Формирование экологической культуры у детей
с ограниченными возможностями здоровья
Карякина Любовь Сергеевна
Ответственное отношение к природе — важная характеристика личности. Детям необходимо понимать, законы природы, которые определяют жизнь человека. Кроме того, она проявляется в активной созидательной деятельности по охране среды, в соблюдении правовых и нравственных принципов природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе, в пропаганде идей правильного природопользования. Формирование у воспитанников ответственного отношения к окружающей среде – длительный и сложный процесс. В результате этого процесса воспитанники должны не только получить определенные знания и умения, а развить эмоциональную отзывчивость, уметь и желать активно улучшать, защищать, облагораживать природную среду. Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием следует понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического мировоззрения оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются на тематических занятиях, праздниках, беседах, творческой и трудовой деятельности. Эти экологические знания на протяжении определенного времени переводят в убеждения, доказывая ребятам на интересных примерах необходимость жить в гармонии с природой. Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое мировоззрение. На формирование экологического мировоззрения оказывают влияние: − экологические знания; − экологические убеждения. Экологические знания формируются на тематических занятиях, праздниках, беседах, творческой и трудовой деятельности. Эти экологические знания на протяжении определенного времени переводят в убеждения, доказывая ребятам на интересных примерах о необходимости жить в гармонии с природой. Конечная цель экологического образования — ответственное отношение к окружающей среде. Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Решая задачи экологического образования детей с ОВЗ, в первую очередь, стараемся научить понимать и устанавливать существующие зависимости и связи в природе, сформировать систему знаний о природе, и самое главное действовать в соответствии с полученными знаниями. Одним из залогов успешного экологического обучения — создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей.Цель экологического воспитания для детей с ОВЗ – это формирование экологической культуры. Это формирование знаний о природе, умений мыслить и строить свою деятельность в природе на основе природосохранения, целесообразности, экологической оправданности, соблюдать нравственные и правовые принципы природопользования, а также воспитание чувств.
Задачи экологического воспитания:
- формирование системы знаний о природе края, экологических проблемах современности и путях их решения;
- формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, стремления охранять окружающую среду, беречь природные ресурсы; воспитание нравственного отношения к природе как универсальной ценности;
- развитие умений по оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; выбору мер защиты здоровья от вредного влияния опасных факторов окружающей среды, по сохранению и укреплению здоровья.
Принципы экологического воспитания в школе – интернате для детей с ОВЗ:
- Междисциплинарный подход в формировании экологической культуры воспитанников. Систематичность, непрерывность и последовательность в работе по экологическому воспитанию.
- Педагогическое руководство и самостоятельная деятельность воспитанников.
- Связь с жизнью, практикой.
- Доступность (учёт возможностей детей)
- Учёт возрастных и психологических особенностей воспитанников.
- Единство познавательного, эмоционального, волевого начал в воспитании личности.
- Взаимосвязь глобального, национального и краеведческого раскрытия экологических проблем в учебно-воспитательном процессе.
- Единство требований и действий педагогов, семьи, общества.
- Коррекционная направленность экологического воспитания.
Чтобы повысить эффективность воспитания экологической культуры у воспитанников с ОВЗ стала использовать различные формы и методы работы с детьми:
- экологические занятия;
- экологические экскурсии;
- уроки доброты;
- экологические конкурсы;
- трудовой десант;
- экологические праздники;
- метод проектов;
- экологические игры (дидактические, имитационные, игры – моделирование экосистем, игры – путешествия);
- экологические сказки;
- инсценировки.
Методы: организации деятельности (учебно-познавательная, трудовая, игровая, досуговая, физкультурно-оздоровительная и др. в природе); методы формирования сознания и поведения; методы стимулирования, поощрения, наказания.
Формы работы: коллективные, групповые, индивидуальные: групповые и индивидуальные учебные занятия, дежурства, общественно-полезный труд, школьные праздники, концерты, выезды на природу, экскурсии, прогулки, соревнования, конкурсы, тематические декады и др.
Средства: объекты природы, окружающая среда, общение с детьми, организация совместной деятельности, организация коллективных мероприятий, работа с родителями, коллектив воспитанников, игра, труд, художественная литература, художественное слово, картины о природе, изобразительные средства, информационные средства (фильмы, видеоматериалы, телевизионные передачи, слово педагога), наглядные средства, средства компьютерных технологий и др.
Необходимо помнить о необходимости постоянного контакта ребёнка с природой. Известный педагог Ян Амос Коменский писал: «Нужно учить так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но и из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали сами вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах».
Цель экологического воспитания для детей с ОВЗ – это формирование экологической культуры. Это формирование знаний о природе, умений мыслить и строить свою деятельность в природе на основе природосохранения, целесообразности, экологической оправданности, соблюдать нравственные и правовые принципы природопользования, а также воспитание чувств.
Задачи экологического воспитания:
- формирование системы знаний о природе края, экологических проблемах современности и путях их решения;
- формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, стремления охранять окружающую среду, беречь природные ресурсы; воспитание нравственного отношения к природе как универсальной ценности;
- развитие умений по оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; выбору мер защиты здоровья от вредного влияния опасных факторов окружающей среды, по сохранению и укреплению здоровья.
Принципы экологического воспитания в школе – интернате для детей с ОВЗ:
- Междисциплинарный подход в формировании экологической культуры воспитанников. Систематичность, непрерывность и последовательность в работе по экологическому воспитанию.
- Педагогическое руководство и самостоятельная деятельность воспитанников.
- Связь с жизнью, практикой.
- Доступность (учёт возможностей детей)
- Учёт возрастных и психологических особенностей воспитанников.
- Единство познавательного, эмоционального, волевого начал в воспитании личности.
- Взаимосвязь глобального, национального и краеведческого раскрытия экологических проблем в учебно-воспитательном процессе.
- Единство требований и действий педагогов, семьи, общества.
- Коррекционная направленность экологического воспитания.
Чтобы повысить эффективность воспитания экологической культуры у воспитанников с ОВЗ стала использовать различные формы и методы работы с детьми:
- экологические занятия;
- экологические экскурсии;
- уроки доброты;
- экологические конкурсы;
- трудовой десант;
- экологические праздники;
- метод проектов;
- экологические игры (дидактические, имитационные, игры – моделирование экосистем, игры – путешествия);
- экологические сказки;
- инсценировки.
Методы: организации деятельности (учебно-познавательная, трудовая, игровая, досуговая, физкультурно-оздоровительная и др. в природе); методы формирования сознания и поведения; методы стимулирования, поощрения, наказания.
Формы работы: коллективные, групповые, индивидуальные: групповые и индивидуальные учебные занятия, дежурства, общественно-полезный труд, школьные праздники, концерты, выезды на природу, экскурсии, прогулки, соревнования, конкурсы, тематические декады и др.
Средства: объекты природы, окружающая среда, общение с детьми, организация совместной деятельности, организация коллективных мероприятий, работа с родителями, коллектив воспитанников, игра, труд, художественная литература, художественное слово, картины о природе, изобразительные средства, информационные средства (фильмы, видеоматериалы, телевизионные передачи, слово педагога), наглядные средства, средства компьютерных технологий и др.
Необходимо помнить о необходимости постоянного контакта ребёнка с природой. Известный педагог Ян Амос Коменский писал: «Нужно учить так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но и из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали сами вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах».
Цель экологического воспитания для детей с ОВЗ – это формирование экологической культуры. Это формирование знаний о природе, умений мыслить и строить свою деятельность в природе на основе природосохранения, целесообразности, экологической оправданности, соблюдать нравственные и правовые принципы природопользования, а также воспитание чувств.
Задачи экологического воспитания:
- формирование системы знаний о природе края, экологических проблемах современности и путях их решения;
- формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, стремления охранять окружающую среду, беречь природные ресурсы; воспитание нравственного отношения к природе как универсальной ценности;
- развитие умений по оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; выбору мер защиты здоровья от вредного влияния опасных факторов окружающей среды, по сохранению и укреплению здоровья.
Принципы экологического воспитания в школе – интернате для детей с ОВЗ:
- Междисциплинарный подход в формировании экологической культуры воспитанников. Систематичность, непрерывность и последовательность в работе по экологическому воспитанию.
- Педагогическое руководство и самостоятельная деятельность воспитанников.
- Связь с жизнью, практикой.
- Доступность (учёт возможностей детей)
- Учёт возрастных и психологических особенностей воспитанников.
- Единство познавательного, эмоционального, волевого начал в воспитании личности.
- Взаимосвязь глобального, национального и краеведческого раскрытия экологических проблем в учебно-воспитательном процессе.
- Единство требований и действий педагогов, семьи, общества.
- Коррекционная направленность экологического воспитания.
Чтобы повысить эффективность воспитания экологической культуры у воспитанников с ОВЗ стала использовать различные формы и методы работы с детьми:
- экологические занятия;
- экологические экскурсии;
- уроки доброты;
- экологические конкурсы;
- трудовой десант;
- экологические праздники;
- метод проектов;
- экологические игры (дидактические, имитационные, игры – моделирование экосистем, игры – путешествия);
- экологические сказки;
- инсценировки.
Методы: организации деятельности (учебно-познавательная, трудовая, игровая, досуговая, физкультурно-оздоровительная и др. в природе); методы формирования сознания и поведения; методы стимулирования, поощрения, наказания.
Формы работы: коллективные, групповые, индивидуальные: групповые и индивидуальные учебные занятия, дежурства, общественно-полезный труд, школьные праздники, концерты, выезды на природу, экскурсии, прогулки, соревнования, конкурсы, тематические декады и др.
Средства: объекты природы, окружающая среда, общение с детьми, организация совместной деятельности, организация коллективных мероприятий, работа с родителями, коллектив воспитанников, игра, труд, художественная литература, художественное слово, картины о природе, изобразительные средства, информационные средства (фильмы, видеоматериалы, телевизионные передачи, слово педагога), наглядные средства, средства компьютерных технологий и др.
Необходимо помнить о необходимости постоянного контакта ребёнка с природой. Известный педагог Ян Амос Коменский писал: «Нужно учить так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но и из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали сами вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах».