Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Инновационная деятельность педагога ДОУ: нетрадиционные
техники рисования как средство развития мелкой моторики
и творческих способностей детей с ограниченными
возможностями здоровья

(из опыта работы)
 
Веккер Анастасия Анатольевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 45
Красносельского района Санкт-Петербурга
 
Детей не сложно удивить. Игры с красками, и работа с разным материалом - это две благоприятные темы, удовлетворяющие любопытство воспитанников. Они становятся активными участниками, интересуются происходящим, тем самым у них развиваются познавательные интересы, творческие способности, обогащается и активизируется словарный запас.
Нетрадиционное рисование - это использование знакомых предметов в качестве художественного материала, так как художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике.
Нужно отметить, что почти все дети рисуют. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. 
Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.
Присущие детям с ОВЗ грубые нарушения мелкой моторики препятствуют формированию у них целенаправленности в поведении и деятельности, резко снижают их работоспособность. В связи с этим актуальны поиски путей и методов, способствующих коррекции дефектов развития мелкой моторики у воспитанников с ОВЗ. У ребенка с отклонениями в развитии трудно формируется согласованность двигательной и чувственной сферы, так как недостаточно развит каждый орган чувств в отдельности. Чтобы развитие зрительного, тактильного, двигательного восприятия по возможности приближалось к нормальному восприятию, необходимо систематически проводить специальную коррекционную работу.
Постоянная, кропотливая работа над развитием мелкой моторики рук у детей с нарушениями развития благоприятно сказывается на развитии речи, мышления, памяти, практической деятельности.
Ещё в 18 веке педагог Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечается выраженная в разной степени общая моторная неловкость, а также отклонения в развитии движений пальцев рук.
У обучающихся со сложными дефектами в значительной степени страдает координация движений обеих рук, зрительный контроль при выполнении движений. Недостаточность зрительно-двигательной координации, неумение действовать одной и двумя руками под контролем зрения в дальнейшем отрицательно влияют на процесс овладения ребенком всеми видами деятельности (бытовой, практической, познавательной).
По мнению Л.В Занкова, ребенок с нарушением интеллекта долго не может сосредоточиться на последовательности движений в выполнении операций. Его движения неловки, суетливы, хаотичны, пальцы рук непослушны. Как считает Б.И Пинский, отставание в физическом развитии проявляется при выполнении действий и заданий, требующих точности, силы, быстроты, меткости и пластичности движений.
Значительную роль в коррекционно-направленном процессе обучения и воспитания детей с ограниченными физическими и умственными возможностями занимает изобразительное искусство, помогающее ребенку осваивать окружающую действительность. Рисование нетрадиционными способами – это увлекательная, завораживающая деятельность.
Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово "Нельзя". Можно рисовать чем хочешь и как хочешь, можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые положительные эмоции, по которым можно судить о настроении ребёнка: о том, что его радует, что его огорчает. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально - благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима.
В процессе манипуляции с нетрадиционными материалами идёт естественный массаж биологически активных точек, расположенных на ладонях и пальцах рук, что способствует развитию тактильной чувствительности, повышению уровня развития зрительно-моторной координации, коррекции мелкой моторики рук (их мускулатуры и координации движений). Движения рук совершенствуются под контролем зрения и кинестетических ощущений, что помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов.
Происходит развитие наглядно – образного мышления, активизация речевой деятельности детей. В процессе работы по мере тренировки движений рук совершенствуется состояние речи детей, расширяется кругозор и словарный запас, появляется познавательный интерес и желание действовать с нетрадиционным материалом, усидчивость и аккуратность.
За счёт использования разнообразных изображающих материалов, новых технических приёмов, нуждающихся в точности движений, но не ограничивающих пальцы ребёнка фиксированным положением (как при правильном держании карандаша), создаются условия для преодоления общего неудобства, развития мелкой моторики.
Особое внимание я уделяю нетрадиционным техникам рисования, как средствам развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья – это рисование поролоновой кистью, рисование пальчиками, рисование ватными палочками, рисование штампами и т. д.
Обучение детей с ОВЗ нетрадиционным техникам в изобразительной деятельности, является перспективным направлением коррекционно-педагогической работы. Апробируя на практике разные методики и техники, можно сделать вывод, что использование именно нетрадиционных техник в изобразительной деятельности позволяет достигнуть наилучших результатов в развитии обучающихся со сложной структурой дефекта.
Существует много техник нетрадиционного рисования, привлекающих своей простотой и доступностью. Для работы не требуется владение привычными инструментами (кисти и карандаши), когда есть собственные пальчики и ладошки, которые слушаются гораздо лучше, чем инструменты художника.
Необычность техник состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь результата и каждая из них - это маленькая игра. Круг внимания ребенка сужается и сосредотачивается на малой зоне и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Кроме того, такие занятия не утомляют ребёнка, а стимулируют положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывают радостное настроение у детей, способствуя ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей.
Целью работы является развитие мелкой моторики, развитие творческих способностей у детей с ОВЗ через использование нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
  • Сформировать у детей технические навыки рисования;
  • Познакомить детей с ОВЗ с различными нетрадиционными техниками рисования;
  • Научить создавать свой неповторимый образ в рисунках;
  • Развивать воображение и творческие способности детей;
  • Обогащать и расширять художественный опыт детей;
  • Побуждать ребенка экспериментировать;
  • Поощрять и поддерживать творческие находки;
  • Воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату;
  • Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности интересен другим и ему самому.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:
• Способствует снятию детских страхов;
• Развивает уверенность в своих силах;
• Развивает пространственное мышление;
• Учит детей свободно выражать свой замысел;
• Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
• Учит детей работать с разнообразным материалом;
• Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;
• Развивает мелкую моторику рук;
• Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;
• Способствует получению эстетического удовольствия.
В процессе проведения занятий я заметила, что использование нетрадиционных техник рисования повысило интерес ребят к рисованию. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстрее достичь желаемого результата. Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. На занятии я активизирую внимание ребят при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
• Игра, которая является основным видом деятельности детей;
• Сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
• Просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
Живая, эмоциональная речь педагога.
Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования, дать понятие о разных техниках изображения. Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Дам краткое описание некоторых техник.
Нетрадиционная техника «Волшебные ладошки».
Ребенок опускает ладошку в краску или окрашивает ее широкой кистью и делает отпечаток на бумаге. Можно рисовать обеими руками. Затем дополнить изображение мелкими деталями. Хорошо получаются в этой технике разные птицы, рыбки, бабочки, цветы, кроны деревьев. Другой вариант: ребенок обводит свою ладошку карандашом, а затем превращает полученный контур в новое изображение (цветы в вазе, грибы в корзине, лес, птицу).
Техника «Рисунок пальчиками»
Ребенок опускает в краску пальчик и наносит пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. В процессе рисования можно пользоваться влажными салфетками. После занятия руки моют с мылом. В такой технике можно рисовать цветы, ягоды, гусеницу, божьих коровок в траве, листья на деревьях и многое другое.
Техника «Оттиск печатками»
Печатки можно сделать самим из картофеля, пенопласта, ластика, пластилина, пробок от бутылок, рельефной ткани. А можно использовать любые предметы окружающего пространства - кубики, крышки от различных флакончиков, детали мозаики, игрушки. Ребенок прижимает печатку к штемпельной подушечке с краской или просто опускает в густую гуашь и наносит оттиск на бумагу. Для каждого цвета используется своя печатка. Сочетая разные печатки можно создать разнообразные узоры, пейзажи, сюжетные композиции.
Техника «Рисование круглой поролоновой кистью»
Ребенок работает с заранее заготовленным фоном, дополняя его кружочками, используя круглую поролоновую кисть и гуашь. В такой технике можно нарисовать град, осеннее дерево, ветку рябины, украсить варежку и многое другое.
Техника «Рисование поролоном»
Взрослый готовит фон, либо заготовку-трафарет. Ребёнок рисует при помощи поролоновых губок (по количеству используемых цветов красок). Гуашь выкладывают в специальные палитры или тарелочки. Поролон макают в краску и наносят на лист. Из поролона можно вырезать фигуры (круги, квадраты, ромбики, звёздочки, лепестки и т. п.). Чередуя 2-3 фигуры дошкольники могут печатать симпатичные узоры на одежде (сарафане, платке, скатерти, полотенцах для кукол, на открытках и приглашениях на детские праздники или составлять композицию (ромбик - лист или рыбка, круг - лепесток). Этот способ очень подходит при изображении животных, цветов, птиц, времени года, а также для выполнения цветных фонов в разных композициях: изображение снежного покрова, водной поверхности, листопада и т. д.
Техника «Рисование ватными палочками»
Ребенок или взрослый рисует контурное изображение предмета, затем делает отпечатки ватной палочкой по карандашному контуру. Затем можно заполнить и середину изображения. На каждый цвет берется чистая палочка. Эта техника доступна даже малышам, позволяет быстро получить много одинаковых кружочков, украсить одежду, посуду, получить необычное фактурное изображение.
Техника «Раздувание краски»
Ребенок выливает жидкую краску на бумагу, дует из трубочки на пятно так, чтобы краска растекалась в разные стороны. Можно сделать несколько разных пятен. Недостающие детали дорисовать. С помощью этой техники можно нарисовать деревья, цветы, ежика, солнышко, салют и многое другое.
Техника «Рисование пластилином (пластилинография)»
Взрослый рисует контур предмета. Ребенок отщипывает кусочки пластилина и наносит их на рисунок. При достаточно развитой мелкой моторике ребёнку не составит труда растягивать пластилин по фону основным цветом и дополнять рисунок орнаментом из пластилина других/ контрастных цветов.
Нетрадиционных техник существует очень много: «Тычок жесткой кистью» «Отпечатки листьев», «Рисование мятой бумагой», «Набрызг», «Рисование песком, крупой, солью, скорлупой», «Монотипия пейзажная/ предметная», «Рисование мыльными пузырями», «Кляксография», «Рисование восковыми мелками/ свечой», «Рисование веревочкой» и т.д. В общем — это благодатная почва для работы с детьми, имеющими сложные дефекты в развитии.
Использование нетрадиционных техник рисования проводилось во время занятий в группе со сложными дефектами «Солнышко», возраст воспитанников 4-6 лет.
Выводы:
- развитие мелкой моторики - это не стихийный, самостоятельно протекающий процесс, а специально созданные условия воспитания и целенаправленного обучения, способствующие развитию движений рук;
- включение в работу с детьми нетрадиционных методов рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только через исследование свойств изображаемых предметов и выполнение соответствующих действий, но и благодаря работе с разными живописными материалами, благодаря чему осуществляется стимуляция познавательных интересов ребёнка;
- использование в деятельности пальчиковых игр и упражнений, дидактических игр, нетрадиционных материалов, техник и индивидуального дифференцированного подхода способствовало развитию у детей мелкой моторики рук;
- считаю наиболее приемлемым использование в работе нетрадиционных техник изображения, т.к. дети получают не только знания и навыки, но и радость и удовольствие;
- многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно - моторной координации.
В своей дальнейшей работе я буду продолжать использовать нетрадиционные материалы и техники в изобразительной деятельности, с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей.
В завершении хочется подчеркнуть, что для обычного ребенка уровень развития мелкой моторики — это один из важных показателей готовности к школе, сформированности устной и письменной речи. Для ребенка с ОВЗ уровень развития мелкой моторики — это прежде всего его социализация.
Неразвитая речь затрудняет общение со сверстниками и с взрослыми. Таким детям трудно овладеть навыками самообслуживания и трудовой деятельности. В связи с этим актуальность развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья трудно недооценить. Необходима полноценная коррекционная работа по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ. Хочется отметить, что подобная работа возможна лишь при условии систематичности и тесного взаимодействия всех участников педагогического процесса, сопровождающих ребенка с особыми образовательными потребностями.
Считаю, что данное направление в работе с обучающимися со сложными дефектами является перспективным.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»