовки детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата входят упражнения на развитие координации движений. Роль координации произвольных движений чрезвычайно важна, так как способствует точному определению направления движений к конечной цели – скорость, плавность и синергию (сочетание разных групп мышц  туловища).  В выработке движений большое значение имеет зрительный аппарат, благодаря которому формируется зрительное восприятие пространства, то есть представление об окружающих предметах – их величине, цвете, форме, удалённости, направлении движений, положение собственного тела и его частей в пространстве. В каждой пространственной ориентации имеется ведущее и дополнительное участие анализаторов. Только такая координированная деятельность способствует нормальному управлению движениями. Сохранная функция зрительного анализатора обеспечивается необходимой подвижностью взора, его фиксацией на определённом предмете и достаточными полями зрения, т.е. пространством, все точки которого при неподвижном взгляде видны одновременно. Различные виды косоглазия, замедленная подвижность взора, ограничение полей зрения, снижение остроты зрения нарушают ориентацию в пространстве и двигательную координированную активность. Ни один из анализаторов – двигательный или зрительный -  не может быть ведущим, деятельность обоих нарушена. Поэтому при обучении  детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата спортивным танцам на колясках необходимо  включать занятия  по  пластике,  ритмике,  хореографии, через систему которых решается ряд специальных задач, направленных на развитие пространственных отношений, на совершенствование ритма движений, координации движений, формирования правильной осанки, укрепления мышечного корсета, развития точности и чёткости движения, развития силы, скорости, реакции  движения, гибкости и т.д.  Следует учитывать, что дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата не знают всех своих возможностей, так как ограничение опыта в силу двигательных нарушений замыкает круг их представлений и действий. Поэтому одной из задач воспитательной работы является раскрытие и развитие возможностей у данной категории детей, и создание у них уверенности в своих силах, что положительно сказывается на результатах реабилитации.
Изучение предлагаемых разделов программы происходит на разных уровнях с усложнением спортивной программы в зависимости от психофизической подготовки данной группы, с обязательным неоднократным повторением пройденного материала. Особое внимание уделяется актёрскому мастерству для развития эмоциональной выразительности.При подборе музыки важно избегать однообразия и подбирать для каждого танца разные варианты музыкальных композиций. Следует учитывать, что дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата не знают всех своих возможностей, так как ограничение опыта в силу двигательных нарушений замыкает круг их представлений и действий. Поэтому раскрытие и развитие физических возможностей данной категории детей, поможет созданию у них уверенности в своих силах и положительно скажется на результатах реабилитации. Уроки ритмики, хореографии, спортивного бального танца помогают решить эту задачу, так как требуют от детей эмоциональности, творческой активности, мобилизации всех их физических и духовных сил. Обязательными танцами спортивной программы являются танцы латиноамериканской программы: самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль, джайв и танцы европейской программы: медленный вальс, танго, венский вальс, медленный фокстрот,квикстеп.
Уроки ритмики, хореографии, спортивных бальных танцев для детей с нарушениями опорно-двигательного аппаратаявляются не только хорошим помощником для улучшения координации движений, но также выполняют воспитательную функцию, требуя от детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата эмоциональности, творческой активности, мобилизации всех физических и духовных сил.
       Спортивное направление танцев на колясках активно развивается в мире и, в частности, в России. Широкое распространение спортивные танцы на колясках приобрели в современных средствах массовой информации, а также в специализированной литературе. Необходимо отметить, что на современной педагогической и инклюзивной арене практически отсутствует методическая литература по обучению детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата спортивным танцам на колясках. Существующие программы по обучению детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата спортивным танцам на колясках преимущественно носят частный характер. Необходимость создания соответствующей образовательной программы позволяет рассматривать проблему методического обеспечения детей спортивным танцам на колясках, как наиболее актуальную и новую, поэтому возникла необходимость в создании  образовательной программы, содержание  которой направлено на:
- реализацию физического, интеллектуального, эмоционально-психического потенциала детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, удовлетворяющие эстетические, этические, духовные потребности, стремление к физическому совершенствованию;
- развитие физических способностей и повышение способностей функциональных систем организма;
- совершенствование психических процессов, функций, морально-этических, эмоционально-волевых, эстетических, интеллектуальных и других психических качеств личности, обеспечивающих максимальную концентрацию и мобилизацию усилий;
- достижение максимально возможного  уровня здоровья и подготовленности к демонстрации своего мастерства.
         Спортивные танцы на колясках являются эффективным средством реабилитации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, поэтому необходимо вводить спортивные танцы, ритмику, хореографию в программу по адаптивной физической культуре в коррекционно-образовательные учреждения.
Список литературы для педагога
  1. Аксёнов А.В. Инклюзивное воспитание детей младшего школьного возраста/ А.В. Аксёнов; ФГБОУ ВПО «НГУ имени  П.Ф.Лесгафта, Санкт – Петербург». – СПб.: {б.и.}, 2012.-110 с.
  2. Алова Г. И.    Развитие координации через уроки пластики и движения с элементами хореографии и танца для детей с ДЦП / Под ред. И. В. Добрякова, Т. Г. Щедриной. – СПб.: Изд-ий дом СПбМАПО, 2004. – 317 с.
  3. Ахметова О.   Румба, Самба, Ча-ча-ча.....на колесах / Ежеквартальный периодический журнал «Адаптивная физическая культура». - СПБ.: 2001. - №2 (6) стр. 3-4.
  4. Ашмарин Б. А.    Теория и методика педагогических исследований физического воспитания / Под ред. Ашмарина Б. А. - М.: ФиС, 1978.
  5. Говард Г.   Техника европейских танцев / Пер. с англ. А. Белегородоского – М.: Изд-во «АРТИС», 2003. – 256 с.
  6. Диниц Е. В., Ермаков Д. А., Иванникова О. В.   Азбука танцев. - М.: ООО «Изд-во АСТ»; Донецк «Сталкер», 2004. – 285 с.
  7. Добряков И.В., Щедрина Т. Г.   Восстановительное лечение детей с поражениями ЦНС и опорно-двигательного аппарата: Методические рекомендации / Под. ред. И. В. Добрякова, Т. Г. Щедриной. – СПб.: Изд-ий дом СПбМАПО, 2004. – 317 с.
  8. Евсеев С. П.   Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник в 2-х томах / Под общей ред. проф. С. П. Евсеева – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Советский спорт, 2005. – 296 с.
  9. Евсеев С. П., Курдыбайло С. Ф., Морозова О. В., Солодков А. С.   Адаптивная физическая культура и функциональное состояние инвалидов: Учебное пособие / Под ред. С. П. Евсеева и А. С. Солодкова – СПб.: Изд-во ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1996. – 95 с.
  10. Евсеев С. П., Курдыбайло С. Ф., Сусляев В. Г.   Материально-техническое обеспечение адаптивной физической культуры: Учебное пособие / Под ред. проф. С. П. Евсеева – М.: Советский спорт, 2000. – 152 с.
  11. Евсеев С.П. Инновационные технологии адаптивной физической культуры, физической культуры и спорта в практике работы с инвалидами и другими маломобильными группами населения: Учебное пособие / Под общей ред. проф. С.П.Евсеева. – СПб.: Галлея принт, 2011 – 256 с.
  12. Жиленкова В.П. Организационные основы адаптивной физической культуры инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата: Учебное пособие /под ред. С.П. Евсеева // СПб ГАФК им. П.Ф.Лесгафта. - Спб., 2001.- 83 с.
  13. Зинкевич – Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М.   Практикум по креативной терапии. – СПб.: «Речь»; «ТЦ Сфера», 2001. – 400 с.   
  14. Кульбах Э. В.   Танцтерапия? Гимнастика в колясках? Весело и здорово! Современно! / Ежеквартальный периодический журнал «Адаптивная физическая культура» - СПб.: 2001. - №1 (5) с. 3-5
  15. Курамшин Ю. Ф.   Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. проф. Ю. Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2003. – 464 с.
  16. Кукушкина С.Е., Седаков М.А., Лозко Е.П., Аксенова О.Э. Социализация и интеграция  инвалидов опорно-двигательного аппарата с помощью адаптивного спорта, или о спортивных танцах «больных» людей «с ограниченными возможностями» / Ежеквартальный периодический журнал «Адаптивная физическая культура» - СПб.: 2008. - №1 (33) с. 27 – 29.
  17.  Кукушкина С.Е. Использование спортивных танцев на колясках в системе уроков по адаптивному физическому воспитанию в коррекционно-образовательном учреждении VI вида / Научные исследования и разработки в спорте: вестник аспирантуры и докторантуры/ НГУ им. П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург, 2012.-30с.
  18. Кукушкина  С.Е. Спортивные танцы на колясках как средство реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья / Научные исследования и разработки в спорте: вестник аспирантуры и докторантуры/ НГУ им. П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург, 2012.- 163 с.
  19. Лозко Е. П.   Танцы на колясках как форма адаптивной физической культуры для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Методические рекомендации / СПбГАФК им. П. П. Ф. Лесгафта. – СПб.: 2001.
  20. Левченко И. Ю., Приходько О. Г.   Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учебное пособие. – М.: Академия, 2001. – 192 с.
  21. Мур А.   Бальные танцы / Под ред. В. И. Линдер. – М.: Изд-во «Астрель», 2004. – 322 с.
  22. Петрова И. В.   Основы подготовки специалистов хореографов: Хореографическая педагогика. – СПб.: 2006. – 634 с.
  23. Пин Ю. С.   Перспективные направления и формы обучения танцам. – СПб.: 1995.
  24. Потапчук А. А.   Адаптивная физическая культура при ДЦП / Под ред. А. А. Потапчук. – СПб, 2003.
  25. Рачицкая А.И. Применение средств хореографии в процессе адаптивной физической культуры в условиях коррекционного образовательного учреждения VI вида/ Научные исследования и разработки в спорте: вестник аспирантуры и докторантуры/ НГУ им. П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург, 2012.-115 с.
  26. Рубштейн Н.   Психология танцевального спорта. – М.: Изд-во «Маренго Интернейшнл принт», 2001. – 219 с.
  27. Рубштейн Н.   Закон успешной тренировки. – М.: Изд-во «Один из лучших», 2002. – 37 с.
  28. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений/ под ред. В.А. Сластёнина. – 6-е изд., стер. – М.: издательский центр «Академия», 2007. – 576 с.
  29. Тянникова Н.   В паре с танцем / Ежеквартальный периодический журнал «Адаптивная физическая культура» - СПб.: 2001. - №2 (6) с. 3-4.
  30. Шапкова Л. В., Федорова Т. В.   Технология подготовки и тематика квалификационных работ (по специальности 022500 – АФК): Учебное пособие / Под ред. С. П. Евсеева – СПб.: Изд-во ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1997.
  31.   Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебник/под общ. ред. проф. Л.В. Шапковой. – М.: советский спорт, 2009. – 608с.: ил.
  32. Шитикова Г.Ф. Методы контроля эффективности педагогического процесса на уроках физического воспитания: Учебно  – методическое пособие / СПб ГАФК им.П.Ф. Лесгафта. – СПб.,1997. – 59 с.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»