Проект
Здоровье
Григорьева Ольга Васильевна,
учитель-логопед ГБДОУ Детский сад N 103
компенсирующего вида
Невского района Санкт-Петербурга
Группа № 7 «Паровозики».учитель-логопед ГБДОУ Детский сад N 103
компенсирующего вида
Невского района Санкт-Петербурга
Здоровьесберегающие технологии-это шанс взрослых решить проблему сохранения здоровья детей неформально.
Тип проекта: творческий
длительность проекта: долгосрочный
Участники проекта: обучающиеся группы № 7 старшего возраста с задержкой психического развития, родители.
Руководители проекта: воспитатели группы № 7 Бондаренко Е.В., Антонова М.А.
учитель-дефектолог Кутина И.М., Григорьева О.В., инструктор по физическому развитию Громова Е.А.
Актуальность темы:
Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что формирование здоровья - не только и не столько задача медицинских работников, сколько психолого-педагогическая проблема. Стало очевидно, что без формирования у людей потребности в сохранении и укреплении своего здоровья, задачу не решить. Именно разработка программы «Здоровье» привела нас к необходимости переосмысления работы с детьми в сфере не только физического воспитания ,но и обучения в целом, профилактической работы, индивидуальной работы по коррекции, личностно-ориентированного подхода при работе с детьми, актуализации внимания педагогов на то, что в педагогической валеологии у них главная социальная роль - вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний, их валеологическое просвещение. Разрабатывая программу «Здоровье» мы стремились к тому, чтобы разработанная нами система физического воспитания, включая инновационные формы и методы, органически входила в жизнь детского сада, не организовывала 6ы детей, родителей, решила вопросы психологического благополучия, нравственного воспитания, имела связь с другими видами детской деятельности, и, самое главное, нравилась бы детям. Развитие детей обеспечивалось бы за счёт создания развивающей среды и реализации педагогической технологии.
Проект «Здоровье», разработанная педагогическим коллективом группы -воспитателями,учителем-дефектологом,учителем-логопедом,ииструктором по физическому развитию. Это комплексная система воспитания ребёнка-дошкольника, всесторонне развитого, инициативного.
Здоровьесберегающие педагогические технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак - использование психолого-педагогических приёмов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их можно выделить в три группы: - организационнo-педаroгические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезаптативных состояний;
- психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми:
- учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своём здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников. Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребёнка с учётом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья. Каждая здоровьесберегающая технология имеет оздоровителы+ую направленность, и используется в комплексе здоровьесберегаюшей деятельности, и в итоге формирует у ребёнка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Применение в нашей работе здоровьесберегаiощих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у детей и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Работа с детьми и родителями осуществляется воспитателями, учителем-дефектологом, учителем-логоледом, инструктором по физическому развитию. Она включает в себя следующие разделы:
1. Диагностика
2. Технологии сохранения и стимулирования здоровья
3. Технологии обучения здоровому образу жизни
4. Коррекционные технологии
Проект «Здоровье»
Цели: сохранение психического здоровья, методы коррекции психофизических отклонений, резервы повышения резистентности организма и устойчивости психики и нервной системы детей. Принципы:
-систематичность;
- сознательность и активность, то есть сознательное и активное отношение ребёнка к своей деятельности, которая зависит от интереса;
- наглядность ;
- доступность и индивидуализация - учёт возрастных и индивидуальных особенностей:
- тесная связь с родителями.
Основные направления в работе:
1) Оздоровительное (организация педагогического процесса в группе и семье на основе принципов ЗОЖ).
2) Социально-педагогическое (создание предметно-развивающей среды, построение на принципах личностно-ориентированного подхода, методической базы).
3) Психологическое (произвольность мотивации личности) наличие и выраженность субъективной активной позиции деятельности.
4) Педагогическое (модернизация воспитательно-образовательного процесса, внедрение инновационных технологий).
Задачи программы «Здоровье»
1. Охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое здоровье, повышать свойства организма.
2. Воспитывать в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни как показателе общечеловеческой культуры.
3. Формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки, обучать новым видам движений, основанных на приобретенных знаниях и мотивациях физических упражнений.
4. Способствовать усвоению правил соблюдения гигиенических норм и культуры быта, связывая воедино элементы анатомических, физиологических и гигиенических знаний.
5. Помочь родителям организовать с детьми оздоровительную работу, направленную на формирование у них мотивации к здоровому образу, поведенческих навыков здорового образа жизни. жизни.
6.Обеспечить детям комфортное самочувствие, нервно-психическое и физическое развитие.
Перспективный план по использованию здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС ДО в группе N7 старшего возраста с задержкой психического развития.
|
|||
Виды здоровьесберегающих педагогических технологий | Сроки и время проведения в режиме дня | Особенности методики проведения | Ответственный |
Диагностика | Сентябрь-май | Наблюдение за детьми Проводится 2 раза в год (сбор данных по срезам физического развития) группы Анкетирование родителей «О6 особенностях физического развития детей дошкольного возраста» | Все педагоги группы |
Динамические паузы | сентябрь-май Рекомендовано Постоянно во время занятий 2- 5 минут по мере утомления детей. | Рекомендовано для всех детей в качестве профилактики утомляемости. группы Может включать в себя элементы гимнастики для глаз дыхательную гимнастику и др. виды в зависимости от вида занятия |
Все педагоги группы |
Подвижные и спортивные игры | Сентябрь-август ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате | подвижные игры в соответствии с местом и временем проведения | Воспитатели Инструктор по физическому развитию |
Релаксация | Сентябрь-май 2 р. в месяц по 10 мин. не раньше, чем через 30 минут после приёма пищи | обращать внимание на восприятие, величину физической нагрузки | Воспитатели Инструктор по физическому развитию |
Гимнастика пальчиковая | Сентябрь-май ежедневно | проводится в тобой удобный момент времени. Рекомендовано всем детям, особенно с речевыми проблемами | Воспитатели |
Гимнастика для глаз | Сентябрь-май ежедневно по 3- 5 мин | В зависимости от интенсивности зрительной нагрузки рекомендовано использование наглядного материала, показ педагога | Все педагоги |
Гимнастика дыхательная | Сентябрь-май 2 р. в неделю ежемесячно в различных формах физкультурно- оздоровительной работы | обеспечить проветривание помещения, педагогам дать детям инструктаж об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры | Все педагоги |
Гимнастика бодрящая | Сентябрь-май ежедневно, после дневного сна 5-10 мин | упражнения в кровати, ходьба по массажным дорожкам | Воспитатели |
Гимнастика корригирующая | Сентябрь-май 1 р. в неделю в различных формах физкультурно-оздоровительной работы | зависит от поставленной задачи | Воспитатели Инструктор gо физическому развитию |
Гимнастика ритмическая | Октябрь, декабрь | Комплекс упражнений для детей хорошим уровнем физического развития | Инструктор по физическому воспитанию |
Февраль , апрель |
|||
|
|||
Проблемно-игровые (игротреинииги, игротерапия) |
Сентябрь-май 1 р. в месяц во 2 половине дня | Занятие может быть организовано посредством включения педегога в игровую деятельность | Воспитатели |
Физкультурные занятия | Сентябрь-август 3 раза в неделю проводятся в спортивном зале и на улице | Занятия проводятся по плану, в проветриваемом помещении | Инструктор по физическому развитию Воспитатели |
Коммуникативные игры | Сентябрь, ноябрь, февраль, апрель, май 1-2 р. в месяц по 25 мин | Занятие строится по схеме, состоящей из нескольких частей, беседы, этюды и игры . Зависит от необходимой проблемы межличностной коммуникации детей группы | Воспитатели |
Занятия из серии «Здоровье» | Сентябрь-май 1 р. в месяц по 25 мин. | включаются в качестве познавательного занятия | Учитель-дефектолог Учитель-логопед |
Самомассаж (махровой рукавичкой) | Октябрь, ноябрь, февраль, март, апрель. Во время эпидемий, в межсезонный период, проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Необходимо разъяснить детям серьёзность процедуры, дать элементарные знания о технике | Инструктор по физическому развитию |
Точечный самомассаж | Октябрь-ноябрь, Март, апрель. Проводится в предверии эпидемий, в осенний и весенний периоды | показано для детей с частыми простудными заболеваниями, используется наглядный материал | Инструктор по физическому развитию Воспитатели |
|
|||
Сказкотерапия | Сентябрь-май 2 занятия в месяц по 25 мин | Занятие проводится для психологической, развивающей работы | Воспитатели |
Технологии коррекции поведения | Сентябрь-май 1 р. в месяц по 10 мин. | проводится в малых группах, где дети состоят не по одному признаку, а с разными проблемами в поведении | Воспитатели |
Психогимнастика | Сентябрь-май 1 раз в месяц по 20 мин. | проводится по методике проведения психогимнастики | Воспитатели |
Фонетическая ритмика | Сентябрь-май 1 р. в неделю по 20 мин. | Занятие рекомендовано в коррекционных целях Цель-фонетическая грамотная речь | Учитель-логопед |
Технология музыкального воздействия | Сентябрь-май проводится в различных формах физкультурно- оздоровительной работы | используется в качестве вспомогательного средства для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя | Все педагоги |
Ожидаемые результаты реализации проекта «Здоровье»
- Создание условий для практической реализации здоровьесберегающих технологий
- Повышение заинтересованности детей, родителей в укреплении здоровья
- Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья
- Стимулирование повышения внимания дошкольников, родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности