Трудовое воспитание у детей
с ограниченными возможностями здоровья
Раткевич Татьяна Ивановна,
воспитатель Ленинградского областного
государственного бюджетного учреждения
«Волховский комплексный центр социального
обслуживания населения «Береника»
Трудовое воспитание является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребёнка. В программе трудового развития ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных особенностей и психического развития) интереса к труду взрослых, желания трудиться, воспитание основных навыков трудовой деятельности, трудолюбия.государственного бюджетного учреждения
«Волховский комплексный центр социального
обслуживания населения «Береника»
Эти задачи могут решиться через ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное участие воспитанников в посильной трудовой деятельности. При этом ставятся задачи: подчеркнуть роль социальной значимости, формировать уважительное отношение к людям труда, обеспечить всестороннее развитие детей, помогать обрести уверенность своих силах, сформировать жизненно необходимые умения и навыки, воспитывать ответственность и самостоятельность.
Необходимо так организовать труд детей, чтобы он активизировал физическую силу и умственную деятельность детей, доставляя им радость, позволяя ощущать себя значимым.
Я работаю над методической темой: «Трудовое воспитание у детей с проблемами в развитии и обобщение конкретных представлений о труде взрослых».
Начала я свою работу с выявления у детей навыков самообслуживания. Дети владеют простейшими навыками, а я поставила цель их совершенствовать. Они самостоятельно одеваются раздеваются, испытывая затруднения лишь в застегивании змеек, кнопок, в завязывании шнурков. Дети постарше помогают младшим детям в таких моментах, а я контролирую и поощряю словесно этих детей.
За время работы с этими детьми я научила и добивалась неплохих результатов в складывании, развешивании школьной одежды на «плечики». Сейчас дети справляются с этим самостоятельно.
После прогулки научились мы развешивать влажные вещи на сушилку, а дежурный контролирует как это делается, делая некоторые замечания. Я ежедневно контролирую, чтобы все навыки самообслуживания выполнялись правильно и добросовестно, т.к. у единичных детей наблюдается снижение интереса к самообслуживающему труду. Ежедневно формируется такое понятие у детей как «надо»: необходимо чистить зубы, тщательно мыть руки, причесываться, аккуратно вешать свое полотенце, нельзя шалить в умывальной комнате и мешать друг другу.
Чтобы у детей сохранялся интерес к самообслуживающему труду, я считаю, что в работе с детьми главными остаются интересные для них игровые приёмы, занимательный, и в то же время обучающий материал. В работе использую картинки с изображением детей и зверюшек, занимающихся самообслуживанием; загадки о предметах личной гигиены, увлекательные игры, потешки, стихи. Например, перед мытьем рук говорю: «Сегодня кукла Таня пришла к нам в гости поучиться как правильно мыть руки. Она не верит мне, что мы с вами умеем мыть руки так чисто, что нет следов от грязи на полотенцах».
Можно использовать потешки и стихи:
«Кран, откройся,
Нос умойся!
Глаз купайся!
Грязь, сдавайся!»
Или: «Водичка – водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок».
Эти приёмы помогают мне подкреплять усвоенные умения и формировать из них стойкие привычки. А систематический контроль за действиями каждого ребенка в сочетании мягкого доброжелательного тона (напоминания) дает особенно положительный эффект.
Хочу отметить, что в этом возрасте особое внимание уделяется самообслуживанию в процессе еды. Учу есть аккуратно (не набивать пищей полный рот, не разговаривать с набитым ртом, тщательно пережевывать пищу, стараться не крошить и не ронять с тарелок пищу на скатерть). Дети пока не умеют пользоваться ножом и вилкой, это представляет для них трудность. Много запланировано работы по обучению этому навыку в свободное от занятий время и при проведении воспитательных бесед. На конкретных примерах учу делать простейшие навыки, устанавливать причинно-следственные связи: забыл убрать в шкаф сменную обувь – будешь долго ее искать, не завернула рукава свитера или платья – будешь ходить с мокрыми рукавами.
В работе с детьми данное группы хозяйственно-бытовой труд занимает значительное место в жизни детей. Основной его формой является поручения, которые дают возможность привлекать всех детей. Трудовые усилия детей надо обязательно надо оценивать, чаще хвалить ребенка при всех: «Таня, ты так мне помогла, я бы без тебя не справилась» и т.д.
Часто даю такие поручения, как вместе со взрослым помочь отнести белье в стирку, принести чистое белье, помочь в игровой комнате расставить кукольную мебель, одеть кукол, расставить красиво на полке мягкие игрушки, с моей помощью намыть чашки с блюдцами после чаепития.
Важно напоминать детям, что выполненная ими работа нужна не только им, но и сверстникам, взрослым. Это дает возможность подчеркнуть общественную значимость труда.
В этом возрасте дети уже научены правильно сервировать столы. Дежурные (по два человека) поочередно накрывают в столовой приборы для приема пищи. Дети знают, как расставить тарелки, бокалы, что тарелочка с хлебом ставится в середине стола, правильно раскладывают ложки и вилки, а в группе мы учимся нарезать салфетки для столов разными узорами и приемами. В этом возрасте постепенно расширяется сфера детского труда, и появляется возможность приобщать детей к общему труду. Даю поручения группе детей (3-4 человека). Например, даю задание навести порядок в шкафу с игрушками, подмести пол в бытовой комнате (один подметает, другой держит совок, третий несет мусор из маленького ведра в общее). Учу работать дружно, слаженно, без ссор. На участке д/дома организовывается по мере необходимости совместная трудовая деятельность взрослых и детей. Ребята видят, что они тоже вносят в общее дело свой вклад: дворник подметает участок, а дети собирают мелкий мусор, воспитатель подгребает листья, а дети складывают их в ведерка и носят в большую кучу. При такой организации труда дети начинают уметь труд взрослого и свой труд. Таким образом, воспитательно - образовательная ценность труда продолжает выступать на первое место. Задача воспитателей в д/доме состоит в том, чтобы постепенно формировать у детей разные виды трудовой деятельности, с тем, чтобы старшем возрасте у них сформировались все B компоненты. Любая деятельность состоит из пяти компонентов:
1.мотив (надо)
2. цель (буду)
3. планирование (как?)
4. отбор средств (чем?)
5. результат (есть!)
Важно также в этом возрасте приобщать детей к ручному труду, направленному на поддержание порядка в группе и изготовление чего-то полезного (дети могут подремонтировать коробочки для мелочей или их изготовить, подклеить книжки, вырезать по шаблонам необходимые детали для аппликации и т.д. Ручной труд способствует развитию смекалки. Хочется еще сказать о труде в природе, какие-то навыки труда по уходу за растениями дети получили ранее, а я в своей работе продолжаю формировать элементарные навыки работы на участке д/дома: посев, полив, прополка цветов на клумбе, рыхление почвы возле кустов, освобождение дерева, куста от сухих веток, уборка сухих листьев на участке и т.д. Я объясняю детям, что листья мы убираем не только для того, чтобы был порядок, а еще, чтобы сделать из них «компост» хорошее природное удобрение. Листья пригодятся для укрытия на зиму деревьев, кустов и цветов. В дальнейшем планирую знакомство детей со способами работы с инвентарем (грабли, тяпка, лопата, секатор) через показ во время бесед, через наглядный пример работы дворника.
Таким образом у детей воспитывается желание трудиться сообща на воздухе, а также чувство ответственности за выполнение порученного дела.
В зимние времена проводиться работа по подкормке птиц, показываю детям как можно сделать простейшие кормушкииз коробок, полиэтиленовых бутылок), закрепляем знания детей о том, чем кормят птиц, для чего их надо подкармливать, а также дети с большим удовольствием чистят дорожки от снега лопатками. Труд в природе разнообразен.
По мере взросления детей, работа по труду в природе в дальнейшем будет продолжаться, умения и навыки детей будут совершенствоваться.
Через общение с природой, дети не только получают новые знания, но научаться беречь, любить и охранять природу.
Большая работа запланирована мною по знакомству с трудом взрослых, с разными понятиями, их профессиями и с начала учебного года она успешно ведется. Дала детям понятие о труде. Труд – самый замечательный волшебник. Трудиться человек – появляются чудесные машины, прекрасные дома, цветут сады, растут хлеба. Труд – основа всему.Внимание детей обращается на мотив труда, материалы, инструменты, необходимые для той или иной деятельности, на отношение человека к труду, его деятельности, дала понятие «профессия», провела ряд занятий о труде взрослых, работающих в детском доме, результаты деятельности которых имеют для детей прямое значение. Например, дети наблюдают за трудом повара, как он нарезает овощи для винегрета, как заправляет его маслом, накладывает в салатник, красиво оформляет, вырезанными из овощей «розочками», «листочками», зеленью и т.д.
Дети наблюдали в детском доме за трудом прачки, плотника, сантехника, няни-санитарки и т.д., с детьми рассматриваются иллюстрации, на которых запечатлен труд людей разных профессий (понятных детям): строителя, швеи, воспитателя, учителя, доктора. С детьми заучивались пословицы и поговорки о труде, предложены дидактические игры «Что кому нужно для работы», «Подбери предмет», «Угадай профессию» и др.
Дети отражают свои впечатления о труде взрослых в своих рисунках, в сложных ролевых играх «Автобус», «Столовая», «Магазин».
Надо отметить, что успешное овладение знаниями, навыками и умениями зависит от уровня речевого развития детей, что пока значительно западает в силу заниженного интеллекта детей, поэтому нужно еще больше обращать внимание на словарный запас детей, на построение предложений, на связность речи в высказываниях. Очень важно продолжать развивать у детей деловое общение, учить контактировать с окружающими.