Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Значимость ИКТ в образовательном процессе детей с ОВЗ

Егорова Ольга Евгеньевна
     Вопросы качества образования и курс на улучшение качества образования является актуальным в любой временной период. Особое значение данный вопрос приобретает при изменении модели образования, формы получения образования, расширении способов получения образования. Сложность усвоения и восприятия материала традиционными способами (учебник, доска, учитель) ощутимы как самими учителями, так и учащимися. Особого внимания в данном вопросе требуют учащиеся с ОВЗ. Количество учебной информации возрастает ежегодно, сложность материала также не снижается, но возможность осмыслить и воспринять материал падает. Уменьшается степень включенности в образовательный процесс, падает уровень усвоенного материала, качества обучения как таковое. На фоне данного снижения степени усвоения материала, как уже было сказано ранее, сложность и объем самого материала лишь увеличивается. Снова и снова появляется необходимость поиска новых способов и методов обучения. Методов, которые обеспечивают наибольшую наглядность, понятность и доступность материала, при уменьшении объема воспринимаемого материала и сложности его изложения. На помощь учителю в этом случае приходят информационные технологии, которые расширяют привычные способы подачи материала, делают его наиболее наглядным, понятным и доступным к восприятию, что крайне важно для детей с ОВЗ.
     Особую важность применение ИКТ в образовательном процессе для детей с ОВЗ вызвано ростом инвалидов в нашем мире. Согласно данным экспертов ООН и Всемирной Организации Здравоохранения порядка 10% жителей земного шара имеют инвалидность физического или психического характера, при этом больше 120 миллионов из этого числа – дети и подростки. Согласно данным статистики, в РФ ежегодно рождается более 30000 детей с аномалиями в развитии, порядка 75% данных детей признаются инвалидами. В нашей стране существуют специальные образовательные учреждения, специализирующиеся на обучении детей с разными видами сложных заболеваний. Но количество таких образовательных учреждений ограничено,  в то время как число детей со сложностями в здоровье, требующих специального подхода и адаптированных программ  возрастает. В связи с этим родители вынуждены привозить детей в школу из дальних районов. Оставлять детей в школе на интернат, при существующей возможности такого оставления, решаются не все. Отсюда посещение школы или приход учителей на дом затрудняется, качество обучения снижается и ухудшается. Но ведь именно для детей с ОВЗ базовое образование является фундаментом и основой их успешного взаимодействия с социумом, возможностью качественной и безболезненной самореализации.
С целью наиболее комфортной адаптации в образовательном пространстве детям с ОВЗ может быть предложена система дистанционного обучения, призванная расширить возможные способы получения знаний, самореализации, самопознания и саморазвития в электронном пространстве. Конечно, дистанционное обучение имеет и ряд отрицательных моментов: отсутствие живого общения, как со сверстниками, так и с учителем, сложность в выстраивании дружеских взаимоотношений,  труднее быть участником конкурса или олимпиады. Обучение детей с ОВЗ – это не только процесс передачи знания и усвоения программного материала, во многом это еще и возможность социализация ребенка в обществе, навыки его общения с окружающими. Поэтому индивидуальное дистанционное обучение нуждается в корректировке или должно быть интегрировано с реальным, живым общением. В качестве возможного решения отвлеченности от коллектива при индивидуальном дистанционном обучении может быть предложено групповое дистанционное обучение. Данная форма позволит общаться детям, находящимся вне стен школ, взаимодействовать в образовательном пространстве, социализироваться. Важно определить то, сколько именно времени будет отводиться под групповое дистанционное обучение, а сколько под индивидуальное.
     Групповое дистанционное образование обеспечивает ученика, помимо возможности общения со сверстниками, также и возможностью живого общения с учителем, одним из ключевых звеньев образовательного процесса. Помимо образовательной функции, дистанционное взаимодействие позволит ребенку в ОВЗ, не посещающему стены школы, присутствовать на классных часах, учувствовать во внешкольных классных мероприятиях.
Несомненно, процесс информатизации образования происходит сложно. К данным затруднениям можно отнести и недостаточное финансирование школ, недостаточные ресурсы и оснащение необходимым оборудованием самих обучающихся с ОВЗ, проблему интернет – соединения, а также низкую информационную грамотность. На мой взгляд, именно низкий уровень подготовки к использованию современных информационных технологий и ПО, как учителей, так и учащихся, тормозит процесс глобального внедрения систем дистанционного обучения  детей с ОВЗ. Даже, если педагог готов к такой работе, вовсе не каждый школьник справится со специальными программами, приложениями (и далеко не каждый родитель в силах решить и помочь трудности, возникающие вопросы, при использования ИКТ ребенком).
     ИКТ при обучении детей с ОВЗ является глобальным прорывом и может решить множество насущных проблем и задач (невозможность посещения школы, сложность восприятия материала с первого раза, отсутствие общения со сверстниками). Но в тоже время дистанционное обучение детей с ОВЗ ставит ряд задач и вопросов, решение к которым еще следует найти, как учителям, родителям, так и руководителям системы образования в нашей стране. Грамотное организация процесса дистанционного обучения позволить подарить шанс в жизнь большому числу детей, которые требуют особого внимания, но которые, в тоже время, могут принести весомый вклад в наше общество.
 
Список литературы:
1. Виневская  А. В. Педагогика. Словарь-справочник коррекционного педагога / А. В. Виневская. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013. – 268 с.
 2. Семенова, Л. Э. Психологическое благополучие субъектов инклюзивного
образования [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / Л. Э. Семенова. - Электрон, текстовые данные. - Саратов : Вузовское образование,
2019. - 84 с. - 978-5-4487-0514-4. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/84679.html
3. Особенности использования систем компьютерного сурдоперевода в инклюзивном образовании лиц с нарушением слуха [Электронный ресурс] : учебное пособие / М. Г. Гриф, О. О. Королькова, Г. С. Птушкин, Е. В. Траулько. - Электрон, текстовые данные.- Новосибирск : Новосибирский государственный технический университет, 2014. - 71с. - 978-5-7782-2579-4. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/44988.html
4. Инклюзивное образование в ВУЗе [Текст] : учебное пособие / сост. О. Л. Леханова; под ред. О. А. Денисовой. - Череповец: Череповецкий гос. университет, 2018. - 259 с.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»