Общее физическое развитие как средство укрепления
и сохранения здоровья обучающихся с нарушениями
опорно-двигательного аппарата
Рылева Виктория Игоревна
Культура здоровья - важнейшая составляющая общечеловеческой культуры, отрасль знаний, которая решает теоретические и практические задачи гармоничного развития духовных, психических и физических сил человека. Физическое развитие человека составляет основу здорового образа жизни и здоровье напрямую зависит от оптимального соотношения физической активности и отдыха. Регулярные занятия физическими упражнениями обеспечивают высокий уровень иммунитета, улучшают обмен веществ и кровообращение, нормализуют давление, увеличивают силу и выносливость.
Имея нарушения опорно-двигательного аппарата, а также тяжелые множественные нарушения развития, дети в большинстве случаев испытывают «двигательный дефицит». Происходит увеличение статистической нагрузки на определенные группы мышц, снижается сила и работоспособность мускулатуры. Все это приводит к нарушению функций организма. Именно в школьном возрасте необходимо формировать культуру здоровья - положительные принципы осознанного отношения к здоровью. Поэтому созданы условия, обеспечивающие ежедневную двигательную активность обучающихся. Также возникает необходимость нового подхода для привлечения детей к занятиям физической культурой, развитию интереса к движению.
Таким новым подходом стало создание курса внеурочной деятельности «Основы физического развития». Данный курс включает в себя несколько направлений адаптивного спорта, а также направление «двигательное развитие» для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Цель занятий - укрепление здоровья, решение многообразных двигательных задач, развитие физических качеств, всестороннее гармоничное развитие личности, подготовка к соревнованиям, отбор для дальнейших занятий спортом.
Секция «Легкая атлетика» включает следующие разделы: теоретические сведения о виде спорта, общая физическая подготовка, бег и ходьба, бег на колясках, прыжки, метания, подвижные игры.
Секция «Спортивные игры» включает такие разделы программы, как: общая и специальная, физическая, техническая подготовка; участие в соревнованиях и сдача контрольных нормативов по отдельным видам подготовки.
Секция «Художественная гимнастика» включает следующие разделы программы: общеразвивающие упражнения, элементы акробатики, элементы хореографии, танцевальные движения, упражнения художественной гимнастики с предметами (скакалка, мяч, обруч, лента), теоретические сведения о художественной гимнастике как виде спорта.
Секция «Бочча» – данная программа предусматривает изучение правил игры, технические и тактические приемы: обучение технике выполнения броска, обучение выбору направления для выполнения броска, захват мяча, передвижение по площадке, а также психологическую подготовку и соревновательную деятельность.
Секция «Спортивное ориентирование» включает разделы программы: общая и специальная физическая подготовка, морально-волевая подготовка, гигиена, технико-тактическая подготовка, ориентирование по местным ориентирам, правила поведения и техника безопасности на занятиях и соревнованиях, правила соревнований, изучение рельефа местности и его изображения на картах, подготовка к соревнованиям.
Секция «Двигательное развитие» разработана для обучающихся, имеющие тяжелые нарушения опорно-двигательного аппарата. Учитывая сложную специфику двигательных нарушений, решаются следующие задачи: развитие выпрямления и равновесия (постурального механизма), обеспечивающего правильный контроль головы в пространстве и по отношению к туловищу, развитие функции руки и предметно-манипулятивной деятельности, развитие зрительно-моторной координации, торможение и преодоление неправильных поз и положений.
Таким образом, в процессе занятий адаптивным спортом в рамках курса «Основы физического развития» у обучающихся формируется культура здоровья, воспитывается потребность в двигательной активности, что способствует укреплению и сохранению их здоровья. Благодаря занятиям обучающиеся видят свои способности, а не нарушения. Они становятся уверенными и сильными через свои достижения.